Ту-114: Император воздушного океана

Первый демонстрационный полет в Нью-Йорк на самолете номер Л-5611 совершили уже в 1958 году (причем в ошарашенном Нью-Йорке не нашлось ни подходящего трапа, ни тягача), а 19 мая 1959 года экипаж А.П.Якимова, М.А.Нюхтикова, И.К.Ведерникова при участии К.П.Сапелкина выполнил первый демонстрационный рейс в Хабаровск с пассажирами на борту.

Ту-114: Император воздушного океана

Руководитель коллектива создателей самолёта (генеральный конструктор) и инициатор его проектирования и постройки — академик Андрей Туполев, дважды герой Соцтруда к тому времени.

Ту-114: Император воздушного океана

Вид внутри лайнера.

Действительно, конструкция Ту-114 содержит в себе много уникального. Уточним, что двухпалубная схема (компоновка фюзеляжа: внизу -кухня, груз и багаж, вверху — экипаж и пассажиры), ставшая основной при проектировании современных аэробусов, была внедрена на Ту-114.

Любопытно, что кухня соединялась с буфетом лифтом, как на Ил-86. В штатном расписании экипажа самолета, как и на Ту-104, до первой половины 60-х годов состоял повар.

Ту-114: Император воздушного океана

Места первого класса (а я помню ещё и купе, но в «Лайфе» таких фото не оказалось).

Ту-114: Император воздушного океана

Академик Туполев в первом классе.

Позволю себе небольшое лирическое отступление.

Мне очень жаль исчезнувшие купе на Ту-114. Подумайте сами: 8-13 часов в небе — это все равно что ночь в скором поезде. Пассажиры Ту-114, посидев в купе за столиком у иллюминатора первый час полета, получали пуховые подушку, одеяло и простыню и ложились спать. Если бы самолет был оборудован купе полностью, во всю длину фюзеляжа, это был бы уникальный пример комфорта.

Конечно, с экономической точки зрения все это критики не выдерживает, просто уж больно такого уюта жалко… Уточним, что на Западе сегодня сплошь и рядом на трансконтинентальных линиях применяются первый и люкс-класс с индивидуальными креслами, раскладывающимися как диваны.

Ту-114: Император воздушного океана

В области комфорта впечатление пассажиров Ту-114 портил густой низкочастотный шум, который был особенно силен в зоне винтов, в салоне первого класса. По отзывам некоторых бывалых пассажиров, он переносился якобы чуть легче, чем на Ил-18, потому что не был столь проникающим. Опять-таки — после поршневой авиации такие вещи казались пустяками. Ту-114 начал терять «имидж» у пассажиров только с появлением на дальних трассах малошумных Ил-62, когда стало с чем сравнивать.

А вот устойчивость самолета в сильную болтанку, наоборот, существенно повышала комфорт пассажиров. Имея очень прочную (стальные лонжероны!) и вместе с тем гибкую конструкцию (амплитуда колебаний крыла плюс-минус 2 метра по законцовке), Ту-114 превосходно переносил даже сильную турбулентность. Это было незаменимое его качество при полетах через океан во время тропических гроз и циклонов, или при пересечении горных хребтов вроде Гималаев.

Ту-114: Император воздушного океана

Этот снимок не из архива «Лайфа», а из моей собираемой коллекции. Но фотосессия Сандерса позволила установить и дату и локализацию снимка — это тоже Нью-Йорк, июнь 1959-го.

Ту-114: Император воздушного океана

Когда лайнер из Нью-Йорка полетел обратно в Москву, то журнал командировал во Внуково своего корреспондента в СССР (Howard Sochurek), снять прибытие. Вот мы сейчас видим момент подруливания (судя по работающим внутренним двигателям).

Читай продолжение на следующей странице
AesliB