Татьяна Самойлова – самая красивая актриса советского кинематографа

«В глазах этой русской богини можно утонуть». Так когда-то сказал о Татьяне Самойловой знаменитый Пабло Пикассо. Эта прекрасная советская актриса оказалась единственной из соотечественниц, чей отпечаток ладони остался на набережной Круазет в Каннах.

Татьяна Самойлова – самая красивая актриса советского кинематографа

Татьяна Евгеньевна Самойлова появилась на свет в мае 1934 года в Ленинграде, в интеллигентной семье. Её мама Зинаида Левина работала инженером. А папа – прекрасный советский актёр Евгений Самойлов – служил в театре. Но через 3 года после рождения дочери семья переехала в столицу.

Татьяна Самойлова выросла за кулисами. С детства она «пропиталась» театральной атмосферой. Уже тогда она точно знала, что не будет никем иным, кроме артистки. Хотя девочка имела все шансы стать прекрасной балериной. Она с успехом окончила балетную студию, и сама Майя Плисецкая приглашала юную Самойлову продолжать учиться в балетной школе при Большом театре. Но Татьяна была нацелена лишь на актёрство.

Фильмы

В 1953 году Самойлову приняли в Щукинское театральное. И уже через 2 года состоялся её дебют на экране. Татьяна Евгеньевна сыграла Машу в картине «Мексиканец», снятой по одноимённому рассказу Джека Лондона.

Звёздная роль – Вероника в мелодраме «Летят журавли» – досталась молодой актрисе сразу же по окончании вуза. Наверное, кроме Татьяны Самойловой нет ни одной отечественной актрисы, которой бы так несказанно повезло – превратиться в легенду после чуть ли не первой сыгранной роли. Картина Михаила Калатозова не просто вошла в золотой фонд отечественного кинематографа, она и сегодня по праву считается лучшей картиной о войне.

Татьяна Самойлова – самая красивая актриса советского кинематографа

Мало кому известно, что эта роль далась Татьяне Евгеньевне очень трудно. Во время съёмок она заболела туберкулёзом. Задыхаясь, держась на уколах, она всё же выходила на съёмочную площадку почти полгода, практически без выходных. Работать приходилось с раннего утра до полуночи.

Успех картины был оглушительный. Хотя на самом верху её раскритиковали в пух и прах. Героиню Самойловой, изменившую своему любимому, ушедшему на фронт, с его же другом, советская мораль отторгла. Особенно рьяно начали критиковать фильм после того, как его «заклеймил» Никита Хрущёв.

Но через год после выхода картина «Летят журавли» становится хитом Каннского кинофестиваля. В 1958 году лента получила «Золотую пальмовую ветвь», а Татьяна Самойлова премию «Апельсиновое дерево» и диплом за лучшую женскую роль.

Канны потрясли молодую актрису. Но невиданная роскошь и беспрецедентное внимание не выбили Самойлову из колеи. Она довольно быстро освоилась и на равных общалась с коллегами.

Татьяна Самойлова – самая красивая актриса советского кинематографа

После феноменального успеха картины для Татьяны Евгеньевны настало неожиданное затишье. За 4 года она снялась лишь в двух картинах. Зато о ней не забыли за рубежом. В 1961-ом актриса была приглашена для роли в картине «Альба Регия», которую снимал румынский режиссёр Михай Семеш. Она сыграла разведчицу.

Потом снова перерыв до 1964 года. И снова о Самойловой вспомнили на Западе. Джузеппе де Сантис – знаменитый итальянский режиссёр – пригласил советскую актрису сняться хотя и не в главной, но очень яркой роли в военной драме «Они шли на Восток». Героиня Самойловой в чём-то даже затмила Софи Лорен, которой достался центральный образ.

За эту работу актриса, чью игру признавали гениальной на Западе, получила солидный гонорар. Она приехала домой на «Опеле» и с отличным гардеробом, отчего отношение к ней, кажется, ещё больше испортилось. Ей завидовали, о ней сплетничали, её недолюбливали чиновники «от культуры».

И лишь в 1967 году Татьяне Самойловой снова досталась звёздная роль. Её Анна Каренина гениальна. Драма, снятая Александром Зархи, имела огромный успех, пожалуй, не уступавший успеху «Войны и мира» Фёдора Бондарчука.

Татьяна Самойлова – самая красивая актриса советского кинематографа

После «Анны Карениной» актриса ждала шквала предложений от режиссёров. Но увы. Впереди были годы забвения. Самойлову лишь изредка приглашали на небольшие роли. Возможно, творческая биография Татьяны Самойловой сложилась бы совсем иначе, если бы артистка ответила согласием на предложения голливудских режиссёров.

Актриса исчезла с экранов где-то с середины 1970-ых. Лишь в конце 1990-ых она появилась в картине «24 часа». Через 4 года мелькнула в эпизодах «Московской саги» и «Сен-Жермен». Последний фильм с участием Самойловой – «Нирвана» – вышел на экраны в 2008 году. В молодёжной драме Татьяне Евгеньевне досталась небольшая роль.

О легендарной артистке ходили разные слухи. Говорили об алкоголизме, психическом расстройстве, булимии. Но близкие люди, хорошо знавшие Татьяну Самойлову, называли её главную «болезнь» – тяжёлое одиночество.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB