Атомный, тяжёлый, авианесущий. АТАКР проекта 1143.7 «Ульяновск»

Как известно, на закате СССР отечественная промышленность приступила к созданию атомного авианосца «Ульяновск», по тогдашней классификации числившегося в тяжелых авианесущих крейсерах. Увы, достроить его не успели, и корпус...

Как известно, на закате СССР отечественная промышленность приступила к созданию атомного авианосца «Ульяновск», по тогдашней классификации числившегося в тяжелых авианесущих крейсерах. Увы, достроить его не успели, и корпус гигантского корабля был разобран на ставшей «самостийной» Украине.

Но, конечно же, многочисленные наработки по этому кораблю сохранились: тут и расчеты, и комплекты чертежей, и результаты многочисленных научно-исследовательских работ по тем или иным узлам, вооружениям, агрегатам и проч., а также тактические наработки военных по использованию этого корабля, и многое другое. К тому, что сохранилось в бумаге и металле, добавился практический опыт эксплуатации первого и единственного в отечественном флоте авианесущего корабля, способного обеспечивать полеты реактивных истребителей горизонтального взлета и посадки. Речь, разумеется, идет о ТАКР проекта 1143.5 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Атомный, тяжёлый, авианесущий. АТАКР проекта 1143.7 "Ульяновск"

Об истории разработки и эксплуатации последнего автор уже рассказывал в соответствующем цикле статей, и повторяться не имеет смысла. Стоит лишь напомнить о том, что сама по себе концепция «Кузнецова», то есть неатомного ТАКР, располагающего одним лишь трамплином без катапульт с авиагруппой ограниченного размера, никогда не была тем, к чему стремился флот.

Как известно, цикл создания нового типа вооружения начинается с осознания задач, которые необходимо решать в рамках общей стратегии, но которые не могут быть эффективно решены имеющимися в распоряжении вооруженных сил средствами. Определив такие задачи, военные способны определить средство для их решения и сформулировать тактико-техническое задание (ТТЗ) к такому средству. А дальше уже работа конструкторов и промышленности по проектированию и созданию новых вооружений. Хотя, конечно, бывает и так, что ТТЗ оказывается неисполнимым и, если не удается достичь компромисса между желаниями военных и текущими возможностями, проект может быть прекращен. Таким образом, при правильном порядке создания, новейшая система вооружений всегда должна представлять собой, если так можно выразиться, осознанную потребность военных, воплощенную в металле.

Увы, с «Кузнецовым» ничего такого не происходило. Тактико-технические характеристики и особенности этого ТАКР определили не потребности флота, а вынужденный компромисс между ними и позицией министра обороны СССР Д.Ф. Устинова. Флот желал катапультные и атомные авианесущие корабли водоизмещением по меньшей мере 65-70 тыс. тонн., а лучше – больше. Но Д.Ф. Устинов, веря в светлое будущее самолетов СВВП, соглашался только на неатомный корабль в 45 000 т: с большим трудом удалось убедить его разрешить увеличить водоизмещение хотя бы до 55 000 т, а о катапультах он и слышать не хотел.

В результате в виде ТАКР 1143.5 флот получил совершенно не то, что хотел получить, и в чем испытывал потребность, но лишь то, что промышленность могла ему дать в пределах разрешенного всесильным на тот момент министром обороны. Таким образом, «Кузнецов» не мог стать, и не стал адекватным ответом на задачи, стоявшие перед авианесущими кораблями СССР и РФ.

Атомный, тяжёлый, авианесущий. АТАКР проекта 1143.7 "Ульяновск"

Уважаемые читатели наверняка вспомнят, что автор неоднократно уже позволял себе упрекать Д.Ф. Устинова в волюнтаризме по отношению к вопросам авианесущих кораблей флота. Поэтому считаю своим долгом напомнить также и о том, что заслуги Дмитрия Федоровича Устинова перед страной безмерны в буквальном смысле этого слова: не придумали еще такого мерила… Став по рекомендации Лаврентия Павловича Берии (а от него нелегко было заслужить рекомендацию) наркомом вооружения СССР 9 июня 1941 г., он был одним из организаторов эвакуации промышленного потенциала СССР на восток. И можно смело говорить о том, что в хаосе первого года войны ему и его соратникам удалось буквально невозможное. После войны он служил министром вооружения и приложил массу усилий для создания и становления ракетной отрасли СССР. Его служба в оборонно-промышленном комплексе ознаменовалась множеством достижений и побед, его заслуга в становлении послевоенных вооруженных сил СССР огромна. Вне всяких сомнений, Дмитрий Федорович Устинов был великим человеком… но все же, всего только человеком, которому, как известно, свойственно ошибаться. В свое время С.О. Макаров совершенно справедливо заметил, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, а Д.Ф. Устинов делал для своей страны чрезвычайно много. И приверженность СВВП, по мнению автора настоящей статьи, была одной из не столь уж многочисленных ошибок этого во всяком отношении выдающегося государственного деятеля.

Атомный, тяжёлый, авианесущий. АТАКР проекта 1143.7 "Ульяновск"

Как известно, Дмитрий Федорович безвременно скончался 20 декабря 1984 г. И в тот же месяц Невскому ПКБ было поручено проектирование атомного ТАКР большого водоизмещения и с увеличенным авиакрылом. К этому времени будущий «Кузнецов» находился на стапеле уже 2 года и 4 месяца, и до его спуска на воду оставалось еще почти 3 года, и почти год оставался до начала работ на однотипном ему ТАКР 1143.6, ставшем впоследствии китайским «Ляонином». ТТЗ на атомный ТАКР был утвержден главкомом ВМФ С.Г. Горшковым. Но процесс проектирования не был простым, и рассмотрение эскизного проекта состоялось только в апреле 1986 г. Проект был утвержден адмиралом флота В.Н. Чернавиным и министром судостроительной промышленности И.С. Белоусовым, а в июле того же года Невское ПКБ получило приказ о подготовке и утверждении технического проекта к марту 1987г. При этом Черноморскому судостроительному заводу (ЧСЗ), где создавались наши ТАКР-ы, разрешалось начать работы еще до утверждения техпроекта, и обеспечить безусловную закладку корабля в 1988 г. Что и было исполнено: официальная закладка корабля состоялась 25 ноября 1988 г.

Как видим, процедура проектирования атомного ТАКР в СССР оказалась весьма небыстрой, и, несмотря на весь набранный «багаж» знаний, опыт разработки и строительства неатомных ТАКР проектов 1143.1-1143.5 и множество ранних проработок атомных катапультных авианесущих кораблей, закладка АТАКР «Ульяновск» состоялась спустя 4 года после начала работ по этому кораблю. Надо учитывать конечно и то, что ЧСЗ для закладки «Ульяновска» пришлось серьезно модернизировать: была осуществлена реконструкция стапелей, построены новая достроечная набережная и ряд дополнительных производств, что обошлось примерно в 180 млн. руб. по курсу 1991 г. На ЧСЗ поступала современная лазерная и плазменная техника, монтировались новейшие японские станки по обработке крупногабаритных листов металла, а также шведская сборно-сварочная линия «ЭСАБ». Завод освоил ряд новых производств, включая негорючие пластики и бортовые самолетоподъемники, но главное – получил возможность осуществлять крупноблочное строительство. «Ульяновск» был «разбит» на 29 блоков, каждый из которых имел массу до 1 700 т (спусковой вес ТАКР-а составлял порядка 32 000 т), а монтаж готовых блоков осуществлялся при помощи двух 900-тонных кранов шведского производства, каждый из которых имел собственную массу без груза 3 500 т и ширину пролета 140 м.

Атомный, тяжёлый, авианесущий. АТАКР проекта 1143.7 "Ульяновск"

Те самые краны

Иными словами, ЧСЗ превратился в первоклассный завод по строительству крупнотоннажных боевых кораблей, да еще и новейшим, «блочным» способом.

Для чего вообще строился «Ульяновск»?

Основными задачами для АТАКР, согласно проектному заданию были:

  1. Придание боевой устойчивости соединениям надводных кораблей, ракетным подводным лодкам стратегического назначения, морской ракетоносной авиации в районах боевого предназначения.
  2. Отражение ударов палубной авиации противника и завоевание превосходства в воздухе.
  3. Уничтожение соединений кораблей и подводных лодок противника.

Кроме того, перечислялись и вспомогательные задачи АТАКР:

  1. Обеспечение высадки морских десантов.
  2. Перекрытие ракетных залпов противника самолетами РЭБ.
  3. Обеспечение дальнего радиолокационного обнаружения и целеуказания для разнородных сил флота.
Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector