Василий Суриков. Боярыня Морозова

Стрелец в картине Боярыня Морозова

В картине Сурикова «Боярыня Морозова» возле Урусовой, отодвигая толпу секирой, шагает стрелец. Его лица не видно. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. В ссылке, умирая голодной смертью, Морозова умоляла караульного стрельца дать ей хлебца или хоть огуречик. «Не смею»,- отвечал стрелец.

Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. Стрелец стирал в реке сорочку, «лицо свое слезами омывая». А через двадцать лет с небольшим после смерти Морозовой, когда русским царем стал сын Алексея Михайловича, Петр Первый, стрельцы не захотели признать новые порядки в стране, поднялись за старину и были беспощадно казнены.

Василий Суриков. Боярыня Морозова

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни

Об этом рассказывала первая историческая картина Сурикова — «Утро стрелецкой казни», написанная несколькими годами раньше «Боярыни Морозовой».

Странник в картине Боярыня Морозова

Позади юродивого стоит странник с посохом, котомкой и надетой на руку плетеной корзинкой. На первый взгляд странник кажется спокойней всех остальных. Но сколько внутреннего напряжения в его лице и фигуре! Странник весь ушел в свои мысли. Он старается понять, что происходит. Но вот подробность — он снял шапку. И эта подробность кричит о его сочувствии гонимой боярыне.

Василий Суриков. Боярыня Морозова

Некоторое время Суриков жил в избе на дороге к монастырю. Он жадно писал всех странников, которые казались ему интересны.

Однажды Суриков нарисовал свой собственный портрет сбоку — в профиль. Черты этого автопортрета остались в лице странника. В образ человека, который хочет разобраться в сложных событиях жизни, художник вложил частицу себя.

Детали в картине Боярыня Морозова

Все в картине, всякая подробность, всякая мелочь взяты с натуры. Суриков умел разглядеть и сердцем почувствовать красоту простых вещей. «Всюду красоту любил,- рассказывал о себе Суриков.- В дровнях-то какая красота: в копылках, в вязах, в саноотводах. А в изгибах полозьев, как они колышутся и блестят, как кованые. Я, бывало, мальчиком еще переверну санки и рассматриваю, как это полозья блестят, какие извивы у них. Ведь русские дровни воспеть нужно!..»

А брат художника вспоминал: «Мамочку всегда по приезде заставлял надевать канифасное платье, старинный шарф и косынку и непременно чтобы одевалась так, как одевались в старину. Все, бывало, повытаскивает у ней из ящика, покажи да расскажи…»

Случались с Суриковым и смешные истории. «Помните посох-то, что у странника в руках? — весело рассказывал художник.- Это одна богомолка проходила мимо с этим посохом. Я схватил акварель — да за ней. А она уже отошла. Кричу ей: «Бабушка! Бабушка! Дай посох!» Она и посох-то бросила — думала разбойник я».

Василий Суриков. Боярыня Морозова

Василий Иванович Суриков. Автопортрет. 1879 год.

Суриков долго огорчался: «Не идет у меня лошадь, да и только». А ему очень нужно было, чтобы лошадь пошла, чтобы сани поехали. Поедут сани — и это сразу объединит всех людей на картине. Сани раздвигают толпу, Морозова окружена народом, но не останавливается, на ходу выкрикивает дорогие слова, и люди, пока провозят ее мимо, каждый по-своему откликается на ее речи.

Стал Суриков думать, как сделать, чтобы сани поехали. Убрал зубчатую кремлевскую стену, которая в первых набросках виднелась в конце улицы. Сразу даль открылась, улица стала бесконечной. Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку. Его бег поможет «поехать» дровням. Торопливый шаг едва поспевающей за санями княгини Урусовой еще больше подчеркнет их движение. Но Суриков мучается: «Не то, не то…»

Приглядел для работы соседний переулок. «Там в переулке всегда были глубокие сугробы и ухабы и розвальней много,- рассказывал он.- Я все за розвальнями ходил, смотрел, как они след оставляют, на раскатах особенно». Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно.

Василий Суриков. Боярыня Морозова

Главное же — точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста — сани не поедут.

Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Все на картине будто напряглось. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и — пошли. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Люди потянулись к ней взорами. Картина ожила…

Мальчишки в картине Боярыня Морозова

Мальчишки — самые любопытные, самые шустрые участники всех уличных событий. На картине Сурикова «Боярыня Морозова» вон их сколько в толпе — смотрят, как увозят боярыню.

Василий Суриков. Боярыня Морозова

Эскиз

Справа двое, чтобы лучше видеть, взобрались на церковные ступени. Слева вдали тоже двое устроились на заборе — только головы торчат. Вот так же, наверно, и Суриков мальчиком у себя в Красноярске был непременным свидетелем свадеб, гуляний кулачных боев, казней. «А нравы жестокие были,- вспоминал художник.- Казни и телесные наказания публично происходили…»

Когда первый раз взглянешь на «Боярыню Морозову», кажется, что мальчишки в толпе — бойкие, любопытные зеваки. Но присмотришься — все они разные. И на лицах у них не одно любопытство.

Василий Суриков. Боярыня Морозова

Первый, кого сразу замечаешь, тот, что бежит за санями. Он спиной к нам, но и по спине видно — несется очертя голову, лишь бы не отстать, поглазеть подольше. Зато как серьезен другой, стоящий чуть впереди. Какой испуг в его глазах! Какая печаль! Он этого дня вовек не забудет.

По правую сторону саней хохочет белобрысый крепыш в розовой рубахе. Кто-то засмеялся — и ему смешно. Везут боярыню в цепях, она кричит, ругается — до чего же весело! Но как потрясен его товарищ — он идет впереди княгини Урусовой. Он шагает рядом с санями и не может ни остановиться, ни отойти.

Василий Суриков. Боярыня Морозова

Он не сводит глаз с Морозовой, боится упустить хоть одно ее слово. В это мгновение в душе его совершается перелом. Он задумался над главными для человека вопросами. Где правда? Во что верить? Как жить?

автор: Порудоминский В.

источник: storyfiles.blogspot.com

AesliB