История марки Tatra

Автомобиль имел двух дисковое сцепление, четырех ступенчатую коробку передач и двух ступенчатую раздаточную, хребтовую раму-трубу, пневматическую тормозную систему, независимую рессорную подвеску всех колес, блокировку дифференциалов задних мостов и угловатую деревянную кабину, он развивал скорость 75 километров. На его базе для вермахта выпускался полугусеничный тягач «SWS», а мотор «ТЮЗ» устанавливался на тяжелые немецкие четырехосные бронеавтомобили «Sd.Kfz.234».

История марки Tatra

Послевоенный период также стал достаточно плодотворным в истории завода «Татра». Производство вагонов было возобновлено 8 мая 1945 года и полностью завершилось в 1951 году. С 1946 продолжилось изготовление 10-тонного гражданского грузовика «Татра-111R» (6×6) с цельнометаллической кабиной, который стал единственной серийной продукцией завода. Он предлагался в нескольких исполнениях: «111NR» с высокими бортами, автоцистерна «111С» на 7 тысяч литров топлива, самосвалы «111S» и «111S2». Всего до 1962 году их изготовили 33690 штук.

История марки Tatra

На шасси «Татра-111» в 1951-52 годах выпускался двухосный трех тонный грузовик «Т128» (4×4) с дизелем «Т108» V8 воздушного охлаждения (9883 см3, 130 лошадок), а его усиленный трехосный вариант «Т130» (6×6) остался опытным образцом. С 1957 года на заводе в городке Бановце собирали 185-сильный балластный тягач «Л41» со снаряженной массой 12,1 тонна и двойной кабиной, предназначенный для автопоездов полной массой 100 тонн. Результатом первых попыток создания в 1947-49 годах второй двухосной гаммы грузовиков стали трех тонные модели «Т114» и «Т115» (4×2) с четырех цилиндровым дизелем (4940 см3, 65 лошадок) и гидроприводом тормозов.

История марки Tatra

Построили всего чуть более тысячи экземпляров плюс два опытных образца — грузовик «Т116» с кабиной над двигателем и самосвал «T117». Вторым и последним исключением из правил в 1955 году стал двухосный полноприводный двух тонный автомобиль «Татра-805» (4×4) с бензиновым двигателем воздушного охлаждения V8 (2545 см3, 75 лошадей) от престижного легкового автомобиля «Т603», восьми ступенчатой коробкой, колесными редукторами, передней независимой торсионной подвеской, цельнометаллической кабиной над двигателем. С 1956 года их собирали на автозаводе «Шкода» (Skoda) в городе Млада Болеслав.

История марки Tatra

На двух таких специально доработанных машинах известные чехословацкие журналисты Иржи Ганзелка и Мирослав Зикмунд совершили путешествие по странам Европы и Азии, включая СССР. До 1960 года было собрано 7214 машин «Т805», с которыми завершилась эпоха двухосных грузовиков «Татра» среднего класса. Началось воплощение в жизнь политики одной тяжелой трехосной модели с широким выбором унифицированных модификаций. В 1959 году на смену грузовику «Татра-111» стали приходить более совершенные капотные двенадцати тонные машины серии «Т138» (6×6), получившие кабину с гнутым лобовым стеклом и оперение более современной обтекаемой формы.

История марки Tatra

На них устанавливали новый дизельный двигатель «Т928» V8 воздушного охлаждения (11762 см3, 180 лошадок), созданный на основе предыдущего мотора «Т111» путем уменьшения числа цилиндров и увеличения их диаметра с 110 до 130 миллиметров при сохранении прежнего хода поршня (130 миллиметров). Другими отличиями стали верхний распределительный вал и осевой вентилятор с гидромуфтой. Двухдисковое сцепление снабжалось гидроприводом выключения, на ряде моделей предлагалась пяти ступенчатая коробка передач, раздаточная коробка оснащалась электро пневматическим устройством переключения, передняя независимая подвеска стала торсионной.

История марки Tatra

Максимальная скорость автомобиля составляла 70 километров в час. Кроме бортового грузовика «T138N», в этой серии предлагались самосвалы 713851″ и «T138S3» с задней и трех сторонней разгрузкой, седельный тягач «T138NT» для автопоездов полной массой до 31 тонны, армейский вариант «T138VN» и двухосный «Т137» (4×4) грузоподъемностью 7,65 тонн. До 1972 года было выпущено 48222 шасси «Т138». С 1969 года серию «Т138» стала вытеснять модернизированная гамма «Татра-148», внешне отличавшаяся более высокой передней частью капота, под которым размещался новый дизель воздушного охлаждения «Т2-928» V8 (12667см3, 192-212 лошадок).

Другой новинкой стал межосевой дифференциал в задней тележки. Основными исполнениями были пятнадцати тонные; самосвалы «T148S1» и «T148S3». С ними был унифицирован одноосный строительный тягач «Т180А» для скрепера, развивавший скорость 40 километров. До 1982 года завод изготовил 113647 автомобилей серии «Т148». Машины поступали в больших количествах в социалистические страны и СССР, для которого предлагался специальный арктический вариант. Только в период с 1956 по 1977 года в страны советов поступило 25 тысяч грузовиков «Татра». В 1967 году завод начал производство нового семейства унифицированных полноприводных шасси серии «Т813», впервые представленных в варианте «Колосс» (Kolos) с колесной формулой 8×8.

История марки Tatra

Это стало первой пробой выпуска единственной базовой модели, предлагавшейся в двух, трех и четырехосных вариантах грузоподъемностью от 5,4 до18 тонн для работы в народном хозяйстве и армии в качестве грузовых машин, тягачей и специальных шасси, развивавших скорость до 90 километров. Все варианты оснащались дизелем воздушного охлаждения «Т930-3» V12 (17640 см3, 250-257 лошадок), двадцати ступенчатой трансмиссией, независимой подвеской всех колес, цельнометаллической четырех дверной кабиной над двигателем. Отдельные машины имели переднюю торсионную или рессорную подвеску, дифференциалы с электромагнитной блокировкой и впервые оснащались централизованной системой подкачки шин.

История марки Tatra

Такие шасси стали основой для дорожных тягачей «Т813ТР» (6×6) с двумя передними управляемыми мостами и лебедкой с тяговым усилием 17,5 тонн, а также первых четырехосных самосвалов «T813S1» (8×8) грузоподъемностью 21 тонна. Всего изготовили 11751 автомобиль серии «Т813». Освоение серии «Т813» пришлось на период бурной социалистической интеграции. В мае 1971 года решением СЭВ за заводом «Татра» закрепили производство тяжелых автомобилей грузоподъемностью свыше 12 тонн. Это позволило со следующего года начать реконструкцию и расширение головного завода в Копрживнице, а также его филиалов в Пржиборе, Чадце и Бановце.

История марки Tatra

Со временем ежегодная производственная мощность должна была достичь отметки в 15 тысяч шасси. В 1983 году, завершив выпуск серий «Т148» и «Т813», на «Татре» развернулось производство новой и единственной гаммы «Т815» с хребтовой рамой и независимой подвеской, которая была задумана как основа для ряда унифицированных автомобилей различного назначения с колесными формулами 4×4, 6×6 и 8×8.

История марки Tatra

Для них на основе базового мотора «Т2-928» была создана гамма унифицированных дизелей воздушного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и одинаковыми значениями диаметра цилиндров и хода поршня (120×140 миллиметров): модели «ТЗ-928» V8 (12667см3, 231 ллошадка), «ТЗ-929» V10 (15825 см3, 283 лошадки), «ТЗ-930-30» и «ТЗ-930-53» V12 (19001 см3, 320 и 360 лошадиных сил). Первыми стали трехосные самосвалы «T815S1» и «T815S3» (283 лошадки) с задней и трех сторонней разгрузкой грузоподъемностью 10,7-15,3 тонны и укороченной кабиной над двигателем.

История марки Tatra

Седельные тягачи «T815NT» (4×4/6×6) для автопоездов полной массой 45 тонн и 20-ти тонные самосвалы «T815S1» (8×8) оснащались наиболее мощными моторами, задней пневматической подвеской и сдвинутой вперед кабиной со спальными местами. В программу входили также низкорамные крановые шасси «T815PJ» грузоподъемностью 12-40 тонн с колесной формулой от 4×4 до 10×8. С 1987 года выпускается модернизированная версия «Т815-2» с увеличенной на 2 тонны грузоподъемностью и повышенной на 10% экономичностью, удовлетворяющая международным требованиям.

История марки Tatra

К этому времени вся гамма насчитывала уже свыше 100 вариантов. Высокое качество машин «Татра-815» было подтверждено их убедительными выступлениями в 1986-2001 годах в ралли-марафонах Париж-Дакар, Гренада-Дакар и Париж-Пекин, где они неизменно занимали призовые места. Для этого были построены единичные экземпляры машин 4×4 с двигателями мощностью 407-543 лошадки, развивавшие максимальную скорость 150-160 километров в час. После раздела Чехословакии, потери необъятных рынков бывших стран социализма и приватизации завод «Татра» стал акционерным обществом, но владельцем 90% его акций остается государство.

История марки Tatra

Он взялся за создание новой техники и решение проблемы соответствия автомобилей «Татра» международным требованиям, в первую очередь экологическим нормам «Евро-2». В результате к середине 90-х гг. неконкурентоспособные модели были сняты с производства, а на смену всем прежним моторам пришел новый «ТЗВ-928» V8 с турбонадцувом и промежуточным охлаждением мощностью 308-362 лошадиные силы, а также ряд зарубежных силовых агрегатов и элементов шасси.

История марки Tatra

С изменением маркировки моделей их индексы достигали пятнадцати значных комбинаций цифр и букв. Гамма базовых шасси «Т815-2» включала 9 вариантов с разными кабинами и колесными формулами 4×4, 6×6 и 8×8 (модели от «R41» до «R91») с полезной нагрузкой 11-24 тонны и мощностью двигателей 308-362 лошадки, 8 самосвалов (от «501» до «S81») грузоподъемностью 9,1-21,5 тонн и 8 седельных тягачей (от «N51» до «N34») для автопоездов полной массой 43-85 тонн.

История марки Tatra

Кроме того, для армии выпускаются специальные грузовики и тягачи «Т815-2 Армакс» (Armax). В 1997 году завод «Татра» начал выпуск серии «Т815-2 Террнод (TERRNOD), название которое образовано от английского слова «Terrain» — «пересеченная местность» и индекса «No1» — «первый». От прежней гаммы отличаются новыми более привлекательными кабинами повышенной комфортабельности и возможностью установки американского 350-сильного мотора «Детройт Дизель» (Detroit Diesel) серии «60».

История марки Tatra

Одновременно на автосалоне в Брно состоялся дебют оригинального капотного двадцати двух тонного самосвала «T815-24BSK8 36.270» (6×6) или «Ямал» (Jamal) с мотором мощностью 362 лошадки, созданного специально для работы в Сибири и на крайнем севере России. С 2000 года он предлагается в двух вариантах с разными кузовами под обозначениями «Т163/3605К4» и «SK8». С 1997 года выпускается новая серия «Т816 Форс» (Force) 8×8 с немецкими дизелями «Дойц 1015С» V8 или МТУ (MTU) V12 мощностью 544 и 830 лошадки и американской автоматической шести ступенчатой коробкой передач «Твин Диск» (Twin Disc).

История марки Tatra

Самый мощный тягач «T816-6VWN9T», предназначенный для автопоездов полной массой до 120 тонн, оснащен новой двойной кабиной на 6-8 человек и двумя лебедками стяговым усилием по 25 тонн сил. Он развивает максимальную скорость 85 километров в час. В отличие от многих изготовителей тяжелых грузовиков из бывших социалистических стран, положение завода «Татра» продолжает усиливаться, хотя ежегодные объемы производства составляют лишь 2500-3000 автомобилей. В России в конце XX века работало 14,5 тысяч машин марки «Tatra».

автор: Евгений Смольников

источник: truck-auto.info

AesliB