«1918 год в Петрограде» Петрова-Водкина

«1918 год в Петрограде» — это и иконописные традиции, воспеваемые Кузьмой Петровым-Водкиным, и его любовь к итальянскому Возрождению, и воодушевление происходящими переменами. В одном полотне смешались надежды и страхи, которыми были одержимы все жители страны.

«1918 год в Петрограде» Петрова-Водкина

Сюжет

В центре композиции — юная женщина с младенцем на руках. Лицо её спокойно, смиренно, вместе с тем исполнено воли и силы. Она защищает ребенка, мирно спящего на ее груди.

Петров-Водкин представил женщину в очевидном образе Богоматери. Выражение лица и сами его черты, поза, одежда — все отсылает к иконописным традициям. Героиня — это не только каждая женщина в России, охваченной хаосом войн. Она еще и олицетворение защитницы, покровительницы, непрекращающегося начала. По мысли Петрова-Водкина, пока есть материнство как явление жизнь будет продолжаться, наполняя смыслом, пусть и призрачным, происходящие в мире события.

Антитезой теплому, спасительному образу дан город, который мы видим за спиной женщины. Холодная синяя громада, широкие улицы, отчуждение, очереди, люди, снующие в поисках еды. Все это в своей суетности теряет смысл на фоне символа вечной жизни.

Судьба автора

Петров-Водкин в искусство пришел через иконопись. Он начал работать в этой технике в родном Хвалынске (Саратовская губерния) и пронес тягу к ней через все творчество. Этому способствовало и то, что в начале XX века был бум на иконы — тогда раскрывались ее художественные достоинства. Ранее многие из образцов были неизвестны широкому зрителю. Расчистка от позднейших наслоений, начавшаяся в это время, привела к открытию русской иконы как явления искусства мирового значения.

«1918 год в Петрограде» Петрова-Водкина

«Богоматерь Умиление злых сердец», 1914−1915

Несколько раз побывав в Европе и изучив работы мастеров, Петров-Водкин был вдохновлен ими, особенно итальянским Возрождением. Строгость формы, сильная колористика — все это найдет свое место в авангардном творчестве художника.

Будучи учеником Серова, Петров-Водкин стал одним из первых символистов в русской живописи. Над каждой фигурой он работал часами, добиваясь совершенства. С 1910-х годов он от аллегорических произведений перешел к монументально-декоративным.

«1918 год в Петрограде» Петрова-Водкина

«Купание красного коня», 1912

До того, как государство начало контролировать искусство, Петров-Водкин был участником различных объединений. Когда же ситуация переменилась и стало невозможно творить свободно, Петров-Водкин сумел адаптироваться — он занялся реорганизацией системы художественного образования в стране. Дошло даже до того, что в 1932 году он был избран первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников.

автор: Снежана Петрова

источник: diletant.media

AesliB