«Большая Берта»
Это одно из «Wunderwaffe» (нем. «чудо-оружие») немецких вооруженных сил начала ХХ века. Лишь вид пушки размером с двухэтажный дом должен был повергать людей в ужас. Снаряд весил 900 килограмм, а процесс заряда занимал целых 8 минут! Создавалась «Берта» для борьбы с укрепленными фортами и крепостями, но куда более маневренный тип войны, который появился в ХХ веке, вынудил прекратить их производство. Правда, одна из машин все же уцелела и даже пыталась обстреливать Севастополь во время Великой Отечественной войны.
Насмешливое прозвище модели «L/14», как звучит ее настоящее имя, дали журналисты из Бельгии и Франции, как одни из первых пострадавших под ее чудовищным огнем. Ирония заключалась в том, что Бертой звали любимую внучку Альфреда Круппа, владельца завода и изобретателя этой пушки. Позже название прижилось и в самой немецкой армии, что немало раздражало и выводило из себя старого конструктора и любящего деда Альфреда, но заглушить «глас народа» он уже не мог.
«Козлик»
Непосредственное и очаровательное прозвище принадлежало ГАЗ-67, советскому военному легковому автомобилю, который использовался при штабах и разведротах, а также при перевозке раненых.
С 1943 года ГАЗ-67 начинает теснить своих ленд-лизовских конкурентов Willys MB и Ford GPW, во многом за счет большей простоты конструкции, которая позволяла ремонтировать машину прямо в полевых условиях обычным солдатам, не обращаясь к помощи специальных техников. В этой простоте были и минусы — крайне жесткая подвеска автомобиля делала поездки на нем сродни катанию на домашнем парнокопытном. Любопытно, что и дальнейшие попытки устранить этот дефект успехом не увенчались, даже с дополнительными гидравлическими амортизаторами. Но автомобиль стал легендой военного, а позже и сельхозяйственного парка СССР. Такой вот легендарный «козлик».
автор: Илья Щеголев
источник: rg.ru