ИСУ-122: трудный путь фронтовика

Сегодня мы решили рассказать о машине, которая не может похвастаться участием в оборонительных боях. О машине, которую благодаря «новым историкам техники от Википедии» часто воспринимают как простого помощника...

Сегодня мы решили рассказать о машине, которая не может похвастаться участием в оборонительных боях. О машине, которую благодаря «новым историкам техники от Википедии» часто воспринимают как простого помощника танка. Этакий эрзац танка, созданного непонятно для чего. Но машине, которая именно брала Берлин! Хотя некоторые особенности машины делали её применение в городах проблематичным.

ИСУ-122: трудный путь фронтовика

Итак, героиня сегодня ИСУ-122. САУ, которая частенько на экспозициях музеев стоит рядом с ИСУ-152 и танками ИС-2. И, будем честны перед собой, незаслуженно производит менее устрашающее впечатление, чем соседи. Впечатление дополняет то, что ИСУ-122 выглядит как ИСУ-152, а пушка точно такая же, как на танке ИС-2. Ну и естественный вопрос: зачем вообще машина, которая по огневой мощи не превышает мощь танка-прототипа?

В принципе, в большинстве описанных ранее самоходок СССР и Германии именно так и было. САУ почти всегда оснащались более мощным орудием. Именно это обеспечивало артиллерийскую поддержку танковых атак. Самоходы давали возможность танкистам выйти на рубежи эффективной работы собственных орудий. На прямую наводку. Проскочить тот самый участок недосягаемости противника без существенных потерь.

Попробуем разобраться именно с этим решением конструкторов САУ.

Но начать необходимо издалека. Из далекого 1942 года. Именно в 1942-м военные эксперты Советского Союза, ведущие конструкторы бронетехники получили задание продумать тенденции развития танков противника на последующие годы. В конце 1942 года даже была создана специальная комиссия в ЦНИИ-48.

Выводы по развитию бронетехники немцев были однозначны. Достаточно привести фразу из доклада комиссии ЦНИИ-48 (руководитель профессор, доктор технических наук А. С. Завьялов):

ИСУ-122: трудный путь фронтовика

«За время войны можно ожидать появления у врага новых образцов танков, хотя немцы, судя по всему, всячески избегают производственных осложнений, связанных с переводом промышленности на новые образцы и отражающихся на массовости выпуска вооружений.

Если такие новые образцы появятся, то едва ли мы встретимся в них с фактом значительного утолщения брони.

Скорее всего, в соответствии со всем ходом развития типов немецких танков следует ожидать усиления танковой артиллерии, с одной стороны, и увеличения проходимости танков в условиях бездорожья и мощных снежных покровов, с другой стороны».

Есть факт, который почему-то прошел незамеченным советским командованием, но который мог повернуть конструкторскую мысль в совершенно другую плоскость. На советско-германском фронте уже осенью-зимой 1942 года стали появляться экспериментальные «Тигры».

Известен исторический факт захвата танка типа «Хеншель» № 250004. Именно расшифровка путевого листа этого танка 25 января 1943 года (переводчик Брескер) доказывает, что свой первый рейд эта машина совершила ещё 21 сентября 1942 года (разведка боем в 10 ч 30 мин в районе п. Мга-Горы). Почему это осталось незамеченным советским командованием, непонятно до сих пор.

Мы специально заострили внимание на том, какие идеи были главными на начало 1943 года. Это поможет понять логику появления ИСУ-122.

ИСУ-122: трудный путь фронтовика

Итак, 1943 год. Танкостроители активно занимаются разработкой нового тяжелого танка ИС-1. Параллельно разрабатывались и две САУ. Решение было классическим. Танк с пушкой калибром 85 мм (Д-5Т), САУ огневой поддержки танков (истребитель танков) с пушкой 122 мм (А-19) на базе КВ-14 и САУ с пушкой-гаубицей 152 мм (МЛ-20С) на той же базе.

Работы по созданию танка были завершены в ноябре 1943 года. И уже на базе ИС-1 была построена ИСУ-152 (объект 241). На очереди был и объект 242 с пушкой 122 мм. Прототип построили через месяц после объекта 241.

ИСУ-122: трудный путь фронтовика

И тут в работу вмешались военные. Дело в том, что ИС-1 при всех своих достоинствах уже не устраивал артиллеристов своим орудием. 85-мм орудия было явно мало для тяжелого танка. Машина не имела преимущества в бою перед другими танками. Это орудие больше подошло среднему Т-34, что и произошло.

Орудие, предназначенное для САУ, было установлено на новую разработку танка — объект 240 (ИС-2). Так получилось, что на испытания объект 240 (ИС-2) вышел даже раньше, чем объект 241 (ИСУ-152). Объект 242 таким образом стал не нужным. Именно по причине однотипной пушки с танком. В серию пошли ИСУ-152. Практически, с декабря 1943 года по апрель 1944 года ЧТЗ выпускал только ИСУ-152.

И опять помог случай. Точнее, трудовые подвиги рабочих ЧТЗ. Завод выпускал бронекорпуса для САУ в больших количествах. К апрелю выяснилось, что для производства САУ ИСУ-152 просто не хватает орудий МЛ-20С. И в то же время, на складах скопилось достаточное количество танковых А-19 (с начала производства ИС-2 получила название Д-25Т).

Челябинский тракторный стал выпускать сразу две САУ: ИСУ-152 и ИСУ-122. Но и это не конец истории этой машины. Было удачное продолжение! И это продолжение мы тоже можем увидеть сегодня. Это ИСУ-122С. Это не прихоть неугомонных конструкторов САУ, а необходимость.

Задачи, которые должны выполнять САУ даже при одинаковых с танками орудиях, никто не отменял. На СУ-122 конструкторы смогли добиться некоторого увеличения скорострельности (с 2 до 3 выстрелов в минуту) за счет более свободной рубки и пятого члена экипажа. Но само орудие не могло выдать большего. Мешал поршневой затвор.

Артиллерийские конструкторы взялись за усовершенствование затвора. И уже в конце 1943 орудие получило полуавтоматический клиновый затвор. Орудие получило наименование Д-25С. Его практически сразу стали устанавливать на ИС-2. Для ИСУ-122 таких орудий не было.

Но во второй половине 1944 года конструкторам все-таки удалось создать новый прототип — объект 249. Машина даже внешне отличалась от ИСУ-122. Новое орудие было снабжено дульным тормозом. Маска стала компактнее из-за уменьшения противооткатных устройств орудия. Кстати, это уменьшение дало возможность увеличить угол горизонтальной наводки орудия.

ИСУ-122: трудный путь фронтовика

Машина понравилась. Понравилась настолько, что уже с сентября 1944 года ЧТЗ стал выпускать сразу три серийных машины! ИСУ-152, ИСУ-122 и ИСУ-122С!

Переходим к осмотру машины в деталях. Прежде всего необходимо сказать, что это классическая советская машина того времени. Отделение управления и боевое отделение располагаются впереди. Трансмиссия и моторное отделение сзади.

Бронекорпус изготавливался из катаной брони различной толщины: 90, 75, 60, 30 и 20 мм. Бронелисты устанавливались под рациональными углами наклона. В целом такое бронирование обеспечивало хорошую противоснарядную защиту. Лоб у машин разного времени производства бронировался по-разному. Первые машины имели броневую отливку. Более поздние — сварной лоб.

Орудие расположено не по осевой линии корпуса, а чуть смещено вправо от оси машины. Устанавливалось на установке рамного типа, практически идентичной ИСУ-152. Противооткатные устройства защищены неподвижным литым кожухом и подвижной литой маской. Кстати, маска, кроме основной функции, выполняет роль уравновешивающего устройства.

ИСУ-122: трудный путь фронтовика

Экипаж размещался следующим образом. Механик-водитель впереди, слева. За ним, слева от орудия, находился наводчик. Справа от орудия — командир. За наводчиком место заряжающего. За командиром место замкового. Иногда экипажи формировались из 4-х человек. В этом случае замковой выполнял ещё и обязанности заряжающего.

На крыше рубки было два люка. Но для посадки и высадки предназначался только правый. Левый люк предназначен для вывода удлинителя панорамного прицела. Основным люком для посадки-высадки экипажа был прямоугольный двухстворчатый люк на стыке крышевого и заднего листов броневой рубки.

ИСУ-122: трудный путь фронтовика

Предусмотрен в ИСУ и аварийный люк для эвакуации экипажа. Расположен в днище машины. Остальные лючки предназначены для доступа к узлам и агрегатам машины, заправки горючим и боеприпасами.

На ИСУ-122 использовались орудия А-19С. Причем орудия отличались. Первые машины оснащены 122-мм пушкой обр. 1931/37 гг. Модификация С касалась переноса органов управления орудием на одну сторону для удобства наведения, оборудования его казённой части лотком-приёмником для удобства заряжания и установки электроспуска. Затвор поршневой, идентичный с буксируемым орудием.

С мая 1944 года на САУ устанавливали 122-мм самоходную пушка обр. 1931/44 гг. Ствол этого орудия уже отличался от А-19.

ИСУ-122: трудный путь фронтовика

Для стрельбы из пушек А-19 или Д-25С применяются следующие типы боеприпасов:

  • осколочно-фугасная пушечная граната ОФ-471Н с привинтной головкой;
  • осколочно-фугасная цельнокорпусная короткая пушечная граната ОФ-471Н;
  • осколочно-фугасная цельнокорпусная длинная пушечная граната ОФ-471;
  • осколочно-фугасная стальная гаубичная граната ОФ-462;
  • бронебойно-трассирующий остроголовый снаряд БР-471;
  • бронебойно-трассирующий снаряд с баллистическим наконечником БР-471Б;
  • бетонобойный пушечный снаряд Г-471.

Для ведения огня на САУ устанавливались сразу два прибора: панорама Герца и телескопический прицел СТ-18 (для стрельбы прямой наводкой).

Правда, следует сказать, что прибор СТ-18 несколько снижал дальность стрельбы. Дело в том, что градуировка прибора была рассчитана всего на 1500 метров. Поэтому, на более дальние расстояния использовать его было невозможно. Спасала панорама Герца.

Экипаж кроме приборов прицеливания имел достаточно приборов наблюдения. Все люки для посадки-высадки были снабжены перископами Мk IV.

Сейчас, по логике материала, необходимо рассказать о ходовой части, моторном отделении, шасси. Однако сегодня мы решили этого не делать. Просто потому, что достаточно подробно описывали все это в материалах о танке ИС-2.

ИСУ-122: трудный путь фронтовика

 

ИСУ-122: трудный путь фронтовика

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector