Козьма Прутков. История литературной маски

Писатель Козьма Прутков — уникальнейшее явление для русской литературы. В середине 19 века данную литературную маску для своих публикаций использовали братья Алексей, Александр и Владимир Жемчужниковы, а также...

Писатель Козьма Прутков — уникальнейшее явление для русской литературы. В середине 19 века данную литературную маску для своих публикаций использовали братья Алексей, Александр и Владимир Жемчужниковы, а также известный поэт и драматург, который по совместительству приходился двоюродным братом Жемчужниковых, Алексей Константинович Толстой. Немаловажную роль в создании особого литературного наследия Пруткова сыграли Александр Аммосов (предположительно, написал несколько басен, в том числе «Пастух, молоко и читатель») и поэт, прозаик, автор известнейшей сказки в стихах «Конёк-Горбунок» Петр Павлович Ершов.

Литературная маска. Зарождение

«Прутковский кружок» начал свою литературную деятельность в 1851 году в деревне Павловке Елецкого уезда, которая являлась родовым имением семьи Жемчужниковых. Алексей Толстой лето того года провел вместе со своими двоюродными братьями, упражняясь в пробе пера, веселясь и насмешничая. Всех их объединяла любовь к литературе. Именно в Павловке появляются первые басни, принадлежащие перу Пруткова — «Незабудки и запятки», «Кондуктор и тарантул» и «Цапля и беговые дрожки».

В письме литературоведу Александру Николаевичу Пыпину младший из братьев Жемчужниковых, Владимир, сообщил, что басня «Незабудки и запятки» была придумана Александром Жемчужниковым «исключительно ради шутки», и уже при содействии старшего брата Алексея были придуманы остальные басни. Тогда образа Козьмы Пруткова ещё не существовало, но эти басни «зародили кое-какие мысли» у братьев о создании нового автора на литературном небосклоне империи.

Козьма Прутков. История литературной маски

Козьма Прутков и его создатели. 

В 1852-м «автор» получает имя Кузьма (Козьма). Одна из версий его происхождения гласит, что Прутков получил своё имя от крепостного камердинера семьи Жемчужниковых. Именем Кузьма подписывались все произведения автора вплоть до его «смерти» в 1863 году. После он становится известен читателям как Козьма Прутков.

Художником Львом Жемчужниковым в соавторстве с коллегами Бейдеманом и Лагорио создается портрет Козьмы, который позже войдет во все собрания сочинений автора.

Биография Козьмы Пруткова

Стоит отметить, что Козьма Прутков является ярким примером литературной маски с хорошо продуманной биографией, что довольно проблематично встретить в литературе того времени. Точно известна его дата рождения — 11 (23 по новому стилю) апреля. При этом существуют расхождения среди биографов по поводу года рождения. Одни из исследователей жизни писателя упоминают 1801-й, в свою очередь, другие — 1803-й год.

Козьма Прутков был женат. В браке с Антонидой Проклеветантовой родилось много детей, из которых дожили до зрелого возраста 6 сыновей и 4 дочки. После отставки со службы юнкером Козьма служил при министерстве финансов (в Пробирной Палатке), где работал вплоть до самой своей смерти.

Журнал «Современник»

Впервые как «самостоятельный» литератор Прутков заявляет о себе через три года после его создания, в 1854 году, когда он публикуется в специальном приложении к журналу «Современник» — юмористическом «Литературном Ералаше». Именно там выходят «Досуги» — особое собрание сочинений, включающее в себя значительную часть творческого наследия писателя. В «Досуги» 1854 года входило авторское предисловие, некоторые стихи, некоторые басни и «Письмо» Пруткова к неизвестному фельетонисту газеты «Санкт-Петербургские ведомости».

После первой публикации в «Современнике» произведения Пруткова долгое время не издавались. Лишь в 1860 году, спустя шесть лет после выхода «Досугов», сочинения Козьмы возвращаются на страницы журнала. В этот год «Современник» издаёт «Пух и перья» — дополнение к написанным ранее «Досугам».

До конца своей «жизни» Козьма продолжал публиковаться в «Современнике». Последняя публикация Пруткова появляется в 1863 году, войдя в девятый номер журнала «Свисток», который стал последним.

Журнал «Искра»

В начале 1860-х годов творчество Пруткова можно встретить в сатирическом журнале «Искра». Необходимо сказать, что в основном это были различные афоризмы, мысли, поправки к «Досугам».

Также в «Искре» была напечатана часть анекдотов, которые встречались в выдержках Пруткова — «Из записок моего деда».

Вместо заключения

Наследие Пруткова — это не только автор «воплоти». В нём есть место Федоту Кузьмичу, «деду» литератора, «отцу» Петру Федотычу, и многочисленным «детям» Козьмы, питавшим неподдельный интерес к литературе. Образуется целая «династия» заинтересованных в сочинительстве людей. Это в некоторых случаях приводит к путанице: какие сочинения Пруткова принадлежат «ему», а какие — его многочисленным «родственникам».

Козьма Прутков. История литературной маски

Памятник Козьме Пруткову в Архангельске. 

Ещё во времена Российской империи собранию сочинений Козьмы Пруткова удалось выдержать 12 изданий, настолько популярным был писатель среди читателей. После революции читателей Пруткова стало еще больше, ученые исследовали творчество и «жизнь» писателя. Переиздания «Полного собрания сочинений» были дополнены новыми материалами и произведениями, переиздавались в Советском союзе множество раз.

По сегодняшний день Козьма Прутков привлекает внимание читателей своими афоризмами, мыслями, прекрасной сатирой и стихотворениями, которые не теряют свою актуальность и в 21 веке.

автор: Михаил Кураев

автор: diletant.media

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector