«Нива»: машина, обогнавшая время

Как вспоминает ведущий конструктор проекта Петр Прусов, скрыть факт испытания некой совершенно новой машины от любопытных было невозможно. Значит, оставалось сделать только одно — выдать будущую «Ниву» за автомобиль, не имеющий никакого отношения к ВАЗу и направить «изыскателей», если таковые найдутся, по ложному следу. Поскольку никого не удивило бы, что вазовцы испытывают модель своего «родительского» предприятия ФИАТ, прототипы выдали за продукцию именно этой марки. Внешность явно была не итальянской, «легенду» усложнили, поясняя очевидцам испытаний, что это не просто ФИАТ, а румынской разработки. Поэтому на решетке радиатора красуется не фиатовский шильдик, а просто буква F, совместное производство итальянцев и румын называется Formika. И совсем мало кто понимал, что загадочное слово означает по-латински всего-навсего «муравей». Впрочем, и это был не худший вариант. Ведь когда на испытания выходил первый прототип ВАЗ-Э2121, построенный по схеме классического внедорожника и со столь же брутальными формами, его на заводе вообще прозвали «крокодилом».

«Нива»: машина, обогнавшая время

Комбайн «Нива» и легковой автомобиль ВАЗ-2121 «Нива» на колхозном поле.

Насколько удалась эта маскировка, Петр Прусов убедился лично и совершенно неожиданно. В 1973 году, в разгар работы над новой машиной, он прилетел в Ташкент, чтобы лично посмотреть на прототип, испытывавшийся в Средней Азии. И прямо в аэропорту был ошарашен словами встречающих: «А вы что, тоже прилетели смотреть, как у нас румынский ФИАТ обкатывают? Не видели еще? Интересная машинка у них получается». Прусову, который прекрасно знал, кто и что испытывает, оставалось только сделать удивленный вид и поддержать разговор о новшествах иностранного автопрома и его конструкторских возможностях. Наверное, ведущего конструктора такие обсуждения немало позабавили, именно он буквально по именам знал всех, кто изобретал, воплощал в дереве и металле и, наконец, выводил из заводских ворот уникальную новинку.

Начать с нуля — и победить

Кстати, обкатка прототипов принесла множество инженерных открытий, которые в дальнейшем прославили «Ниву» по всему миру. Довольно быстро выяснилось, что установленные на прототипах обыкновенные мосты от «Жигулей» не выдерживают работы в режиме подключаемого полного привода. Пришлось искать другие варианты. В итоге остановились на постоянном полном приводе с возможностью кратковременного переключения усилия только на передний или только на задний мост. В таком виде «Нива» позже и пошла в серию. Каково же было удивление западного потребителя, когда ему за довольно небольшие деньги предложили машину повышенной проходимости с постоянным полным приводом, способную легко превращаться в переднеприводную или заднеприводную. Причем простую операцию по переключению привода нужно было совершать внутри салона, тогда как большинство существовавших в то время внедорожников требовали соответствующих операций с передним мостом снаружи.

Наконец, во второй половине 1974 года новый вазовский автомобиль отправили на государственные испытания, которые пришлось проводить по совершенно новой программе, созданной специально под «Ниву». Ни в СССР, ни в других странах никогда еще не испытывали автомобиль со столь широкими возможностями. Традиционные испытания внедорожников практически не задействовали дороги с твердым или хотя бы относительно твердым покрытием. Болота, распутица, песок — вот условия, в которых обкатывались вездеходы. Обычные автомобили подвергали прокатке по полосе с искусственными неровностями, выводили на песок и на покрытую водой дорогу, справедливо полагая, что их главная стихия — асфальт. «Нива» же должна была с легкостью переключаться с задачи на задачу, с твердого покрытия на бездорожье.

«Нива»: машина, обогнавшая время

В итоге основную часть новой программы госиспытаний проводили на Дмитровском автомобильном полигоне. Там нашелся и асфальт, и гравий, и грунтовка, и болото, и песок, и раскисший грунт. На полигоне и выяснились все основные сильные и слабые стороны «Нивы». Выведенная на испытание с британскими Range Rover и Land Rover 88, вазовская разработка показала себя с наилучшей стороны при прохождении коротких препятствий с ходу. Видимо, именно тогда и родился один из главных принципов езды на «Ниве», который сформулирован так: «Больше газа — меньше ям». На более длинных участках бездорожья, которые нужно преодолевать с большим усилием на двигатель и коробку, причем на малой скорости, «Нива» предсказуемо уступила вездеходам. Впрочем, ничего другого от нее не ждали и не требовали. Ведь свое главное предназначение справляться с небольшими участками бездорожья и уверенно проходить по распутице и снегу «Нива» выполняла с честью.

По результатам государственных испытаний 31 июля 1975 года вышел приказ Минавтопрома №199 «О постановке в производство новой модели повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива»». Но до реальной конвейерной сборки прошли еще почти два года, обычный для встающего на ноги советского автопрома срок. Так что первую партию из 50 автомобилей, которая была приурочена к XXV съезду КПСС, в феврале 1976 года собрали вручную на опытной линии. В 90-х этот факт трактовали как традиционную советскую показуху, стремление выдать желаемое за действительное, добиться премий и наград накануне очередного партийного съезда. Возможно, для кого-то на ВАЗе это так и было. Но для большинства людей, имевших отношение к созданию первого в мире кроссовера, эта опытная партия была не подарком делегатам съезда, а еще одной возможностью обкатать новую машину. Именно поэтому первые полсотни «Нив» не попали ни в продажу, ни в систему спецраспределения, а были отправлены во все концы страны для продолжения, так сказать, испытаний в реальных условиях. И большинство из них, что любопытно, позднее вернулись на завод в качестве «лабораторного материала».

Первая по-настоящему серийная «Нива» сошла с конвейера ВАЗа 5 апреля 1977 года. Так что сегодня эта машина отмечает свой 40-летний юбилей. Мало какие модели в мире могут похвастаться таким долголетием. Особенно если речь идет об автомобилях, которые стали основоположниками нового класса. «Нива», как ей и было на роду написано, стала первопроходцем и в прямом, и в переносном смысле слова.

автор: Сергей Антонов

источник: rusplt.ru

AesliB