Картина Айвазовского была написана по воображению

Посетители картинной галереи в доме-музее Ивана Айвазовского каждый раз в недоумении останавливаются возле работы мастера 1892 года. На ней изображен паровоз, движущийся вдоль набережной Феодосии. Дело в том,...

Посетители картинной галереи в доме-музее Ивана Айвазовского каждый раз в недоумении останавливаются возле работы мастера 1892 года. На ней изображен паровоз, движущийся вдоль набережной Феодосии. Дело в том, что даже из окна усадьбы можно увидеть большую разницу между реальностью и нарисованной железной дорогой. Неужели в 19 веке она проходила так близко к морю?

Картина Айвазовского была написана по воображению

Загадка шедевра

Береговой линии на пейзаже совсем не видно, да и в остальном мало схожего с действующей железной дорогой – на холсте она двухколейная и с высоким заграждением. Объяснение этому простое – картина была написана до того, как первый паровоз был пущен из порта Феодосии в Джанкой. Иван Константинович, давно мечтавший увидеть пробегающий поезд из окон своего дома, написал картину по воображению. К моменту, когда работа над ней была завершена, железную дорогу ввели в эксплуатацию. Её запуск был осуществлен 3 (15) августа 1892 года. Однако вначале поезда ходили только до платформы «Феодосия», ныне – «Айвазовская». Участок дороги, изображенный художником на холсте, был открыт лишь через два года – в 1894 году. К этому времени был обустроен порт и припортовые железнодорожные пути, открыта станция «Феодосия-порт», которая вскоре стала основным вокзалом. Запуск железнодорожного сообщения был поистине эпохальным событием, ведь ждать его пришлось несколько десятилетий. Значительный вклад в это достижение внес Иван Константинович Айвазовский. Благодаря своему авторитету ему удалось убедить императора Александра III в необходимости реконструкции феодосийского порта и строительства железной дороги.

Картина Айвазовского была написана по воображению

Неудачные попытки

Разговоры о том, чтобы соединить Феодосию и Москву железной дорогой начались ещё в двадцатые годы 19 столетия. С таким предложением к Александру I обратились англичане. Иностранные банкиры вовсе не стремились развивать экономический потенциал России, они преследовали свои интересы – продажу акций и облигаций. Однако этим планам не суждено было сбыться. В 1825 году император скоропостижно скончался в Таганроге, а решение о строительстве было отложено на долгие годы. Лишь после Крымской войны, в 1857 году, была предпринята первая попытка железнодорожного строительства в Феодосии. Тогда за дело взялось Главное общество российских железных дорог, учрежденное банкирскими домами Франции, Нидерландов и Англии. Начало строительства сопровождалось бурным расцветом экономики города – открывались фирмы, строились шикарные особняки, магазины. Из захолустной провинции Феодосия начала превращаться в процветающий город. Однако подъем этот длился недолго. Несмотря на то, что вначале работы велись довольно интенсивно, уже с началом осени 1860 года дело пошло на спад. Журналист того времени в заметке «Корреспонденция из портов» писал, что агенты Общества железных дорог выписали из заграницы рельсов на 200 000 рублей серебром. Однако привезли их в Феодосию в начале зимы, когда непроходимая грязь не позволяла перевезти их с пристани на склад вдоль берега. Когда же их начали транспортировать по городским улицам, то дороги покрылись ямами и выбоинами. Процесс затянулся на долгие месяцы, а когда выгрузка была завершена, рельсы так и остались лежать на складах. Французская компания задолжала крупные суммы рабочим, а вскоре и вовсе обанкротилась. Корреспондент отмечал, что будет очень жаль, если единственным результатом попытки строительства в городе железной дороги для бедной Феодосии станет лишь ухудшение внутренних путей сообщения. Так и произошло. Строительство было заброшено. Лишь в 1885 году, когда встал вопрос о переводе коммерческого порта Крыма из Южной бухты Севастополя, о возобновлении строительства железной дороги в Феодосии снова заговорили.

Картина Айвазовского была написана по воображению

Выигранное соперничество

За возможность иметь железную дорогу соперничали Феодосия, Одесса, города Приазовья и Севастополь. В 1890 году состоялось заседание комитета министров, на котором чиновники провели голосование по вопросу переноса коммерческого порта и подведению к нему железной дороги. За Феодосию было отдано меньшинство голосов, но в числе сторонников оказался Александр III и цесаревич Николай (будущий император России). Выбор был предрешен. В кабинетах министров поползли слухи, что на принятие такого решения главой государства повлиял именно Айвазовский. Великий художник был вхож в любые двери, его авторитет распространялся и на царскую семью. К 1890 году Айвазовский был на пике славы, он мог стать гражданином любой страны, получить любые богатства мира, но предпочел всему этому меценатство на благо родного города. На вырученные от выставок средства в Феодосии был построен так необходимый горожанам водопровод, на горе Митридат в Керчи возведен величественный «Музей Древностей», открыта классическая гимназия, художественная школа, городская библиотека, храмы. Конечно, мечтал художник он и о реконструкции порта, и о железной дороге, ведь это было гарантом экономического развития его города. Наверняка об этом желании знал император. Недаром газеты того времени писали потом, что севастопольский порт стал жертвой интриг Айвазовского, который использовал своё влияние на Александра III. Ещё несколько лет пресса Севастополя печатала карикатуры на него. Мастер в долгу перед государем не остался, в 1896 году в знак признательности в центре Феодосии появился памятник Александру III (был снесен в 1917 году революционерами).

Картина Айвазовского была написана по воображению

Картина Айвазовского была написана по воображению

Дорога на века

Дорога к порту по побережью была самой короткой. Железнодорожные пути прокладывали со станции Джанкой, на некоторых участках были использованы сооружения, оставшиеся от незавершенного в 1857-1860-х годах строительства. Искусственные насыпи протянули вдоль всей береговой линии, но при этом была навсегда утрачена значительная часть пляжа. Не одно поколение недовольных будет потом корить в этом Ивана Константиновича, якобы разрешившего строителям проложить путь именно таким образом. Железная дорога протянулась на 110 вёрст и обошлась в 3 миллиона 159 тысяч рублей серебром. Одним из главных акционеров Акционерного общества феодосийской железной дороги выступил Иван Константинович Айвазовский. 3 (15) августа 1892 года Джанкой-Феодосийская линия Лозово-Севастопольской железной дороги была торжественно открыта, оставив позади все споры.

Картина Айвазовского была написана по воображению

Картина Айвазовского была написана по воображению

Сегодня трудно представить себе этот город без железной дороги также, как и без крепости Кафа. С запуском в Крым поездов с материка она вскоре получит новую жизнь. 26 декабря 2019 года «ТАСС» сообщило, что к началу курортного сезона планируется обновление и увеличение подвижного состава пригородного сообщения (в первую очередь в направлении Феодосии и Евпатории). Охватить им собираются все города полуострова, разработав новые маршруты.

автор: Юлия Вершинина

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector