Вокруг киноэпопеи «Блокада» до сих пор не утихают споры о том, насколько достоверно в ней отражена история осажденного Ленинграда.
Фильм по одноименной книге Александра ЧАКОВСКОГО снял фронтовик Михаил ЕРШОВ. Создание киноэпопеи было приурочено к 30- летию освобождения города. Работа над ней заняла около семи лет! К съемкам были привлечены лучшие актеры того времени: Юрий СОЛОМИН, Евгений ЛЕБЕДЕВ, Ирина АКУПОВА, Владислав СТРЖЕЛЬЧИК, Михаил УПЬЯНОВ, Николай ТРОФИМОВ, Роман ГРОМАДСКИЙ, Юозас БУДРАЙТИС, Сергей ФИЛИППОВ.
Киногруппе были созданы все условия, в квартире режиссера даже установили правительственную «вертушку». Но в таком пристальном внимании обкома партии, курировавшего съемки, были и свои минусы. Первый секретарь Григорий Романов лично отсматривал материал, и его мнение было решающим. Старожилы до сих пор вспоминают, как с самолетов разбрасывали листовки, призывавшие жителей принять участие в съемках фильма о блокаде. Откликнулись тысячи ленинградцев, считая это своим святым долгом.
ВСПОМИНАЕТ КАСКАДЁР НИКОЛАЙ ВАЩИЛИН:
На Ленфильме начались грандиозные съёмки четырёх серийной эпопеи «Блокада». Режиссёром был Михаил Ершов, на съёмках которого «На пути в Берлин» я чудом не угодил под танк. Постановщиком трюков был Александр Массарский. Массарский,наш бригадир или по умному «импрессарио», привёз нас на съёмки эпизода «бомбёжка поезда» и предупредил, что когда пиротехник Валеулов по прозвищу Дед, подожжёт вагон поезда, мы должны выпрыгнуть в окна вагона на насыпь.
Правда Массарский рассчитывал, что вагон будет гореть долго и нам хватит времени доехать до камеры метров шестьсот. Старшим в группе он назначил меня. Олег Василюк и Валера Белов с улыбкой меня спросили, можно ли прыгать без моей команды, если будет очень горячо. Никаких защитных костюмов на нас не было.
Когда лётчики на «мессерах» сделали пару пробных заходов над поездом, режиссер Ершов дал команду и поезд медленно поехал по направлению к кинокамере. Пиротехник Дед брызнул по углам вагона бензином и поджёг стену вагона окурком Беломора. Через три секунды вагон наполнился чёрным, едким угарным дымом, от которого можно было потерять сознание.
Двух других секунд хватило, чтобы весь вагон превратился в факел. Плохо различая просветы окон мы все бросились прыгать на насыпь под мой истошный крик «Пошёл». Насыпь была крутой и высокой. Скатившись вниз мы, оторопев, смотрели как догорает наш вагон, приближаясь к тому месту, где стояла камера. Когда остов обгоревшего вагона подъехал к камере, истошный крик киношников разнёсся по всей округе и висел над ней глухим воем.
Мы взобрались на насыпь и, махая руками, пробежали в сторону киногруппы. Веселье царило, как в день Победы. Массарский ходил перед режиссёром и невозмутимо объяснял, что пиротехник неверно рассчитал поджёг и его нужно уволить. А меня похлопал по плечу.
Ни Массарский, ни кто-либо еще ни в какой школе не проходили, как надо организовывать горение танкистов в танках, наезд трамвая на пляшущих фашистов, перевороты мотоциклов с солдатами вермахта, как спасать провалившиеся под лед полуторки с хлебом, драться в рукопашных схватках, взрывать плоты с солдатами и штурмовать обледенелый берег Невского пятачка.
Массарский не имел даже спортивного разряда по самбо. Всё это мы репетировали и пробовали в процессе съёмок, как в драмкружке.
А в одной из сцен дотла должна была сгореть Пулковская обсерватория. Построили декорацию в натуральную величину. Режиссер решил запалить сначала крышу, а потом поджечь здание снизу. Пиротехник Александр Яковлев вспоминает: «Я вползаю на самый верх декорации с ведром солярки и мотком пакли. Щедро поливаю. Крыша вспыхивает, я бегу обратно и тут вижу, что внизу уже полыхает.
Вот-вот начну плавиться, а на меня ползет пламя. У всех паника, ну я и прыгнул. Температура была такая, что метров на 25 не подойти к декорации, но ничего, не растаял, лишь в полете за долю секунды «исчез» толстый рукав ватника!» И все же главное внимание в фильме было уделено не боям и атакам, а подвигу ленинградцев. Не случайно в фильме более 50 минут экранного времени занимают документальные кадры, снятые во время блокады.