Гаубица Б-4 – 8-дюймовый ветеран

Молодое Советское государство получило от царской армии вооружение устаревших образцов, которое зачастую не имело перспектив развития. Особенно это касалось артиллерии среднего и крупного калибров. Поэтому уже в конце...

Молодое Советское государство получило от царской армии вооружение устаревших образцов, которое зачастую не имело перспектив развития. Особенно это касалось артиллерии среднего и крупного калибров. Поэтому уже в конце осени 1920 года создается новое конструкторское бюро, которое возглавляет Ф.Ф. Лендер. Организационно бюро входило в состав Артиллерийского комитета, поэтому получило короткое обозначение КБ Арткома.

Одной из разработок бюро стала тяжелая гаубица Б-4, которая широко использовалась в Зимней войне и в ходе Великой Отечественной. Надежность и прочность конструкции позволили сохранить орудие в штатном расписании Советской Армии вплоть до 80-х годов, а затем передать материальную часть на базы долговременного хранения.

История создания

В конце 1926 года появляется техническое задание, согласно которому требовалось разработать полевую гаубицу калибра 203 мм, имевшую увеличенную дальность ведения огня. Но главный конструктор Ф.Ф. Лендер умер в 1927 году и не смог довести проект до конца. Поэтому наработки передали на завод «Большевик», где была доведена до логического завершения только лафетная часть. Работы по артиллерийской части гаубицы были завершены КБ Арткома под руководством А.Г. Гаврилова.

Гаубица Б-4 – 8-дюймовый ветеран

В самом начале 1928 года чертежная документация была представлена заказчикам, причем одновременно существовал вариант орудия с дульным тормозом и без него. Остальные компоненты гаубиц были идентичными, аналогичными были боеприпасы и баллистика.

В итоге для дальнейшего развития проекта была принята модификация без дульного тормоза. Спустя 3 года заводом «Большевик» был построен первый прототип, который прошел отстрел на полигоне НИАП в течение лета 1931 года. На начальных этапах стояла задача подбора веса и типа боевого заряда, который обеспечивал бы требуемую дальность стрельбы без ущерба ресурсу ствола.

На первых испытаниях отмечались случаи деформации и разрыва ствола.

Работы заняли почти 2 года, в ходе которых велись и полигонные и армейские испытания. В итоге, к середине 1933 года орудие рекомендовали для серийного производства и год спустя приняли на вооружение под индексом «203 мм гаубица образца 1931 года» или Б-4 (Б – от сокращения названия завода «Большевик», по новой системе обозначений, введенной в СССР).

В ходе доработок в конструкцию гаубицы ввели ствол, удлиненный на 3 калибра, дополнительно изменили конфигурацию казенной части. Улучшение характеристик привело к появлению полуофициального обозначения Б-4БМ (Большей Мощности). При этом ранние образцы стали называть Б-4ММ (Малой Мощности). Постепенно все собранные образцы ММ доработали до стандарта БМ и разделение на типы прекратилось.

Гаубица Б-4 – 8-дюймовый ветеран

Последние упоминания о версии Б-4ММ имеются в документации периода окончания Великой Отечественной войны. Согласно отчетам заводов, в армию было отгружено 31 гаубица модели Б-4ММ.

Из-за сложности конструкции и острой потребности РККА в новом виде оружия к производству решили подключить Сталинградский завод «Баррикады». Но предприятие столкнулось с большими сложностями технологического плана, в результате в 1934 году он смог поставить в армию только 15 экземпляров Б-4, причем один из образцов завод начал собирать еще в 1933 году. Из-за низких темпов поставки завод временно отстранили от сборки Б-4, переориентировав на выпуск более простого и технологичного орудия А-19.

Но на «Большевике» картина была немногим лучше, там за 5 лет осилили собрать только 146 гаубиц Б-4.

Поэтому уже в 1938 году к выпуску вновь подключают завод «Баррикады». Перерыв в производстве пошел предприятию только на пользу. Полученный опыт изготовления пушек А-19 позволил быстро развернуть изготовление и гаубицы Б-4.

Несколько орудий было собрано в самом начале 1942 года, после чего более Б-4 в Сталинграде не производили.

Для поддержки «Большевика» был привлечен машиностроительный завод, расположенный в Новокраматорске. Сборка Б-4 стартовала на новой площадке в 1938 году, а последние экземпляры передали заказчику в середине осени 1941 года. Всего 3 завода собрали более 1000 гаубиц Б-4, которые заметно отличались друг от друга. Причиной стали различные возможности предприятий, которые были вынуждены корректировать конструкцию элементов орудия под свои технологические особенности.

Командование РККА неоднократно обращало внимание на отсутствие взаимозаменяемости узлов и элементов гаубиц Б-4. Были предприняты попытки унифицировать конструкцию, которые продолжались вплоть до прекращения выпуска артиллерийской системы. Так, в 1937 году на основе опыта эксплуатации сданных в армию гаубиц была проведена небольшая модернизация, которая привела к унификации части чертежной документации.

Мобильная версия

В 1933 году появилась идея установить ствол и часть лафета гаубицы Б-4 на самоходное шасси, состоявшее из деталей танков Т-26 и Т-35. Установка оснащалась бензиновым 12-цилиндровым мотором М-17, имевшим мощность 500 л.с. Поскольку силовой агрегат размещался спереди, то удалось выделить место для перевозки боекомплекта, состоявшего из 8 выстрелов. Установка получила обозначение Су-14, и уже летом 1933 года поступила на испытания, на которых присутствовал маршал К.Е. Ворошилов.

Ситуацию не исправили даже 2 кормовых сошника с гидравлически и резервным ручным приводами. Новые испытания стартовали только весной 1935 года, при этом ходовая часть вообще не оценивалась. Установка получила положительные оценки и была рекомендована к проведению войсковых испытаний. Вместе с тем была отмечена низкая устойчивость Су-14 при стрельбе под большим углом возвышения ствола гаубицы Б-4.

Следующий цикл испытаний стартовал в 1936 голу и показал раскачку установки при выстреле. На подачу нового снаряда и заряда уходило почти 6 минут, на ходу стрельба не допускалась. Но дефекты ходовой части устранены не были, поэтому Су-14 отправили на доработку на завод №185, в ходе которой была установлена 152 мм пушка Бр-2.

Гаубица Б-4 – 8-дюймовый ветеран

Аналогичная судьба постигла экземпляр Су-14-1, построенный тем же заводом №185. После пробных стрельб самоходку забраковали, а затем заменили пушку Б-4 на 152 мм гаубицу Бр-2. В результате оба прототипа в 1937 году оказались на складе длительного хранения в Москве. Позднее обе установки приняли участие в войне с финнами, а затем отражали атаки немцев в районе Кубинки. До наших дней дожил только прототип Су-14-1.

Еще одной попыткой создания мобильного орудия стала установка С-51, представлявшая собой сочетание шасси танка КВ-1с и вращающейся части гаубицы Б-4. Конструкция была создана в 1943 году под руководством В.Г. Грабина и поступила на заводские испытания. При пробных выстрелах отмечался откат установки назад, а также боковая раскачка. По этой причине точность стрельбы падала, но была признана достаточной. Дальнейшего развития проект не получил, поскольку гаубица Б-4 к тому времени серийно не выпускалась.

Особенности конструкции

Для комплектации гаубиц Б-4 использовались стволы нескольких типов. Применялись конструкции, составленные из нескольких частей и монолитные. При этом скрепленные стволы первых выпусков не оснащались лейнером. Устройство, разработанное заводом «Большевик», появилось только в 1934 году на стволах гаубиц малой мощности.

В конструкцию ствола входит отдельная труба, в которой выполнена нарезная часть и имеется камора. Нарезы (64 шт.), имеющие постоянную крутизну и длину хода 20 калибров.

Ширина и глубина нарезки на стволах, выпущенных до 1936 года, отличается от более поздних образцов. Причиной модернизации стали случаи среза нарезки в момент прохождения снаряда. После доработки появилась новая проблема – омеднение канала ствола, но Артиллерийское управление РККА признало дефект допустимым и не влияющим на характеристики гаубицы Б-4.

Существовал опытный образец ствола Б-4, оснащенный 48 нарезами, которые имели постоянную крутизну и длину хода 12 калибров. Подобное орудие было изготовлено в конце 1936 года и предназначалось для опытных стрельб снарядами весом около 175 кг. Полученные результаты не устроили Артиллерийское управление, прототип гаубицы был возвращен на завод «Большевик» для устранения дефектов и доработки. На повторные испытания образец не предъявлялся.

Гаубица Б-4 – 8-дюймовый ветеран

Камора Б-4 построена из нескольких чередующихся поверхностей с конической и цилиндрической конфигурацией. Сверху труба закрыта кожухом, который имеет посадку с натягом. Для соединения ствола с противооткатными приспособлениями и установки элементов затвора используется казенник, который накручен на корпус кожуха и зафиксирован 2 штифтами.

Применение быстросменного лейнера позволило обеспечить ускоренную замену изношенной рабочей части.Лейнер крепится при помощи гаек, замена осуществляется при помощи домкратов. Моноблочные стволы гаубицы Б-4 изготовлялись только с лейнером. Также отличаются и затворы, которые могут быть 2-х или 3-х тактными. В зависимости от конструкции затворов различаются и лейнеры.

Поршневой затвор схемы Шнейдера 2-тактного типа отпирается двумя отдельными движениями рукоятки, в 3-тактном добавлен еще одна манипуляция рукояткой. Заряд расположен в отдельном картузе, в котором размещается ударная трубка.

Корпус трубки выбрасывается после выстрела из каморы. В конструкции затвора используется предохранитель, не позволяющий открыть узел при затяжном выстреле. Дополнительный элемент не позволяет произвести выстрел из гаубицы Б-4 при неплотно закрытом затворе.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector