История одного шедевра: «Портрет дочери» Левицкого

Екатерина II немало усилий приложила для прославления собственных славных дел. Желая остаться в истории как просвещенный монарх — благодетель наук и искусств, она заказывала парадные портреты как для...

Екатерина II немало усилий приложила для прославления собственных славных дел. Желая остаться в истории как просвещенный монарх — благодетель наук и искусств, она заказывала парадные портреты как для себя, так и для своих подопечных и приближенных. Одним из тех, кто чаще других радовал императрицу картинами, был Дмитрий Левицкий. Заслуживший при Екатерине II звание первой кисти России, в дальнейшем он, выбравший путь масона, был вынужден лавировать в мире придворных интриг.

Сюжет картины

Дочь Дмитрия Левицкого Агафья изображена в костюме богатой горожанки. Тонкое кружево, яркая парча, расшитый жемчугом венец, шелковое покрывало демонстрируют, что девушка наряжена к празднику. С невероятным мастерством Левицкий изобразил фактуру тканей, не упустив мельчайшие подробности отделки.

История одного шедевра: «Портрет дочери» Левицкого

Портрет дочери

Для традиции портрета последней трети XVIII века такой выбор костюма был необычным и даже новаторским. Отказываясь от привычное аллегоричности и европоориентированности, Левицкий обращается к русским корням. Через платье и убранство комнаты он раскрывает образ русской красавицы.

Художник был новатор своего времени. Так, для получения цветов он использовал необычные материалы. Например, чтобы изобразить насыщенный черный бархат, добавлял в краску сажу, а белые ткани писал красками на восковой основе, из-за чего платья так и светятся на картинах.

Что же до характеров героев, то Левицкий в процессе работы многое узнавал о своих моделях, их жизни и секретах. Это помогало уйти от обыденности в портретах и наделить их определенной долей психологизма. Известен пример богача-промышленника Прокофия Демидова, славившегося своими чудачествами. Художник смог изобразить его шальной нрав и эпатажную манеру поведения (так, на парадном портрете Демидов в халате), причем настолько очевидно, что заказчик вскоре приказал убрать картину с видного места — правда глаза колет.

История одного шедевра: «Портрет дочери» Левицкого

Портрет П. А. Демидова

Судьба художника

Дмитрий Левицкий родился в Киеве около 1735 года в семье священника, который кроме всего прочего занимался гравюрой церковных книг. Именно отец познакомил сына с азами живописи. Позднее наставником Левицкого стал художник Алексей Антропов, который приехал в Киев для росписи Андреевского собора. Он предложил талантливому юноше поучаствовать в проекте. Заметив выдающиеся способности, Антропов забрал дарование с собой в столицу, где помог поступить в Академию художеств. Окончив ее и получив звание академика, Левицкий остался преподавать мастерство портрета.

История одного шедевра: «Портрет дочери» Левицкого

Автопортрет, 1783 год

Уже после презентации ранних работ его признали первоклассным мастером парадного портрета. Левицкий мог найти выразительную позу и жест, которые представляли модель в особенно выгодном свете. Он писал весь двор, включая и Екатерину II, которая лично заказывала ему полотна. Художник был близко знаком со многими выдающимися людьми своего времени.

История одного шедевра: «Портрет дочери» Левицкого

Парадный портрет Екатерины II в образе законодательницы в храме богини Правосудия

Первым большим проектом, после которого Левицкий был признан главным художником своего времени, стала серия портретов «Смолянок» — первых выпускниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре. По заказу главного покровителя института Екатерины II живописец изобразил девушек, которым было суждено стать фрейлинами.

История одного шедевра: «Портрет дочери» Левицкого

Портрет Е. И. Нелидовой

Апофеозом карьеры были 1780-е годы. Однако Левицкий связался с масонами, за что впал в немилость. Его исключили из Академии, лишили всех привилегий. При Павле I, в эпоху контрреформ, Левицкого восстановили в должности, вновь дали возможность работать. Однако художника ждало испытание посерьезнее императорского гнева — потеря зрения. После 1812 года имя Левицкого больше не встречается в протоколах Академии, он был лишен пенсии и заказов.

Смерть художника, чье имя когда-то гремело при дворе как первой кисти империи, осталась незамеченной. Могила же его была утеряна.

автор: Снежана Петрова

источник: diletant.media

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector