Оружие Победы. Речные танки

И лишь в конце 1942 года на БКА стали поступать башни от Т-34 с пушками Ф-34, которые стали штатным вооружением БКА пр. 1124 и 1125.Пушка в башне имела максимальный угол возвышения 25 — 26°, чтобыло крайне неудобно для БКА.

Периодически возникали проекты создания башен с большим углом возвышения орудий, но все они остались на бумаге. Естественно, что угол возвышения увеличивался только для навесной стрельбы. Чтобы вести эффективный зенитный огонь, требовались установки, близкие по габаритам к 34-К, которые невозможно было бы разместить на катерах пр. 1124 и 1125.

В мемуарной литературе повествуется о сбитии бомбардировщиков 76-мм пушками наших БКА. Видимо, речь идет о 76-мм зенитных пушках Лендера, которые к 1942 году продолжали оставаться довольно эффективным средством борьбы с авиацией на средних высотах, обладая специальным зенитным прицелом и зенитными снарядами (дистанционными осколочными гранатами, пулевыми и стержневыми шрапнелями). Эффективность же зенитной стрельбы из башенных пушек обр. 1927/32 г. и Ф-34 была близка к нулю из-за малого угла возвышения, отсутствия зенитного прицела, невозможности производить в башне установку дистанционной трубки и т. д.

76-мм пушка обр. 1927/32 г. имела поршневой затвор и практическую скорострельность 2-3 выстр./ мин. 76-мм пушки Л-10 и Ф-34 оснащались клиновыми полуавтоматическими затворами. На полигонном станке скорострельность Ф-34 достигала 25 выстрелов в минуту, а фактическая в башне составляла 5 выстр./мин. Все наши танковые пушки того периода не имели эжекционных устройств, и загазованность в башнях при частой стрельбе была крайне велика.

Оружие Победы. Речные танки
В.М. Молотов в 41-й БТК Черноморского флота

В самом начале боевых действий выяснилось, что на БКА пр. 1125 прислуга носовой башенки с 7,62-мм пулеметом не может вести огонь одновременно с пушечной башней, расположенной непосредственно сзади. В связи с этим на строящихся катерах носовая башенка была демонтирована.

Для повышения живучести радиосвязи были применены штыревые и поручневые антенны, располагавшиеся по периметру ходовой рубки.

Проектом предусматривалось вести наблюдение из боевой рубки сквозь щели в броневых листах. В боевых условиях это оказалось крайне неудобно, приходилось приподнимать щитки, открывать окна, выглядывать в приоткрытые броневые двери, что увеличивало потери в экипаже. Поэтому на крыше рубки был установлен танковый поворотный перископ. Кроме того, использовались танковые смотровые блоки.

В ходе войны на бронекатера обоих проектов была установлена телефонная связь. Командир теперь мог легко связаться с расчетами в башнях, с машинным отделением и кормовым (румпельным) отсеком.

Для уменьшения пожароопасности на катерах была применена система Шатерникова, в которой в бензобаки нагнетались охлажденные выхлопные газы.

В ходе боевых действий на замерзающих реках и озерах требовалось удлинить сроки навигации БКА. Сделать это было нелегко — легкий корпус бронекатера не мог обеспечить безопасного плавания даже в битом льду. Пластины молодого льда сдирали окраску, что вызывало коррозию. Часто повреждались тонкие пластинки гребных винтов. Шуга и мелкий лед забивали систему охлаждения, вызывая перегрев двигателей катеров.

Командир Ю.Ю.Бенуа нашел оригинальный выход из положения. Бронекатер одели в деревянную «шубу». Деревянные доски толщиной 40-50 мм защищали днище и борта катера (на 100-150 мм выше ватерлинии). Деревянная «шуба» почти не меняла осадку катера за счет плавучести дерева. Другой вопрос, что БКА в «шубе» имел меньшую скорость хода.

Э.Э.Паммель спроектировал гребной винт с более толстыми кромками лопастей, причем максимальная скорость катера с упроченными винтами уменьшилась всего на 0,5 узла. Параллельно Паммель предложил специально спроектированное им профилированное устройство, устанавливавшееся так, чтобы гребной винт работал как бы в полунасадке. Это не только улучшало тяговые качества комплекса, но и служило дополнительной защитой винта. Только из-за технологических трудностей военного времени эта полунасадка не пошла в серию и была установлена лишь на одном бронекатере.

Для укрепления корпуса иллюминаторы в нем были заделаны. Исключение было сделано лишь для каюты командира и кубрика.

Для защиты системы охлаждения Ф.Д.Качаев предложил установить в машинном отделении ледовый ящик — цилиндр, высота которого превышала осадку катера. Внутри ставилась решетчатая перегородка, которая задерживала лед, поступающий вместе с забортной водой. Скопившийся мелкий лед или шугу можно было удалить, не покидая машинного отделения. Это простейшее устройство, как показала осенне-зимняя навигация 1942- 1943 гг., оказалось очень надежным.

Для улучшения бытовых условий в 1944 году Ю.Ю.Бенуа предложил устанавливать специально разработанные котлы-плиты, служившие и для отопления, и для приготовления пищи (вместо неудобных примусных плит). Они работали как на жидком, так и на твердом топливе и заслужили полное одобрение личного состава бронекатеров.

Были произведены переделки и в рулевой системе. Рули, несмотря на то, что были защищены тоннелями, часто повреждались. А снятие руля и его ремонт в условиях фронтовых баз, не имеющих специального оборудования, было очень сложным. В итоге конструкцию значительно упростили.

Окрашивались БКА, как правило, в стандартный, шаровый цвет. Однако в ходе боевых действий корабли камуфлировали в белый, серый, темно-серый цвета, иногда использовалась окраска, применявшаяся в механизированных частях Красной Армии, — зелено-желтая, коричневая, под цвет берегов.

Эти катера, которые, как казалось, не способны были причинить большой вред врагу, внесли огромный вклад в приближение светлого и радостного дня — дня Победы…

Оружие Победы. Речные танки
Восперы в Констанце

Из боевой хроники: «На рассвете 25 июня бронекатера №№ 725, 461 и 462, ведя интенсивный огонь из пушек и пулеметов, подошли вплотную к румынскому берегу в районе Сату-Ноу, где высадили роту десантников. После короткого боя солдаты противника бежали и укрылись в плавнях. Захвачены семь пленных, два полевых орудия и 10 пулеметов. В 6 часов утра 26 июня 4-й отряд бронекатеров Дунайской флотилии перебросил на румынскую территорию 23-й стрелковый полк. Через 2,5 часа он овладел городом Старая Килия. Убиты до 200 вражеских солдат и офицеров, а 720 взяты в плен. Трофеями советских воинов стали 8 пушек и 30 пулеметов. К исходу дня подразделения полка овладели несколькими окрестными селами…»

Это еще не освобождение Румынии в 1944-м. Это третий и четвертый день войны. 1941 год. Десяток наших бронекатеров обеспечил захват плацдарма по фронту 76 км и в глубину до 15 км на румынском берегу Дуная. Мы могли воевать «малой кровью, могучим ударом». Но не успели. Любопытно, что большая речная флотилия противника ни разу не попыталась вступить в бой с бронекатерами Дунайской флотилии. У румын имелось семь мощных мониторов водоизмещением 600-700 тонн, а у Дунайской флотилии — пять кораблей такого же класса водоизмещением 230-250 тонн.

На румынских мониторах стояли восемь 152-мм и двадцать шесть 120-мм орудий, а на наших — два 130-мм и восемь 102-мм орудий. Однако главной ударной силой советской флотилии являлись 22 бронекатера проекта 1125.

Оружие Победы. Речные танки
Бронекатер проекта 1124. Азовская военная флотилия, керченский пролив.

В Сталинградской битве участвовали 14 бронекатеров Волжской военной флотилии (ВВФ), из которых два были проекта 1124, а остальные — однопушечные — проекта 1125. На нескольких бронекатерах имелись пусковые установки 82-мм ракет М-8, а бронекатер № 51 вооружили пусковой установкой 132-мм ракет М-13.

Мобильность, способность бронекатеров ВВФ укрываться в многочисленных протоках Волги и Ахтубы делали их малоуязвимыми для авиации и артиллерии немцев.

Вот хроника одного лишь дня обороны Сталинграда — 14 сентября 1942 года. В 10 ч. 40 мин., по сведениям разведотдела армии, немцы силой до двух полков пехоты и 60 танков наступали на завод «Баррикады». В 10 ч. 50 мин. по радио был передан приказ Северной группе кораблей — немедленно открыть огонь по району завода «Баррикады». Расход боеприпасов составил 200 снарядов и РС.

С 12 ч. 30 мин. до 12 ч. 40 мин. бронекатер № 13 вел огонь по селению Купоросное и рассеял группу пехоты противника, израсходовав 15 снарядов. Отмечено три попадания в блиндажи.

В 13 ч. 10 мин. бронекатер № 14 выпустил 18 фугасных снарядов по немецким окопам и дзотам.

В 21 ч. 35 мин. бронекатер № 41 выходил на Волгу южнее поселка Рынок и дал два залпа реактивными снарядами по скоплению немецких танков и пехоты в районе Сухой Мечетки, юго-восточнее высоты 101,3.

Зима 1942-1943 годов выдалась очень холодной, уже к 10 ноября на Волге от Ельца до Саратова начался ледостав. Поэтому еще 1 ноября нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов отдал приказ о переводе большей части кораблей и судов Волжской флотилии в Гурьев.

Однако в районе Сталинграда остались канонерские лодки «Усыскин» и «Чапаев» и 12 бронекатеров. Они вмерзли в лед, но продолжали вести огонь по врагу. Последний залп моряки ВВФ дали 31 января 1943 года в 15 ч. 27 мин.

За время Сталинградской битвы были безвозвратно потеряны два бронекатера пр. 1125: катер № 22 подорвался на мине, погибли экипаж и находившийся на борту контр-адмирал Борис Хорошхин, и «семьдесят шестой» Зеленодольского завода, воевавший с октября 1942 года под № 34.

Оружие Победы. Речные танки
Советский катер МО-354 идет вдоль побережья

Читай продолжение на следующей странице
AesliB