Легендарная артистка Нонна Мордюкова

Фильмов в ту пору снималось не так много и о большой роли приходилось только мечтать. Так что заметным событием стала исполненная Мордюковой эпизодическая роль колхозницы Насти Огородниковой в фильме «Возвращение Василия Бортникова». Молодая актриса была настолько правдива и убедительна в этом образе, что В. Пудовкин хотел отдать ей главную роль.

Легендарная артистка Нонна Мордюкова

Замена тогда, к большому сожалению, не состоялась, но кинематограф открыл, наконец, актрису Мордюкову – режиссеры стали доверять ей главные роли. Удачей Нонны Мордюковой стала работа в фильме «Чужая родня» (1955, режиссер М. Швейцер), где она с большой достоверностью народной интонации и деревенской повадки сыграла Стешу Ряшкину.

Героиня проходила путем долгого и мучительного перерождения, порывая ради любви к мужу связи со своей темной семьей стяжателей. Тяжесть и боль этого пути молодая актриса показала с потрясающей силой. Фильм, ставший во второй половине 50-х годов этапным, стал таковым и в судьбе Нонны Викторовны.

В ряде ролей, в том числе и эпизодических, но запоминающихся, ярких, емких, стала определяться и актерская тема Нонны Мордюковой – тема простой и сильной женщины с трудной судьбой. Своими работами она вдохновила драматурга Б.Метальникова, написавшего специально для нее «Простую историю».

Здесь Мордюкова исполнила одну из лучших своих ролей – молодую вдову Сашу Потапову, на чьи плечи нежданно легло бремя председательства в отстающем колхозе. Актриса играла драматизм и тяготы «светлого пути» из простых колхозниц в председатели, горечь безнадежной любви и – преображение души, обретение достоинства.

В работе над ролью Мордюкова опиралась на впечатления детства, особенно же на опыт и биографию собственной матери. Тогда уже стало очевидным, что кинематограф обрел подлинно народную актрису – по корням своим, по жизненному опыту, по духу и мироощущению.

Сама повадка и стать Нонны Мордюковой, южнорусские выразительные черты лица, сильный грудной голос тоже вполне соответствовали представлениям о женщине из народа. Более того, они формировали эти представления, делая Мордюкову актрисой-символом, знаком подлинности, народным достоянием.

Легендарная артистка Нонна Мордюкова

Большим актерским достижением Нонны Мордюковой стала и Доня Трубникова в фильме «Председатель», режиссера Салтыкова. По сюжету Доня была идеально отрицательным персонажем: жена единоличника, грубая, горластая спекулянтка, в довершение всего – прижившая ребенка от фашиста-оккупанта. Все это актриса подавала со свойственной ей психологической убедительностью, лишь исподволь – взглядом, интонацией – намечая второй план образа, драматизм и горечь Дониной судьбы.

Такое сложное понимание характера вообще свойственно Мордюковой, чьи драматические роли всегда глубже простой, хотя и точной обрисовки определенного социального типа. Кстати, даже в комедиях она невероятно метко и ярко схватывала именно социальные типы, будь то монументальная, мрачноголосая купчиха Белотелова в «Женитьбе Бальзаминова» или цепкая, хищная чиновница Пристяжнюк в фильме «Тридцать три», режиссера Г. Данелия.

А ее жэковская активистка Плющ из «Бриллиантовой руки». режиссера Леонида Гайдая стала злой сатирой на широко известный тип назойливой дамы-общественницы.

Интересна работа Нонны Мордюковой в картине «Комиссар», где актриса неожиданно предстала в весьма неоднозначном образе женщины-комиссара Вавиловой, почти утратившей за годы Гражданской войны свою женскую сущность и вновь обретающую ее в материнстве. Режиссер тонко использовал присущее актрисе парадоксальное сочетание недюжинной силы и мягкой женственности.

Символически обобщающим стал образ Федосьи Угрюмовой в народной драме «Русское поле», режиссера Н. Москаленко, где Мордюкова снималась вместе с сыном, Владимиром Тихоновым. Фильм имел большой успех у зрителей и явил собою образец народного кино – как и картина «Возврата нет», в которой актриса играла простую деревенскую женщину Антонину Каширину, покинутую мужем ради невестки. Оба фильма закрепили за Нонной Мордюковой право говорить от лица русских женщин об их неизбывно тяжелой доле, несгибаемой силе и достоинстве.

Это подтверждала и небольшая, но значительная роль солдатки Натальи в фильме «Они сражались за Родину», режиссера Сергея Бондарчука, сыгранная в блестящем дуэте с Василием Шукшиным. Конец 1970-х годов ознаменовался решительным поворотом в творческой биографии Нонны Мордюковой.

Легендарная артистка Нонна Мордюкова
Нонна Мордюкова в фильме «Все начинается с дороги»

Виктор Мережко предложил ей неожиданный драматургический материал, позволявший круто сменить амплуа. В фильме «Трясина» Мордюкова сыграла роль матери, чья слепая тираническая любовь толкала сына к дезертирству, а затем и к гибели. Актерская тема Нонны Мордюковой здесь буквально выворачивалась наизнанку, впервые эта органичная артистка со всей очевидностью играла роль.

В 1982 году Э.Рязанов пригласил.Нонну Мордюкову в свой фильм «Вокзал для двоих»,где она блестяще сыграла роль «Дяди Миши». Кстати-Фотография покойного мужа « Дяди Миши», висящая на стене, это Вадим Спиридонов в роли Федора Савельева из кинофильма «Вечный зов».

Легендарная артистка Нонна Мордюкова

В историю кинематографа Мордюкова вошла как актриса, отвесившая пощечину самому Никите Михалкову! На съемках фильма «Родня» Михалков, желая добиться от Мордюковой более откровенной игры, сильно оскорбил актрису. В скандальной, скорой на суд Марии Коноваловой из «Родни» не сразу узнавалась знакомая и все же новая Мордюкова. Актриса играла на грани гротеска.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB