Как создавался фильм «Неуловимые мстители»

Актрису на роль сестры Даньки Ксанки Щусь нашли в спортзале «Крылья Советов». Это была кандидатка в мастера спорта по спортивной гимнастике 14-летняя Валя Курдюкова. Во дворе предпочитала мальчишечьи игры и лупила изнеженных и манерных девчонок, потому что завидовала их женственности. Как и у двух других «мстителей», родители ее были простыми людьми: папа — строитель, мама работала билетером в кинотеатре «Слава», что на шоссе Энтузиастов. Однажды мама сделала почти мистическое предсказание. Валя вечером сильно разбаловалась, на что мать сказала: «Тебе только в кино сниматься!» На следующий день дочь пошла в свою секцию художественной гимнастики, где к ней подошел неизвестный мужчина: «Не могли бы вы подъехать на «Мосфильм» попробовать себя в одной роли?»

Как создавался фильм «Неуловимые мстители»

А кто из подростков не мечтает сниматься в кино, да еще на самом «Мосфильме»? Прихватив для храбрости подругу, Валя приехала на киностудию. Там ее поставили рядом с Витей Косых, чтобы увидеть сходство — по фильму они должны были играть брата и сестру. Видимо, сходство было большим, поскольку ее утвердили практически сразу. Кроме того, Валя в избытке обладала всеми необходимыми для роли качествами: была очень спортивна, контактна и, главное, похожа на мальчишку. А ведь первоначально Кеосаян задумывал сделать так, чтобы никто (кроме брата Даньки) не знал, что Ксанка — девчонка. Все должны были считать ее мальчишкой по имени Степка. И лишь потом Яшка случайно оказывался свидетелем ее купания в речке, после чего тайна раскрывалась. Но от этого хода пришлось отказаться, так как «обнаженка» явно не вписывалась в ритм картины…

Советская цензура не пропустила «эротику». Бдительное око цензуры усмотрело «эротику» в одной из сцен, которую тщательно вынашивал оператор, желая сделать логичным «превращение» главной героини Ксанки из мальчика в девочку. По сценарию, сестра Даньки, которую сыграла Валя Курдюкова, вначале предстала в образе мальчишки.
«Мы задумали очень красивую сцену купания Ксанки в реке, нечаянно подсмотренную цыганом. Валю долго уговаривали, объясняли, что ничего видно не будет — только силуэт. Она согласилась», — вспоминает известный оператор.

Ради фильма ей пришлось обрезать длинные волосы, на что Валю уговорить было также нелегко. «Я снимал на контровом свете в лучах заката, все было очень деликатно, трогательно, чисто, красиво. Однако цензура вырезала этот эпизод. «Не надо нашим мальчикам показывать голых девочек», — бесповоротно отрезали мне, когда я пытался отстоять эту сцену», — сказал Добронравов.

Требования к спортивной подготовке ребят были не случайно – в фильме более сорока трюков, которые актеры исполняли сами. Для этого в течение трех месяцев их усиленно тренировали: верховая езда, самбо, автовождение, бильярд, плавание, эквилибристика… Несмотря на это без порезов, ушибов и ссадин не обошлось. Допустим, съемку сцены, когда Данька преследует Лютого, прыгая по крышам, а далее соскакивая вниз, прямо на коня, пришлось снимать много раз.

Лошади не хотели стоять смирно, покорно ожидая, когда к ним на спину свалятся седоки, поэтому Косых приземлялся пятой точкой то на землю, то на плечи товарища по площадке. После нескольких неудачных дублей додумались стену, возле которой должны были стоять кони, вымазать сахарным сиропом – парнокопытные сладкоежки надолго замерли на нужном месте.

Как создавался фильм «Неуловимые мстители»

Метелкин и Васильев унесли со съемочной площадки в качестве трофеев множественные шрамы от порезов. Кстати, на съемках «Неуловимых» Вася Васильев переплюнул знаменитого «Тарзана», он прыгнул в воду с 25-метровой высоты. А Валя Курдюкова, не желая отставать от мальчиков донырялась до больницы – у нее заболели уши.

Забавная деталь: в связи с тем, что дублеров для скачек не хватало, ребята «подрабатывали» еще и белогвардейцами – переодевались в их костюмы и скакали вместе с другими бандитами. А потом, во время просмотра картины очень веселились, наблюдая, как их герои воюют сами против себя.

Съемки картины проходили в двух местах: павильонные — на «Мосфильме», натура — на Украине. Рассказывает В.Косых: «Без лишней скромности скажу, что «Неуловимые мстители» оказалась первой советской картиной, где все трюки делали исключительно сами актеры. Исполнители главных ролей уже тогда были спортсменами. Я, к слову сказать, мастер спорта по конному спорту и по борьбе самбо.

Как создавался фильм «Неуловимые мстители»

Но синяков и шишек мы на съемках набили, конечно, много. Например, эпизод, когда атаман Лютый сбегает из трактира, а Данька бросается за ним в погоню. Все это должно было быть сыграно очень динамично. И вот очередной дубль. Мы стоим на крыше, звучит команда: пошли!.. Прыгает Лютый — все хорошо. Прыгаю я, и в это время конь отходит в сторону. Так что сигаю мимо седла… Еще дубль. Мы опять бежим по крыше. На сей раз непонятно почему, но уже обе лошади стремительно срываются с места. Мы об этом, естественно, не догадываемся. Лютый прыгает на землю, а я… ему на плечи. Хорошо, что Лютый — актер В.Трещалов обладал богатым чувством юмора. С криком «И-го-го!» он проскакал со мной на плечах своеобразный «круг почета»…

Однако эпизод-то снимать надо. Стали думать, как сделать, чтобы лошади не слышали нашего топота по крыше. И Кеосаян придумал. Он обратился к собравшимся ребятишкам, чтобы они громко закричали и тем самым заглушили наш топот. Один раз лошадей обмануть удалось. Стали снимать дубль, лошади пугались уже крика. Схитрили по-другому: намешали в бочке сахарный сироп и намазали им стенки сарая. Только после этого дубль сняли…

Как создавался фильм «Неуловимые мстители»

Или другой эпизод — когда я останавливаю бешено мчавшихся лошадей. Я тогда неудачно выскочил на дорогу, и лошади взяли в сторону. Оглоблей меня сбило с ног, и вся тачанка проехала по мне. Трудно в это сейчас поверить даже мне самому, но тогда я самостоятельно встал на ноги. Ни перелома, все зубы на месте…».

А вот что вспоминает о съемках М.Метелкин: «Дублеры у нас в принципе были, но они в основном играли «бурнашей». Но и их не хватало. Поэтому мы тоже часто переодевались в бандитские наряды и скакали. Потом занятно было видеть на экране, как мы воевали «сами с собой».

Картина снималась все лето 1966 года и к осени была практически готова. Премьера фильма состоялась 29 апреля 1967 года в Москве, в кинотеатре «Октябрь». Триумф был полный. Когда «неуловимые» после окончания сеанса вышли на сцену, толпа восторженных зрителей бросилась к ним и подняла на руки.

…Началось триумфальное шествие картины по Советскому Союзу (только за первые два месяца фильм посмотрело около 30 млн. зрителей, а всего за год он собрал 54,5 млн. зрителей). В огромной стране не было подростка, который не посмотрел бы «Неуловимых» хотя бы пять раз. Но были и такие, кто смотрел фильм по нескольку десятков раз. Например, Вите Косых тогда пришло письмо от девочки, которая писала, что к 50-летию Октябрьской революции (ноябрь 1967 года) посмотрела картину ровно 50 раз, то есть в среднем по 10 раз в месяц…

Как создавался фильм «Неуловимые мстители»

Да, в каком-нибудь Голливуде все непосредственные участники создания подобного шедевра мгновенно стали бы миллионерами. Но Советский Союз был далеко не Америкой. Вся четверка «мстителей», конечно, заработала фантастическую популярность, однако в денежном исчислении если и разбогатела, то ненамного. Всей четверке подарили 9 томов собрания сочинений Конан Дойла (по тем временам — огромный дефицит; правда, Васильев попросил выдать ему премию деньгами, поскольку хотел купить новую гитару).

Что касается зарплаты за труд, то согласно смете за почти 9 месяцев работы им начислили следующие суммы: В.Косых — 687 руб.96 коп., М.Метелкину — 657 руб.36 коп., В.Курдюковой — 687 руб.36 коп., В.Васильеву — 718 руб. Дублеры, заменявшие «мстителей» в рискованных трюковых сценах, получили следующие суммы:

  • Кудрявцев (Данька) — 300 руб.,
  • Шпарь (Валерка) — 190 руб.,
  • Юничкина (Ксанка) — 423 руб.,
  • Черноиванов (Яшка) — 400 руб.

Не знаю точно, как распорядились деньгами все «мстители», но Валя Курдюкова купила на них стиральную машину «Рига» (маме) и магнитофон «Яуза» (себе).

Несмотря на все это, успех фильма был столь огромным, что Эдмонд Кеосаян тут же берется за съемки продолжения: в 1969 году выходят «Новые приключения неуловимых», а в 1973-м «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», которая завершает трилогию. Фильм оказался гораздо слабее предыдущих, чем поставил окончательную точку в истории про Неуловимых.

Руководство страны не простило режиссеру откровенную халтуру, Кеосаян впал в немилость и был вынужден перебраться на «Армянфильм», где продолжал снимать кино и даже заработал звание заслуженного деятеля Армянской ССР. В 1994 году в возрасте 59 лет режиссер скончался от рака горла.

источник: 1001material.ru

AesliB