Тягач апокалипсиса: из истории противостояния СССР и США

В начале 80-х годов противостояние двух ядерных супердержав достигло наивысшей точки. Именно в те годы советская разведка донесла: у американцев появилась новая межконтинентальная ракета со стартовой массой 88 тонн. Естественно, СССР не хотел отставать, поэтому Министерство обороны заказало ракетчикам аналог. Так появился проект межконтинентальной ракеты РТ-23 «Молодец» весом более 100 тонн с десятью разделяющимися ядерными боеголовками, каждая из которых наводилась на цель индивидуально. Расчетная дальность полета «ядерного паренька» составляла более 10 тысяч километров. Изготавливать «колеса» для перевозки «молодцов» поручили минскому СКБ-1.

Секретный автопроект назвали «Целина-2». В соответствии с ним на супершасси должен был разместиться специальный пусковой контейнер с межконтинентальной баллистической ракетой длиной 23 метра. Возглавить разработку поручили белорусскому конструктору Борису Львовичу Шапошнику, и 23 марта 1983 года минские инженеры взялись за карандаши и линейки. Ровно через два года появился первый опытный образец. Получилась совершенно удивительная, просто фантастическая машина длиной 30 метров!

Тягач апокалипсиса: из истории противостояния СССР и США

На этом тягаче был установлен специально спроектированный газотурбинный двигатель мощностью 1250 лошадок, который вырабатывает электроэнергию для 24 моторов — по одному на каждое колесо. Огромная рама состоит из двух половинок, соединенных шарниром. Поразительную маневренность тягачу обеспечивает автоматическая система дифференциального управления поворотом колес. Поворачиваются восемь пар колес: первые четыре — в одну сторону, а последние четыре — в противоположную. Благодаря этому радиус разворота у 30-метровой махины составил всего 27 метров.

Действительно, это была супермашина, каких еще не знал мир. За выдающиеся характеристики и разрушительный ядерный груз МАЗ-7907 прозвали тягачом апокалипсиса. Вскоре на заводе построили и второй опытный экземпляр. Испытания начали прямо в Минске: первую тысячу километров тягачи апокалипсиса наматывали на могилевском шоссе между кольцевой дорогой и поворотом на Гомель в темное время суток в режиме строжайшей секретности. Дорогу для ночных «прогулок» гигантов перекрывала ГАИ и военные, и даже местные жители не могли близко подобраться.

Несмотря на то, что испытания прошли успешно, повозить настоящие ракеты тягачи не успели — «холодная война» закончилась. Ни военные, ни гражданские заказчики больше не интересовались монстрами, и стояли эти два супергрузовика много лет за высоким забором на заводском полигоне под Минском, пока о них вдруг не вспомнили.

В 1996 году одна коммерческая фирма купила 40-метровый прогулочный катер весом 88 тонн. Из него хотели сделать плавучий ресторан на Нарочи. Но вот незадача: катер стоит на Березине, а она с озером Нарочь никак не соединяется. Будущие рестораторы стали думать, как доставить негабаритную покупку. Неизвестно, как удалось уговорить руководство завода, но в итоге договор был подписан, и специалисты МЗКТ начали подготовку, которая длилась почти два месяца.

Простоявший без движения и техобслуживания почти 10 лет легендарный МАЗ-7907 реанимировали, запустили газовую турбину, проверили исправность приводов колес. Подготовили место погрузки и сделали специальные насыпи для автокранов. По прикидкам специалистов, полная масса всей загрузки реально достигла ста пятидесяти тонн.

Скорость движения колонны составляла примерно 5 — 10 км/ч. Проехав большую часть пути, водители двенадцатиоски, немного привыкнув, подняли темп до 20 км/ч. Проехать надо было 200 км, пришлось останавливаться на три ночевки. На протяжении маршрута сопровождающим милиционерам то и дело приходилось отгонять от тягача любознательных деревенских мальчишек. Очевидцы говорят, что многие жители выходили посмотреть на необычное действо прямо с грудными детьми на руках!

Тягач апокалипсиса: из истории противостояния СССР и США

Прибыв в пункт назначения, автокраны заехали прямо в озеро, и туда же за ними последовал транспортер с катером. Находясь наполовину в воде, двенадцатиосная машина разгрузилась. Купание совсем не повредило монстру — в Минск тягач вернулся самостоятельно.

Тягач апокалипсиса по сей день ржавеет на внутреннем дворике предприятия и когда-нибудь, возможно, станет главным экспонатом будущей музейной экспозиции Минского завода колесных тягачей…

автор: Анна Ненашева

источник: www.nationaljournal.ru

AesliB