БА-10

Бронеавтомобиль БА-10 был разработан на Ижорском заводе в Колпино и стал развитием бронеавтомобиля БА-6. В отличие от своего предшественника, БА-10 получил усиленную броневую защиту и обладал лучшей проходимостью....

Бронеавтомобиль БА-10 был разработан на Ижорском заводе в Колпино и стал развитием бронеавтомобиля БА-6. В отличие от своего предшественника, БА-10 получил усиленную броневую защиту и обладал лучшей проходимостью. Выпускался бронеавтомобиль на базе модернизированного шасси грузовика ГАЗ-ААА. Вооружение БА-10 включало 45-миллиметровую противотанковую пушку образца 1934 г. и два пулемета ДТ-29, установленные в башне и передней части корпуса. Боекомплект состоял из 49 снарядов и 2079 патронов (33 диска). Максимальная скорость бронеавтомобиля при движении по шоссе достигала 59,5 км/ч. Экипаж состоял из четырех человек.

Халхин-Гол, 1939 год

Военным дебютом и наиболее успешной кампанией в истории БА-10 стали боевые действия в Монголии в районе реки Халхин-Гол в мае-сентябре 1939 г. БА-10 приняли участие практически во всех заметных операциях в монгольской степи: начальных боях, Баин-Цаганском побоище, операции по окружению и уничтожению японской группировки в августе 1939 г. В отличие от своего прототипа БА-6, бронеавтомобиль показал хорошую проходимость. Сравнительно надежной оказалась и броневая защита, которая не пробивалась пулями крупнокалиберных пулеметов. БА-10 с успехом применялся как против пехоты, так и в боях с танками противника. В ходе боев выяснилось, что снаряды коротких 57-мм японских танковых пушек не в состоянии пробить даже легкой брони. В дальнейшем, в танковых боях японцы регулярно терпели поражение и в середине конфликта вообще вывели оказавшиеся бесполезными танки из зоны боевых действий.

Гораздо большую опасность для БА-10, как любых советских танков и бронеавтомобилей на Халхин-Голе представляли японские 37 мм противотанковые пушки. Именно на их огонь приходилась львиная доля советских потерь в бронетехнике. 37-мм снаряд легко пробивал броню легких танков и бронеавтомобилей, вызывая пожар. Среди советских офицеров, воевавших на БА-10 на Халхин-Голе и удостоенных, звания Героя Советского Союза можно выделить Виктора Алексеевича Аминева. В бою 4 июля 1939 г. при отражении японской танковой атаки его бронеавтомобиль подбил четыре танка противника. В последующих боях уничтожил еще несколько единиц бронетехники и два орудия противника. В. А. Аминев погиб в конце конфликта, когда его бронеавтомобиль 28 августа 1939 г. подорвался на мине. 7 ноября 1939 г. Аминеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Общие безвозвратные потери БА-10 на Халхин-Голе составили 41 бронеавтомобиль, еще 178 машин требовали ремонта.

Польский поход Красной Армии

В сентябре 1939 г. БА-10 активно использовались в ходе Польского похода Красной Армии и приняли участие в боевых столкновениях как с польскими, так и немецкими войсками. Так, 18 сентября 1939 г. в бою у местечка Домбров БА-10 совместной атакой с легкими танками разбили колонну польских войск. При этом потери поляков составили 300 человек убитыми и 500 пленными, а также один танк, уничтоженный БА-10. Одной из наиболее сложных операций стали бои в Гродно, где Красная Армия столкнулась с организованной обороной, а в ходе столкновений на узких улицах города бронетехника оказалась очень уязвимой для пехоты противника.

Советско-финляндская война

Куда более серьезное испытание ожидало советскую бронетехнику в ходе советско-финляндской войны. При этом БА-10 применялись на всех направлениях от Карельского перешейка до Заполярья.

БА-10

Ба-10 в Выборге, 1940 г. 

Использование бронеавтомобилей с противопульным бронированием при атаке заранее подготовленной и насыщенный противотанковыми средствами финской обороны привело к значительным потерям. Неблагоприятно сказывался и ряд других факторов — сложность в снабжении горючим и боеприпасами, а также эвакуации вышедших из строя машин.

Присоединение Бессарабии

Еще одной военной кампанией с участием БА-10 стал поход советских войск в Бессарабию в июне 1940 г. И если боевые действия носили весьма ограниченный характер отдельных стычек и перестрелок, то гораздо большим препятствием стало передвижение больших масс бронетехники в сложных погодных условиях и крайне скверное состояние дорожной сети Румынского королевства. И вновь БА-10 показал высокую надежность и хорошую проходимость, хотя в непосредственно в боях с румынскими войсками эти бронеавтомобили не участвовали.

В огне Великой Отечественной

К началу Великой Отечественной войны БА-10 являлся самым массовым средним бронеавтомобилем Красной Армии. Он применялся на всем протяжении всей Великой Отечественной войны и на всех фронтах. В боях сказывалась легкое противопульное бронирование бронеавтомобиля, которое оказывалась недостаточным в условиях быстрого развития противотанковых средств. И если известны отдельные случаи успешного применения БА-10 против немецких танков и мотопехоты, то большое количество БА-10 было потеряно в ходе лобовых атак от огня противотанковых средств противника. Кроме того, значительное число бронеавтомобилей было утрачено в условиях отступления из-за нехватки горючего и поломок. Выпуск бронеавтомобиля не прекратился и в период Великой Отечественной войны на Ижорском заводе, а с приближением линии фронта был перенесен в Ленинград на завод № 189, где продолжался вплоть до ноября 1941 г.

БА-10

Ба-10 в битве под Москвой. Январь 1942 г. 

Если на Ленинградском фронте в силу специфики позиционной борьбы и близости ремонтной базы БА-10 массово применялись вплоть до самого конца блокады, то на других фронтах этот бронеавтомобиль встречался все реже. К концу Великой Отечественной войны в действующей армии сохранились лишь отдельные единицы, которые использовались для связи, охраны штабов и не находились, как правило, на линии боевого соприкосновения.

БА-10

Ба-10. 1-й Белорусский фронт, 1944 г. 

Последней военной кампанией БА-10 стала советско-японская война, где этот бронеавтомобиль ограниченно применялся как частями Красной, так и Монгольской армий. До наших дней в качестве музейных экспонатов и памятников сохранилось лишь несколько бронеавтомобилей. Относительно редко БА-10 попадал и в кадры художественных кинофильмов. Один из немногих кинофильмов, где показана колонна БА-10 «Тимур и его команда» (1940г.).

автор: Юрий Старшов

источник: diletant.media

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector