Юрий Тимошенко и Ефим Березин (Тарапунька и Штепсель)

Они познакомились во время учебы в институте. В 1941 году окончили Киевский театральный институт, в котором были организаторами и участниками студенческих спектаклей. Весной 1941 года они уже вели...

Они познакомились во время учебы в институте. В 1941 году окончили Киевский театральный институт, в котором были организаторами и участниками студенческих спектаклей.
Весной 1941 года они уже вели в Киеве большие концерты профессиональных артистов. В 1941-1945 годы Тимошенко и Березин участники Великой Отечественной войны, выступали в армейской самодеятельности, затем в профессиональном военном ансамбле песни и пляски — вели программу в образах банщика Мочалкина (Тимошенко) и повара Галкина (Березин).

Летом 1942 впервые выступили с этими персонажами в Москве в Концертном зале имени Чайковского, где проходили Дни Украины.

Демобилизовавшись, вернулись к довоенным маскам: Тимошенко играл роль сельского милиционера Тарапуньки (имя от небольшой речки вблизи Полтавы), Березин — театрального осветителя по прозвищу Штепсель.

Юрий Тимошенко и Ефим Березин (Тарапунька и Штепсель)

В 1946 году приняли участие во II Всесоюзном конкурсе артистов эстрады и стали лауреатами первой премии.

Выступали в качестве конферансье в самом престижном тогда в Москве эстрадном театре «Эрмитаж». Автором их интермедий стал опытный эстрадный драматург Павел Григорьевич Григорьев (ему принадлежит одна из первых песен С.Покрасса «Белая армия, черный барон»).

В конферансных интермедиях Тимошенко изображал, казалось, простоватого парня, но острого на язык, ироничного, умеющего за себя постоять. Разговаривал он на украинском языке. Персонаж Березина был уверен в своем превосходстве, старался поучать.

Тарапунька отвечал ему колко, неожиданно, остроумно, сбивал спесь. Интермедии часто имели злободневный, сатирический характер. Артисты использовали импровизацию, эксцентрику, буффонаду, гротеск. Естественно возникающее двуязычие стало дополнительным художественным приемом, вносило особый национальный колорит.

В 1960 году Тимошенко и Березин впервые обратились к жанру эстрадного ревю, подготовив программу «Везли эстраду на декаду». Она стала как бы промежуточным звеном между конферансом и эстрадным театром, который они создают в содружестве с драматургами Р.Виккерсом и А.Каневским. В театрализованных программах «Смеханический концерт» (1967), «От и до» (1971), «Беспокойтесь, пожалуйста» (1976), предстает обширная галерея персонажей, характеры которых трудно вписываются в жанровые рамки амплуа комика и резонера.

Благодаря таланту, трудоспособности, особому народному складу юмора артисты в течение сорока лет пользовались успехом и непреходящей популярностью. Гастролировали по всему Советскому Союзу, выступали в Польше, Шотландии, на фестивале юмора в Габрове.

Юрий Тимошенко и Ефим Березин (Тарапунька и Штепсель)

Снимались в кино: «Тарапунька и Штепсель под облаками» (1954), «Штепсель женит Тарапуньку» (1958); «Веселые звёзды» (1954). Участвовали во многих ТВ передачах — «Голубых огоньках» и др. Народные артисты УССР (1960).

Тарапунька и Штепсель — невероятный пример в истории эстрады, когда актеры полвека работали вместе. Даже с женой столько не живут… Начинали с института, потом армия — всегда вместе. Потом ансамбль, из которого выросли Вирский, Каменькович, Сичкин. Представьте, Юра и Фима каждые два года устраивали за свой счет сборы фронтовиков.

И если люди не могли приехать, они им оплачивали дорогу. Вызывали из деревни своего старшину. Он приходил и делал перекличку: «Рядовой Петренко» — «Я», «Рядовой Иваненко» — «Я!», «Рядовой —…» — «Выбыл…» — Почтим память». Потом они шли в ресторан, который заказывал Юра. Пили, пели песни… С каждым годом их становилось все меньше и меньше.

Юрий Тимошенко и Ефим Березин (Тарапунька и Штепсель)

Самое страшное для артиста испытание — слава и деньги. Многие не выдержали, раздулись. Но есть и те, на кого это не действует. Например, мой брат Леонид всегда был простым и доступным. Как и Аркадий Хайт, Леня Якубович, покойный Григорий Горин. У Юры и Фимы были специальные оклады. Их не ограничивали в количестве концертов.

А раньше с этим было строго, чтобы артисты больше положенного не заработали. Ведь бедными управлять намного легче. А они давали по три концерта в день, где только хватало силы — не знаю. Залы — переполнены. Из деревни бабушки специально приезжали. Говорили: «Я приїхала тільки Тарапуньку послухать… Тепер поїду всім розкажу…»

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector