Последний великий драматург

Воспоминания людей, близко знавших Александра Вампилова, доносят до нас черты любящего жизнь и людей человека. Вот как вспоминает о нём Ольга Вампилова, его жена, мать его дочери Елены.

«Он любил гитару, играл он на ней удивительно. Сколько вечеров было связано с ней, с исполнением романсов, песен, начиная с модного тогда Окуджавы и заканчивая любимой им «Элегией» Дельвига. Он гитару любил глубоко и серьёзно. Он всё и всех любил… Не было человека более любящего и понимающего жизнь и людей. Думаю, что с этим согласятся его друзья, которым он был верен до конца – все, что касалось друзей, было для него свято.

Осталось ощущение радости от того, что он стольких любил, стольким помогал, столько успел сделать добра, как все люди, которым суждено мало прожить. Я ни разу ни до, ни после его смерти, ни от кого, никогда не слышала его фразу, над которой тогда не задумывалась: «одиноких мне всегда жалко». Жизни с ним мне было отпущено девять лет… Много было всего – и горького, и смешного, и удивительного… я помню его глаза, и они смотрят на меня сегодня глазами нашей дочери и внучки Маши».

Творческая жизнь Александра Вампилова была коротка и вся уложилась, по сути, в 12 полноценных, наполненных активной литературной работой лет – с 1960 по 1972 годы. За это время из корреспондента областной газеты он вырос в известнейшего драматурга, автора десятка гениальных пьес. Вершиной его творчества стала, несомненно, драма «Утиная охота», написанная в 1970 году. Это действительно настоящая драма, трагедия судьбы потерянного человека, некоего Зилова. Этакого «героя нашего времени», то есть героя начала 1970-х годов, того времени, которое слишком упрощённо принято называть «застоем». Но откуда взялся этот пресловутый застой? От политической системы тех лет, от экономического строя социализма, как уверяют нас нынешние политологи? Нет. Вампилов совершенно ясно указывает нам причину этого явления.

Весь застой идёт от самого человека, который опустил руки, плывёт по течению, ни во что не верит, не совершает добро. В человеке исчезло ангельское начало – вот изюминка творчества Вампилова!

Человек потерял внутренний духовный свет, опустился, стал циником, развратником, теряет последних друзей, а те преподносят ему, ещё живому, погребальный венок. Не «утиная» охота идёт в пьесе Вампилова, а охота на человеческую душу… Пьеса Вампилова вроде бы о мелочах жизни: квартирном вопросе, интригах на работе, случайных связях с женщинами, попойках – всё это окружает главного героя и тянет его на дно. А он и не сопротивляется, он сам разрушает себя и жизнь вокруг себя – в этом и есть причина общественного застоя, а вовсе не в политической или экономической системе.

Сам Вампилов, видимо, не вполне даже и осознавал, какой пласт он поднял в своей пьесе. Не осознали это и критики, и постановщики. И лишь один трагический и гениальный Олег Даль, исполнитель роли Зилова в фильме «Отпуск в сентябре», представил нам маску человека, как бы даже античеловека, жертву этой страшной внутренней охоты, где душа человека – утка, а дьявол – охотник.

Пьеса Вампилова была осуждена властями. Опубликованная в иркутском альманахе «Ангара» в обход цензуры, она подверглась обсуждению и осуждению на бюро Иркутского обкома КПСС. На Вампилова подавали в суд люди, которым показалось, что персонажи драмы «Утиная охота» списаны с них. Под давлением общественного мнения сам автор начал колебаться в оценке своего произведения, даже считал его творческой неудачей. Однако драма «Утиная охота» – это произведение шекспировского размаха – и до каких ещё высот смог бы подняться Александр Вампилов, если бы не ранняя его трагическая смерть… И всё же не совсем правы те описатели жизни Вампилова, которые считают, что этот драматург был запрещён в СССР. Нет, медленно, но верно его пьесы находили дорогу к зрителю. Уже при своей короткой жизни Александр Вампилов пожал заслуженную сценическую славу. «Прощание в июне» была поставлена в Клайпеде белорусским режиссёром Вадимом Допкюнасом. И сразу получила огромный успех. Эта же пьеса была опубликована в 1966 году в московском журнале «Театр» и стала основанием для принятия Александра Вампилова в члены Союза писателей СССР, что в те времена значило очень многое. К 1970 году она шла уже в восьми театрах нашей страны, но, правда, не московских… Наконец, сам великий Товстоногов осуществил в своём Ленинградском БДТ постановку пьесы Вампилова «Провинциальные анекдоты» (на малой сцене). В Московском театре им. Ермоловой шли репетиции его пьес.

Александр Валентинович совсем немного не дожил до своего триумфа. Сразу после его трагической гибели буквально грянул шквал театральных постановок и киноэкранизаций его произведений. Репертуар московских театров наполнился вампиловскими пьесами, но всё ли было равноценно в этих постановках, всё ли было верно понято режиссёрами и постановщиками?.. Думается, что осмысление творчества Александра Вампилова ещё впереди.

Его пьесы писались не на злобу дня. Они для вечности. Заложенная в них автором доброта, любовь к человеку, приобщают нас к ангельскому свету, к тому ангельскому образу человека, который замутнён сейчас в современном искусстве страшными масками уродства и вражды.

Короткая жизнь Александра Вампилова была словно полётом ангела над нашей грешной землёй. И пусть сердце его остановилось в холодных водах Байкала, оно немного согрело нашу суровую землю…

автор: Станислав Зотов

источник: www.stoletie.ru

AesliB