Как создавался фильм «ЗВЕЗДА ПЛЕНИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ»

Француженка пишет письмо Николаю Первому, в котором просит «как милости разрешения разделить ссылку её гражданского супруга». В мае 1827 года император был на военных маневрах в Вязьме. Полине...

Француженка пишет письмо Николаю Первому, в котором просит «как милости разрешения разделить ссылку её гражданского супруга». В мае 1827 года император был на военных маневрах в Вязьме. Полине удалось его увидеть:

НИКОЛАЙ:

— Мадемуазель, но это не Ваша родина!

ГЕБЛЬ:

— Я откажусь от родины, Ваше величество!

НИКОЛАЙ:

— Кто Вы? Его жена?

ГЕБЛЬ:

-Нет. Но я мать его ребёнка.

Как создавался фильм «ЗВЕЗДА ПЛЕНИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ»

Полина на коленях перед Николаем говорит, что его считают в Европе просвещенным правителем. Царь принял ее прошение, приказал выдать пособие на дорогу, приготовить для нее в Сибири жилье, возвратить конфискованные при аресте Ивана деньги, организовать венчание. У Полины уже родилась дочка Маша. Взять ее в Сибирь не разрешили. Маша остается у бабушки Анны Ивановны Анненковой. Полина домчалась в Сибирь быстрее срочных курьеров и всю жизнь верой и правдой служила мужу. По словам декабриста Якушкина, без нее Анненков бы «совершенно погиб».

Полина была очень веселой и энергичной, к ней любили приходить в гости все жены декабристов. «Надо сказать, что много было поэзии в нашей жизни. Если много было лишений, труда и великого горя, зато много было и отрадного. Всё было общее — печали и радости, всё разделялось, во всём друг другу сочувствовали. Всех связывала тесная дружба, а дружба помогала переносить неприятности и помогала забывать многое» /Из «Воспоминаний» Прасковьи Егоровны Анненковой/.

Величественная Ирина Купченко (родилась в Вене) сыграла княгиню Екатерину Ивановну Трубецкую (21.10.1800-14.10.1854), дочь французского эмигранта Лаваля (Владислав Игнатьевич Стржельчик). В Париже она познакомилась с князем Сергеем Петровичем Трубецким и вышла за него замуж.

Она была не очень красивой,маленького роста, полной, но подвижной. Купченко создает другой образ — красивой и нежной героини пушкинских времён. Разве мог кто-нибудь другой так протянуть руки и сказать: «Несите кандалы»! Даже именитый Иннокентий Смоктуновский, сыгравший в паре с Купченко, мудрого губернатора Цейдлера, мог снять шляпу перед молодой актрисой.

Как создавался фильм «ЗВЕЗДА ПЛЕНИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ»

Князя Сергея Трубецкого (1790-1860) сыграл Алексей Владимирович Баталов. Баталов не раз говорил, что может сниматься только у друзей — у тех, кто его понимает — потому что каждой роли отдает все. Любовь и преданность Баталов и Купченко передают тонко и легко.

Игорь Борисович Дмитриев сыграл посла, родственника Трубецких. Благородного Дмитриева приглашали на второстепенные роли, видимо, по причине благородства.

Наталья Бондарчук и Олег Стриженов — Мария Николаевна Раевская-Волконская (1806-1863) и Сергей Григорьевич Волконский (1788-1865). Мария Раевская вышла замуж за Волконского, потому что так хотел ее отец.

А потом даже обрадовалась, что может принести себя в жертву мужу: «Теперь я буду ему нужна». Позднее Наталья Сергеевна Бондарчук, дочь знаменитого режиссера и Инны Владимировны Макаровой (Любка Шевцова из «Молодой гвардии»), еще раз сыграет Марию Волконскую в своем фильме о Пушкине. Помните, в начале «Звезда пленительного счастья» князь Волконский сжигает бумаги и передает своей жене Мари письма Пушкина.

Как создавался фильм «ЗВЕЗДА ПЛЕНИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ»

Постановщики хотели вставить в фильм сцену, как Пушкин провожает Марию Волконскую в Сибирь, но цензоры запретили, мотивируя тем, что великий русский поэт не должен являться только в эпизоде. Название фильма — строки Александра Сергеевича Пушкина: «Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья! Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена!». Судьба Волконской трагична.

Особо нужно отметить Льва Васильевича Иванова, сыгравшего отца Марии Волконской генерала Раевского (1771-1829), ветерана войны 1812 года.

ВОЛКОНСКИЙ:

— А если бы мое участие в делах Общества оказалось бы помехой семейному счастию, то я, хотя и скрипя сердце, лучше бы отказался от счастья, чем изменил бы моим убеждениям и долгу.

РАЕВСКИЙ:

— Господь Всемилостивый! Да как же ты венчался-то с грехом этаким?

Как создавался фильм «ЗВЕЗДА ПЛЕНИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ»

Василий Борисович Ливанов всеми силами старался передать двуличие государя и его страх перед русским бунтом. Ему удалось. Николай I (1796-1855, император — 1825-1855) был прежде всего жестоким человеком. В детстве он любил бить палкой своих друзей, став императором, ввел жестокие наказания шпицрутенами. В армии его не любили, прозвали Николаем Палкиным.

«Когда в Сибири поймали шайку разбойников, долго наводившую ужас на целую губернию, губернатор предложил их казнить. Николай Первый написал на донесении губернатора: «В России, слава Богу, нет смертной казни и не мне ее восстанавливать, а дать каждому из разбойников по двенадцати тысяч палок». Здесь все было ложью.

Во-первых, смертная казнь в России по-приговору военных, чрезвычайных и тому подобных судов существовала, и Николай Первый начал свое царствование с подписания смертного приговора пяти вождям декабристов, а, во-вторых, больше трех тысяч палок никто, даже самый здоровый человек, выдержать не мог. Таким образом, 12 тысяч палок означало верную смерть задолго до окончания наказания (в этом случае на тележке возили и били уже труп)» /Юрий Серебренников «Железные маски России»/.

Как создавался фильм «ЗВЕЗДА ПЛЕНИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ»

В фильме Мотыля показано, как государь прячется за гардиной, подсматривает за заговорщиком-декабристом и вдруг выскакивает, чтобы ошарашить человека и заставить во всем сознаться. Николай Первый самолично проводил следствие, запугивал, но чаще старался расположить к себе, а наказание следовало довольно серьезное. Существует версия, что было две казни пятерых декабристов — одна ложная, через повешение и другая, настоящая — четвертованием.

Кондратия Рылеева, Павла Пестеля, Петра Каховского, Сергея Муравьева-Апостола и Михаила Бестужева-Рюмина пытали, на раны лили горячую смолу, потом четвертовали, а тела зарыли Бог знает где. Такую уже чудовищную для того времени казнь Николай скрыл от общества.

Он всячески старался слыть в глазах Европы просвещенным государем, но страстно хотел, с одной стороны, отомстить за убийство дворянами своих отца, Павла Первого (12 марта 1801) и деда, Петра Третьего (6 июля 1762), а, с другой, расправиться с заговорщиками по методу Екатерины Второй. Императрица четвертовала Пугачева и четверых его соратников (10 января 1775). И Николай Первый выбрал именно пять человек для казни. Он панически боялся перемены строя в России по западному образцу.

Как создавался фильм «ЗВЕЗДА ПЛЕНИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ»

Так или иначе, но пятерых декабристов казнили 13 (25) июля 1826 года. И, возможно, Сергей Иванович Муравьев-Апостол (в фильме Муравьева играет прекрасный актер Александринского театра Юрий Сергеевич Родионов (профессор Аранакс в «Капитан Немо»)) тогда произнес: «Проклятая земля, где не умеют ни составить заговоры, ни судить, ни вешать» или «Боже, спаси Россию и царя!».

Сегодня можно по-разному судить об истинных целях декабристов, возводить памятник Милорадовичу, причислять Рылеева и кого-то еще к американскому акционерному обществу. Большинство декабристов были искренне преданы Отечеству и Истине, надеялись только на ДОБРУЮ ПАМЯТЬ ПОТОМКОВ.

Они отлично понимали, что при существующем режиме в случае поражения (восстание было плохо подготовлено) не отделаются штрафами и взысканиями по службе. В то время градации проступали резче: балы и покровительство государя или хлеб и квас, вечная каторга.

Как создавался фильм «ЗВЕЗДА ПЛЕНИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ»

ТРУБЕЦКОЙ Северное общество (Баталов):

— Военная храбрость и политическое безрассудство — не одно и то же! В наших обстоятельствах восстание — гибель.

РЫЛЕЕВ (Янковский):

— Да, мы погибнем… Но пример… останется.

Интересно и романтично в удобном кресле рассуждать о борьбе за власть. А кто сегодня ради нищих откажется от всех привилегий? В истории можно видеть государей разного толка. Возможно, России монарх необходим. Но никто не отменял понятия «тирания», «невежество», «рабство».

Письмо Анненкова жене: Госпоже П

Ангел, которого я обожал всю мою жизнь! Я не смею больше словами выражать все чувства, которые ты мне внушаешь. С того времени как я знаю, что ты настаиваешь на выполнении обещанной жертвы, молчаливое восхищение — вот единственное чувство, дозволенное человеку, который недостоин тебя ни в каком отношении. Итак, ты неизменна, божественная женщина!

Итак, не напрасно я восхищался этой твердостью характера, этой самоотверженностью, которые являются уделом только высших существ. Ах, дорогой друг, как я недостоин тебя, и какие блага на этой земле могли бы отплатить тебе за такое героическое самоотвержение.

Только бы ты никогда не пожалела о том, что ты делаешь для человека, который, вероятно, никогда не будет в состоянии вознаградить тебя. Поспеши, дорогой ангел, приехать, потому что, признаюсь тебе, у меня нет достаточно власти над самим собою, чтобы даже ждать тебя терпеливо.

Как создавался фильм «ЗВЕЗДА ПЛЕНИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ»

Ежедневное ожидание тебя гложет меня, и ты знаешь, как оно жестоко. Я прошу маменьку предоставить тебе все средства, и я уверен, что она не откажет мне в этом. Не трогайся в путь без хорошего экипажа и без слуги; возьми предпочтительно того, кто выразит сам желание следовать за тобою; и если бы это мог быть повар, то было бы очень хорошо.

Петр — может быть, но не нужно, чтобы это было насильно. Женщину же везде можно найти, и не обременяй себя какой-нибудь принцессой, которой нигде не будет достаточно хорошо. Захвати с собою все, что только ты сможешь взять, мои вещи также, если только они еще целы, помни, что я ничего не дарил моему дядюшке, не забудь мои книги.

Осыпь поцелуями мою дочку за меня. Я прошу мою матушку обеспечить ее судьбу; присоедини твои просьбы к моим. Ах, моя дочь! — она не выходит у меня из головы! Позаботься о ней хорошенько. Когда она окрепнет, ты сможешь иметь ее около себя.

Ее будущее меня мучает; маменька тебе скажет, можно ли ее узаконить; посмотри, что маменька скажет по этому поводу; я не смею надеяться, но как бы я был счастлив! Это, однако, сделали для Давыдова, который находится с нами.

У меня нет больше бумаги, нужно кончать. Итак, прощай, дорогой ангел, пусть это будет «до свидания». Осыпаю тебя поцелуями, так же как и мою дочь. Приезжай, ради Бога и пиши мне, ты можешь это делать. Пришли мне твой портрет и портрет моей дочери, если я не увижу тебя скоро.

Как создавался фильм «ЗВЕЗДА ПЛЕНИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ»

Но нет сомнений, что, все таки, и в наше время есть такие женщины, которые смогли бы следовать за мужем иль возлюбленным по этапу, стойко снося все лишения и тягости дороги и проживания в глухой Сибири подобно героиням этого потрясающего кино.

Вне временных рамок множество препятствий корит судьба и общество, и вопреки всему и всем современные Волконская, Трубецкая, Анненкова всё же следуют по зову сердца вслед за супругами и милыми.

Нужно сказать спасибо великому режиссеру, создателе данного шедевра. Владимир Мотыль безупречно воплотил в жизнь образы того времени буйного, он сумел передать все тончайшие веянья душ своих героев, сумел оттенить эмоции каждого персонажа, каждого мало-мальски задействованного в кадре лица. Вспомним хотя бы казнь через повешанье заговорщиков: как шарахаются люди, как крестятся, как жестоко и бездушно звучат приказы, совершенно контрастируя с ужасом происходящего.

Как создавался фильм «ЗВЕЗДА ПЛЕНИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ»

Думаю, его заслугой является и прекрасный подбор актеров на роли декабристов (Алексей Баталов — князь Трубецкой, Олег Стриженов — князь Волконский, Игорь Костолевский — Иван Анненский, Олег Янковский — Рылеев, Александр Пороховщиков — Пестель, Лев Иванов — Раевский) и их жен (Ирина Купченко — княгиня Трубецкая, Наталья Бондарчук — княгиня Волконская, Раиса Куркина — Раевская, Татьяна Федорова — Рылеева) и возлюбленных (Эва Шикульска — Полина Гебль, декабристка Анненкова), да и общего состава актеров.

Отдельных оваций требует актриса, сыгравшая мать Ивана Анненкова — Татьяна Панкова, так отразить боль матери не смог бы больше никто. Старшая Анненкова стала воплощением всех матерей декабристов, их боли, их слез, их скорби.

Совершенно отдельное спасибо Исааку Шварцу, композитору картины, за потрясающее музыкальное сопровождение фильма, за пробуждающие душу мотивы!.. Спасибо всем-всем создателям данного шедевра! Спасибо большое, за подаренные минуты искренней радости и слез.

Девочки, девушки, женщины, не будем же позорить память великих жен-декабристок! Будем же любить искренне, без фальши, без лжи, будем же с любимыми рядом, будем же заботиться о них и подчиняться им в радости и в горе, в богатстве и в бедности, в болезни и в здравии, пока смерть не разлучит нас с ними.

Действительно это фильм пленяет. Пленяет своей достоверностью, трагизмом судеб, стойкостью духа героев. Смотришь кино и сожалеешь о том, что сейчас гораздо реже встречаются люди, готовые так самоотверженно положить свою судьбу во благо Родины, декабристы опередили свой век и поплатились за это искалеченной жизнью… своей жизнью и жизнью своих близких. Но с каким достоинством они прошли все жизненные испытания!

Поразительны главные героини, какими решительными они оказались и это в первой то половине 19 века, когда женщина занимала отнюдь не равное положение с мужчинами.

Конечно, многие судьбы оказались не показанными в данной картине, но это и не возможно бы было б.

Как создавался фильм «ЗВЕЗДА ПЛЕНИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ»

Навряд ли сейчас смогут снять такой же фильм, ведь в нем нет ни одного элемента компьютерной графики, нет дешевых декораций, а есть замечательная, трогающая до глубины души игра актеров и проработанность самых малейших деталей.

Лично я начала плакать с момента, когда показали Полин, едущей в коляске по полю, и Анненкова, забрасывающего ее цветами и продолжала плакать почти весь фильм, потому что знала что ждет героев. Да и они наверно догадывались что их ждет неудача, но несмотря на это мужественно шли вперед, за что и заслужили память потомков, как высшую награду.

Так почему же сейчас упоминание о подвиге декабристок всё чаще в людях вызывает недоверчивую усмешку, это в лучшем случае, а в худшем- совсем нездоровый скепсис и издевательства на заданную тему?

Неужели мы все стали такими отъявленными циниками??? Не хочу и не могу поверить в то, что большинство людей- такие! Не хочу и не могу поверить в то, что люди, хоть раз в жизни посмотревшие этот фильм, не были потрясены этой великой драматической историей, включающей в себя и историю исканий и любви князя Трубецкого и его супруги; и пронзительную чистую историю любви Анненкова и Полины Гебль; и трагическую историю князя и Марии Волконских, потерявших сына; и истории сотен благородных и красивых людей…

истончик: 1001material.ru

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector