Стальной герой СССР

В середине двадцатых Николай уже не мог ходить без трости (не сгибалась левая нога). Но панике и унынию не поддавался. Переехав к сестре Кате, стал секретарём комсомольской организации Изяславского района. До появления Островского в этой сельской местности не было ни одного комсомольца. Искренне верящий в коммунизм, Николай пламенным революционным словом создал целую сеть комсомольских ячейки, а сам вступил в члены ВКП (б). Несмотря на тяжёлые увечья, записался в бойцы части особого назначения (ЧОН) для борьбы с вооружёнными бандами. Несколько лет невероятных, нечеловеческих напряжений приводят Николая к костылям. Он уезжает в Новороссийск, где женится на Раисе Мацюк. Поступает на заочное отделение Московского коммунистического университета имени Свердлова. Тогда же предпринимает первую литературную пробу: пишет о бойцах-котовцах. Только рукопись та потерялась при пересылке. В 1927 году Островский уже не может ходить. Боли становятся постоянными и адски истязающими. Болезни прогрессируют. Добавляется слепота. Николай Алексеевич меняет клинику за клиникой, переезжает из санатория в санаторий. В Сочи снимает жильё, а в Москве довольствуется коммуналкой. Жена, уходя на работу, закрывает мужа на ключ. Беспомощный человек, почти обездвиженный, ничего не видящий коротает в одиночестве до 16 часов. Ни читать, ни писать он уже не может. Только радио слушает и думает. Однако его мозг в полном порядке и воля не сломлена.

…Русскому человеку хорошо известно: всегда побеждать нельзя. Вот и Островского окончательно одолели боевые раны, слепота. С природой спорить невозможно. Но знает русский человек и то, что не сдаваться нужно всегда. «Я буду жить и сопротивляться, пока будет жить хотя бы одна-единственная клетка моего тела,- писал Николай Алексеевич.- И никто не посмеет сказать: «Он мог бы ещё жить!» С такой установкой на жизнь человек всегда будет звучать по-горьковски гордо. И потому все те, кто придерживается других, прагматических, западно-европейских либеральных взглядов никогда не смирятся с самим существованием Островского. И потому мы всегда будем полагать: горе тому народу, у которого нет героев – светлых личностей, Корчагиных. А те, другие, на Западе, из нашей «пятой колонны» слепо убеждены, что горе тому народу, которому нужны герои. Вот и вся разница между идеалами Русского мира и ценностями иного порядка.

Стальной герой СССР

Островский изготавливает трафарет для письма вслепую: в крышке картонной канцелярской папки вырезает узкие полоски. Затем в папку транспаранта вкладывает 25–30 чистой бумаги. Начиная страницу, ставит порядковый номер и затем, не отрывая кисти руки от транспаранта, чтобы не ошибиться, пишет до конца страницы. Исписанный листок кидает на пол. Затем — новая страница. К рассвету папка-транспарант оказывалась пустой. Приходила соседка по квартире Галина Алексеева и вдвоём они доводили до ума итоги бессонной ночи писателя. Осенью 1931 года первую часть романа — девять глав – отправили в несколько издательств. Последовал отказ. А вот журнал «Молодая гвардия» начал публиковать главы романа «Как закалялась сталь». Правда, с большими правками редакции. И, тем не менее, отклики хлынули бурным потоком. Вдохновлённый Островский ударным темпом пишет вторую часть своего героического произведения. Почти сразу роман начали издавать в Японии, Чехословакии, Франции, Англии, Голландии. Его опубликовал и литературный журнал США. Практически одновременно с мировым признанием подоспело и признание на родине. Молодому писателю предоставили отдельную квартиру в центре столицы, машину, дом в Сочи. Во второй половине 1936 года уже практически смертельно больной Николай начинает писать роман «Рождённые бурей». Первая часть вышла в день его смерти – 22 декабря.

…Роман «Как закалялась сталь» произвёл на современников ошеломляющее впечатление. Его появление было сродни упавшему большому метеориту. Однивосприняли необычное произведение, как нечто особое, выходящее за пределы просто литературы, как «исповедь сына века». Другие сразу приклеили Островскому ярлык «идеолога большевистского мифа». А вот харьковский цензурный Обллит назвал роман «Как закалялась сталь» «антисоветским» и потребовала книгу «немедленно изъять». Ибо в ней, по убеждению рецензента, восстановительный период изображён «кромешным адом», а Павел Корчагин – на самом деле — «антигерой». Только благодаря вовремя появившемуся в газете «Правда» очерку Михаила Кольцова «Мужество» о Николае Островском, роман победно зашагал по стране и миру. При этом многие зарубежные представители СМИ поначалу не поверили в реальность существования писателя Островского. Сам роман полагали плодом работы группы писателей, созданном в пропагандистских целях. Но, побывав у Островского в Сочи, признали его «в известном смысле ГЕНИЕМ».

Стальной герой СССР

Знаменитый режиссёр В. Мейерхольд рассказывал актёрам своего театра: «Я имел однодневную беседу со Львом Толстым, много беседовал с Антоном Чеховым. Николая Островского я ставлю третьим. Такая необычная культура, такое необычное проникновение в правду жизни, такая способность понимать, что такое искусство». Известный Старец Иерохимонах Сампсон в своих сочинениях «Жизнеописание, беседы и поучения» писал: «В нём были эта огромная любовь к человеку, хотя и атеиста, но всё-таки любовь. Его поразительная работа «Как закалялась сталь» — это выражение любви к человеку. Душевной. И, может быть, даже духовной». Английский историк Д. Линдсей подтверждал: «В его книге нет ни одной фальшивой ноты. Она заставляет гордиться званием человека».

Первый фильм по роману Островского вышел в 1942 году. Тогда Павел Корчагин вдохновлял на подвиги советских людей, ведущих борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Его образ воплотил актёр В. Перист-Петренко. И, без преувеличения, повторил трагическую судьбу своего героя: сразу же после съёмок ушёл на фронт и в том же году погиб. В 1957 году вышла совместная режиссёрская работа Владимира Наумова и Александра Алова с В.Лановым в главной роли, о которой уже говорилось. А спустя четверть века режиссёр Павел Мащенко создал по сценарию В.Наумова и А.Алова шестисерийный телевизионный фильм «Как закалялась сталь», в котором образ Корчагина воплотил на экране замечательный актёр и мой большой друг Владимир Конкин.

Стальной герой СССР

Ему слово: «Понимаешь, я прожил эту роль (заметь: не сыграл — прожил) в таком возрасте и в такое время, что даже представить что-то иное, чем то, что получилось, невозможно было. Так что я был тогда очень-очень, предельно искренен, выложился на фортиссимо своих творческих сил и способностей и добился, смею полагать, определенного успеха. На время съемок,- а работали мы больше года,- я как бы растворился в этой великой и фанатичной личности. Не побоюсь признаться, он меня внутренне взбудоражил, перестроил всего. Учти, я же тогда впервые в жизни познакомился с подлинным Островским, который для школьных учебников был «кастрированный» на треть. Плюс прочитал подлинные дневники, письма. Так вот, что бы мы сегодня ни говорили, ни писали, но это характер, каких во все времена — раз, два и обчелся. Разумеется, сыграть Павку посредственно или даже хорошо в то время — да об этом нельзя было и думать. И дело тут не только в том, что нашу работу курировал Идеологический отдел ЦК КПСС, не в возможной актерской неудаче, от которой никто, кстати, не застрахован. Для меня лично всё дело было в тех тысячах, а, может быть, и миллионах мальчишек и девчонок, которым предстояло смотреть фильм. Не поверив моему Павке, а вдруг они не поверят ему вообще — вот что терзало мою душу. Положим, это я теперь с высоты жизненного опыта понимаю, что преувеличивал и значение возможной неудачи, и потенциал, как бы сказали ученые люди, воспитательной функции фильма. Но более четырёх десятилетий назад…

— Сорок три года назад…

— Вот-вот… в те годы я именно так и думал. И никак иначе! Словом, мне предстояло, как бы заново вспахать характер Павки Корчагина, снять с его личности пелену поверхностного представления, «забронзовелость», сложившуюся по школьным учебникам и сыграть его живым, пусть даже очень неординарным человеком. Наверное, лишь мой собственный тогдашний максимализм, молодеческая, если не удальская вера в личные способности помогли мне справиться со столь трудной задачей.

— А не задают тебе вопрос: зачем понадобилась новая экранизация? Ведь был художественный фильм с таким же названием.

— Который, кстати, я смотрю и поныне с интересом. И молодой Василий Семёнович Лановой мне в нём нравится. Но, понимаешь, такого героя, как Корчагин, сыграть раз и навсегда нельзя. Как нельзя этого сделать ни с Гамлетом, ни с Ричардом, ни с братьями Карамазовыми – и я перечислять могу ещё много. Даже сейчас, в период всеобщего нигилизма можно обращаться к Корчагину. Не исключаю, что через некоторое время вновь появится этот молодой, фанатичный коммунист и будет по-своему отвечать на самые сложные и жгучие вопросы жизни. Или — не отвечать. Мы же тогда старались показать в Павке необыкновенную, по-человечески запредельную силу, бескомпромиссность, при огромной, испепеляющей окружающих, фанатичной преданности идее. Повторюсь: по представлениям того времени мы со своей задачей справились весьма и весьма неплохо. По отзывам многих критиков, прости, так и вовсе великолепно. А книга «Как закалялась сталь» — на все времена. Она никогда не устареет, потому что нравственные проблемы, бьющиеся и кровоточащие в ней, всегда останутся для людей актуальными. Островский сумел создать в своём романе почти идеальный образ, который, вместе с тем, остаётся абсолютно земным человеком. Убеждён, что Павел Корчагин нужен и сегодня, что его не удастся отменить никому и никогда».

Положим, именно сегодня никто фильма про Корчагина ставить не будет. (Роман «Как закалялась сталь» выбрасывался даже из школьной программы). Он не нужен нашему раздёрганному кинематографу. Тем более не нужен шкурному и рваческому телевидению. Почему «по ящику» косяком идут многосерийные фильмы про Мишку-Япончика, Соньку Золотую Ручку, Чёрную кошку и почему телевидение совершенно не интересуется героической тематикой как таковой? Кроме, так сказать, идеологических, финансовых и других прочих причин ещё и потому, что нынешние так называемые деятели культуры боятся, как огня тем возвышенных, героических, духоподъёмных. У всех у них скопом кишочки тонки возвеличивать человека в их творческих потугах. Да и международных призов не получишь за Корчагина.

Но мир не стоит на месте. И время Островского с его Павкой Корчагиным ещё вернётся. Русскому миру без них не обойтись. Лучшие люди из этого мира никогда не откажутся от великой и светлой максимы: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить».

Стальной герой СССР

…Книги Н.Островского изданы на 75 языках свыше 770 раз общим тиражом 57 миллионов экземпляров. В советское время было три экранизации «Как закалялась сталь». В 2000 году в Китае сняли двадцатисерийный фильм «Как закалялась сталь». Роман «Рождённые бурей» экранизировался в Советском Союзе дважды. Выпущено несколько документальных фильмов о Николае Островском. В ряде городов бывшего Советского Союза есть улицы, названные в честь Павла Корчагина — редчайший случай запечатления литературного персонажа в официальной городской топонимике. Так, улица Павла Корчагина есть в Москве, в Кирове, в Нижнем Новгороде, в Астрахани (причём в последнем случае улица получила такое название уже после распада СССР), в Бийске, в Рудном (Костанайская область, Казахстан), в Запорожье, в Горловке, в Павлограде (Днепропетровская область улица переименована), в Тирасполе. Кроме того, улица Павла Корчагина есть в Гагаринском районе города Севастополя. Улица Корчагина существует в Сочи (там находится Литературно-мемориальный музей Н. А. Островского), в Новосибирске, в Орле, в Брянске, в Новоалтайске, в Алма-Ате, в Кокшетау. Бульвар Корчагина существует в Набережных Челнах. Улица Корчагинцев была в Харькове (переименована). В Ростове-на-Дону есть парк культуры и отдыха имени Н. Островского. Его имя носят городские библиотеки в Кирово-Чепецке, Комсомольске-на-Амуре и в Костанае. В СССР существовал Всесоюзный литературный конкурс имени Николая Островского. Свердловская детская железная дорога носит имя Николая Островского. В двадцати городах России, Белоруссии и Украины установлены памятники Николаю Островскому.

автор: Михаил Захарчук

источник: rosgeroika.ru

AesliB