От коляски для сына Волчек до венка Бубликову
Гораздо больше места занимала в «Служебном романе» и знаменитая Шурочка. Роль сотрудницы бухгалтерии, которая «всю свою энергию тратит на работу в месткоме», Людмила Иванова «увела» у Риммы Марковой.
– Мне было близко занятие, которым Шура жила, – объясняет Иванова выбор режиссера в ее пользу. – В то время я как раз была председателем месткома в театре «Современник». У меня хорошо получалось и большое (пробивать квартиры, установку телефонов актерам), и малое. Помню, как бегала по театру, собирая деньги на коляску для маленького Дениса Евстигнеева – в качестве помощи Гале Волчек.
Неглавная роль Людмилы Ивановой в этом фильме стала ее визитной карточкой. Правда, сразу после съемок актриса оставила деятельность в настоящем месткоме. Говорит, стала чувствовать, что Шура побеждает в ней ее саму. Видно, слишком глубоко вошла в образ активистки, привлекающей внимание к нуждам семей только родивших или уже умерших коллег.
Сюжет с «воскресшим» Бубликовым, которого объявили покойным по ошибке, имел продолжение. Оживший мертвец гнался за Шурочкой, желая расправы, а потом извинялся и даже благодарил. Однако в фильм не вошли ни сами разборки, ни уморительные диалоги, которые Людмила Иванова помнит по сей день.
– Рязанов давал нам полную свободу, – рассказывает актриса. – Говорил, вы играйте, как чувствуете, а я, если что не так, скажу. Мы и жили своими героями. Материала наснимали на три серии, если не больше. Но получилось только две, остальное, как ни жалко, вырезали.
Всё ради Фрейндлих
Главной в «Служебном романе» была все-таки Алиса Фрейндлих. Ради нее Рязанов впервые в СССР отстроил на «Мосфильме» огромный павильон, чем совершил в какой-то мере кинореволюцию.
– Я знал, что Фрейндлих – великая театральная актриса, но работа в кино – нечто совершенно другое, к чему тогда Алиса Бруновна еще не привыкла, – объясняет режиссер свое щепетильное отношение к актрисе. – В театре все действие играется за вечер, а кино снимается маленькими отрезками в течение долгого времени, к тому же перепутанными хронологически.
Человеку неопытному трудно перестроиться: сегодня она окрылена любовью к Новосельцеву и приведена в божеский вид, а завтра – угрюмый, в уродливых очках сухарь. Короче, я специально пошел на то, чтобы нарушить все правила. Мы снимали последовательно, длинными заходами и совсем не делали отдельно крупные планы.
Рязанов захватывал то, что нужно, благодаря расставленным на площадке камерам, которые предварительно были хорошо замаскированы. Одновременно съемку вели три–пять операторов. Один брал общий план, другой – средний, остальные разбирали героев персонально.
– Алиса Бруновна могла чувствовать себя, как в театре, – объясняет Рязанов. – И мы добились своего: никто, кроме Фрейндлих, не смог бы так гениально показать превращение Мымры в принцессу. Я считаю, она сыграла безупречно. Драму одиночества, пробуждение женской природы, начало любви…
– Не могу понять, в кого вы влюблены больше – в героиню фильма или в актрису?
– Если в героиню, то в ту, которой она стала под конец (смеется). А если честно, то, конечно, талант Фрейндлих в сочетании с ее скромностью, работоспособностью, обаянием, деликатностью, умением взаимодействовать с партнерами и дали тот результат, при котором фильм смог состояться. Я не жалею, что пригласил ее и что так долго ждал.
КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ:
— А идите вы… в бухгалтерию!!!
— Вся скрючится, скукожится, как старый рваный башмак, и вот чешет на работу, как будто сваи вколачивает!
— Когда женщине говорят, что она умница, это значит, что она — круглая дура?
— У меня двое детей: мальчик и… мальчик.
— У меня такая безупречная репутация, что меня давным-давно надо скомпрометировать.
Москву сделали героем фильма
Многим картина запомнилась не только прекрасной работой актеров и диалогами, разлетевшимися на цитаты, но и лиричным «видеороликом» о Москве – удивительные, еще зеленые деревья под пеной снега, яркие кляксы зонтиков, на удивление уютный и человечный, не смотря на многотысячную толпу и потоки транспорта, город.
«Я намеревался сделать Москву одним из героев нашей ленты» — признается режиссер Эльдар Рязанов. И у него это получилось. Поэтому прогуляться по местам съемок фильма вдвойне интересно – несмотря на продолжительность фильма, Москва получилась вполне компактной.
Расселили, согласно статусу
В СССР, как известно, все были равны, но некоторые были «ровнее». Это очень тонко подметили авторы фильма, расселив главныx героев согласно иx статусу.
Адрес Мымры — Большая Никитская
Кирпичные «свечки» на Большой Никитской, дом 43 – престижное место обитания номенклатуры 70-x.
Милый особнячок справа – пал жертвой арxитектурной модернизации. Попросту – снесен. Сейчас на его месте детская площадка.