Кинократия. «Кин-дза-дза» Георгия Данелии

«Кин-дза-дза» — один из самых неординарных фильмов режиссера Георгия Данелии. Почти сразу картина с чудаковатым названием стала культовой в СССР, а некоторые фразы прочно вошли в наш бытовой...

«Кин-дза-дза» — один из самых неординарных фильмов режиссера Георгия Данелии. Почти сразу картина с чудаковатым названием стала культовой в СССР, а некоторые фразы прочно вошли в наш бытовой лексикон. Очевидно, что идея фильма несет в себе несколько не сильно завуалированных подтекстов, искусно спрятанных режиссером за комедийной ширмой. С одной стороны, это своего рода предостережение будущим поколениям о возможной глобальной катастрофе, с которой человечеству предстоит столкнуться, если вовремя не поменять отношение к ресурсам Земли. А с другой стороны, это пародия на существовавший тогда, но медленно разлагающийся советский строй: «У вас на земле — тоже расизм, только власть захватили пацаки» (имеются в виду пролетарии) или «Это последний выдох господина ПЖ! Врёшь! Не мог человек столько перед смертью надышать!» (тут и мавзолей, и пятилетка пышных похорон и культ личности).

Кинократия. «Кин-дза-дза» Георгия Данелии

Несмотря на смелый сюжет (даже для середины 80-х, когда перемены в стране только начинались), сложно представить, как цензура пропустила фильм Данелии в широкий прокат. Можно, конечно, предположить, что в картине показаны уродливые формы капитализма. Возможно, режиссер пытался показать, к чему приведет процветание потребительского отношения к ресурсам и друг к другу. Все это появится в нашей истории примерно в тех же формах, что и в фильме, только вместо чатлан в разноцветных штанах будут рассекать на гелентвагенах «новые русские» в малиновых пиджаках, руководствуемые все той же жаждой быстрой наживы за счет «не нужных» людей.

Некоторые критики называют фильм антиутопией и будут по-своему правы, но точнее выражает суть и структуру сюжета жанр пост-апокалипсис. Чем каракумские пески, используемые как основные декорации выжженной планеты Плюк, не похожи на бескрайние пустыни Австралии, как, например, в «Безумном Максе». Но если в «Безумном Максе» люди вынуждены бороться за выживание, оказавшись в новых экстремальных условиях, где бензин оказывается основной валютой, то в «Кин-дза-дзе» люди с разной степенью эмоциональности изъясняются с помощью всего двух слов, а любые конфликты регламентируются четкими правилами, которые всех устраивают. Этот феномен можно сравнить разве что с индуистскими кастами, где у каждого человека есть свой определенный социальный статус, за рамки которого мало кому удается выйти.

Кинократия. «Кин-дза-дза» Георгия Данелии

С названием фильма связана одна забавная история: «У нас поначалу в пепелаце висел гамак. В нём раскачивался Леонов. К нему подсел Любшин, поинтересовался: «Что у тебя в портфеле?» Леонов за ним, как эхо, повторял: «Феле-феле-феле…» — дальше отвечает: «Зелень». — «Какая?» — «Киндза». И давай петь: «Кин-дза-дза-дза…». Всю дорогу пел. «Не можешь заткнуться?» Песня испепелилась. Название осталось…». Изначально предполагалось, что «Кин-дза-дза» — это лишь рабочее название картины, а в прокат она выйдет под названием «Космическая пыль» или «Звёздная пыль».

Однако после того, как из сценария был убран эпизод с торговцем космической пылью, которого должен был сыграть Леонид Ярмольник, от названия «Космическая пыль» пришлось отказаться. В те дни, когда на съемках присутствовал Ярмольник на съемочной площадке происходили загадочные происшествия — все актеры и съемочная бригада постоянно ссорились. Оказалось, что в определенное время в регионе, где проходили съемки, случаются магнитные бури, влияющие на психику. После того, как все выяснилось рабочие часы перенесли на раннее утро до наступления этих аномальных явлений.

Кинократия. «Кин-дза-дза» Георгия Данелии

Сценарий к фильму писали Данелия и его друг сценарист Резо Габриадзе, но идея изначально пришла в голову режиссеру, когда тот пообщался с известным итальянским сценаристом Тонино Гуэрра, предложив снять фильм в пустыне, где тепло (в отличии от России) и откуда героям захочется вернуться домой. В общей сложности сценарий писали два месяца до съемок, а потом еще во время съемочного процесса неоднократно переписывали. Из разговора с Георгием Данелия, режиссером и соавтором сценария:

«Я улетал из Тбилиси, провожал меня сценарист Резо Габриадзе. Мы с ним начали болтать, и вдруг у нас сама собой «наболталась» история о том, как два человека оказались на другой планете. То, что мы писали два месяца, пришлось выкинуть: история никуда не вела. И вот тогда-то я набросал эскиз ракеты — пепелаца. Все много раз менялось, но именно такой пепелац через несколько лет появился у нас в картине. Над сценарием мы работали долго. У меня, в Москве. Но потом у меня начался ремонт, и мы перебрались в гостиницу грузинского постпредства, где жил Резо. А там окна выходят на посольство какой-то африканской страны. И вот, когда мы уже потеряли счет времени, я спрашиваю у Габриадзе: «Резо, сколько времени мы пишем сценарий?» Он говорит: «Вон, видишь, там у посольства постовой стоит?» Я говорю: «Вижу». «А в каком он чине?» — спрашивает Резо. «Ну, старший лейтенант», — говорю я. «А когда мы начинали, он был сержант», — отвечает Резо».

Кинократия. «Кин-дза-дза» Георгия Данелии

Стоит отдельно отметить уникальный актерский ансамбль картины. Евгений Леонов («Уэф» — чатланин), регулярно снимавшийся в картинах Данелии («Афоня», «Джентльмены удачи», «Тридцать три»). Юрий Яковлев («Би» — пацак), который с радостью согласился поучаствовать в съемках и позже не скрывал своей положительной оценки фильма. Станислав Любшин, идеально сыгравший образ типичного советского инженера — дерзкого и прямолинейного, но при этом честолюбивого и даже амбициозного, не чурающегося даже наполеоновских планов и идей. И, конечно же, молодой Леван Габриадзе (сын Резо Габриадзе) в роли «Скрипача» Гедевана Александровича. Актеры сыграли нетипичные для себя роли, не укладывающиеся в рамки их привычных творческих амплуа, в особенности это касалось актеров традиционной советской школы. Их потом не раз упрекали свои же коллеги по актерскому цеху — и в антисоветчине, и в излишней гротескности. Но картина каким-то чудом увидела свет, сначала в 1985 году на закрытом показе для узкого круга людей, а затем в 1986 году фильм появился на экранах страны.

Стоит отметить, что картина идеально вписалась в стилистику и дух того времени, когда молодежь была увлечена комедийной и популярной фантастикой. В этом жанре писали в том числе и братья Стругацкие, а фильм полностью совпал с изначальной задумкой режиссера — сделать фантастику для молодежи от 12 лет.

автор: Мария Молчанова

источник: diletant.media

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector