Режиссер Грамматиков стал снимать фильм благодаря случаю — первоначально предполагалось, что картину будет снимать Евгений Фридман, но что-то не складывалось у него еще на уровне проб. Затраты были небольшие, а фильм завис. Грамматикову предложили сделать проект. Фридман к тому же должен был уезжать в Америку и ему было не до детских кинопостановок. Тогда и пригласили Грамматикова, т.к. картина была уже в плане, сценарий готов, съемочная группа собрана.
Но с приходом нового режиссера, что совершенно естественно и логично, произошли как изменения в первоначальном сценарии, так и творческая группа пополнилась новыми членами взамен покинувших ее.
А композитор Рыбников написал еще несколько песен (главная мелодия была также готова заранее).
И еще один интересный факт. Грамматиков сначала хотел снимать близнецов, чтобы соблюсти законодательсво (малышам не разрешалось работать, в том числе в кадре, более 4 часов в день). Но когда ему нашли 18 пар близнецов, то он понял, что не получится снимать утром одних детей, а во вторую смену их братьев или сестер, так как несмотря на внешнее сходство, близнецы имеют разные характеры, что сразу бы стало заметно в кадре. В результате в кино играла лишь одна близнецовая пара — две сестрички с голубыми бантиками.
Сценаристом фильма, кроме А.Н. Мишарина, также является Андрей Вейцлер.
Интересно, как на роль «няня» выбирали актера: претендента запускали в комнату с детишками, которым предварительно разрешали вести себя как угодно, и предлагали справиться с «бармалейчиками». Проханов сумел не только найти контакт с ребятами, но и сделать из них «паинек», а дети буквально влюбились в «Иннокентия Петровича» и были готовы выполнить любые его команды.
Из интервью Владимира Грамматикова:
«А где вы искали детей для участия в фильме?
Тогда было просто: давали объявление в газете, и бабушки и дедушки приводили своих внуков на студию. Но детей всегда готовили: «Люсенька, ты встань вот так, головку подними, читай стишок или пой песенку». Наши дети, конечно, самые лучшие, самые талантливые. Но, когда они дома, в привычной обстановке, когда к ним все расположены: папа, мама, бабушки, — все мило, все хорошо. А когда они приходят к нам, в необычную обстановку, на студию, то зажимаются, теряются. Иногда трудно пробиться к ребенку, понять, какой он на самом деле. Поэтому очень многих приходится смотреть.
И работать с ними, наверное, непросто?
Каждый режиссер придумывает свой метод работы с детьми. Дело в том, что по трудовому законодательству маленьких детишек мы можем снимать только четыре часа. А что делать остальные четыре? Я дал задание найти 18 пар близнецов. И мне нашли. Я думал: «Утром снимаю Маню, вечером Катю». Не тут-то было! Выяснилось, что близнецы по характеру диаметрально противоположны. Для меня это было открытием. Я не знал. И подменить нельзя. Сразу видно: что-то не то. Правда, одна пара близнецов, две девочки, от этого эксперимента в картине осталась.
Актера на роль главного героя вы тоже долго искали?
Я знал, что для «Усатого няня» будет трудно подобрать детей, но что будет трудно найти актера на роль Кеши Четвергова!.. Казалось бы, бери любого молодого актера, играющего на гитаре и поющего, — на последнем курсе театральных вузов таких много. Не тут-то было! Дети у меня уже отобраны были и ждали жертву.
Почему «жертву»?
Я им говорил: «К вам придет дядя-артист, он должен с вами контакт установить. Вы делайте все, что хотите, а он должен с вами как-то справиться». Вот так они жертву за жертвой и убирали. И вдруг пришел Сережа Проханов. Я его знать не знал: он только закончил институт. Спрашивает меня: «Вы, я слышал, ищете главного героя?» Я говорю: «Не то чтобы ищу, я уже в панике, мне снимать через три недели, а его нет».
А он: «Можете не искать, это я». Я отвел его в комнату, где ждали дети, а сам туда не захожу — мне с ними еще три месяца работать! Сережа зашел, дальше все, как обычно: визг, крик, топотушки, ор. Вдруг — тишина. Я думаю: «Так, доэкспериментировался…» Тихо открываю дверь и в щелку вижу — Сережа лежит на полу, извивается, как рыба, и говорит: «Мы рыбы, а рыбы молчат». Дальше он вскочил, полетел бабочкой. И я увидел то, что искал: глаза детей, влюбленные глаза детей, которые смотрели на него! Если бы он прыгнул со второго этажа в окно, они бы, не глядя, поскакали за ним. И действительно, всю картину мы работали весело.
Из интервью с Сергеем Прохановым
— Сергей, расскажите в начале нашей беседы, как в свое время получили роль в “ Усатом няне ”? Ведь на роль пробовалось много именитых актеров…
— Легко. Я был ловкий, талантливый и, как говорил режиссер фильма Владимир Грамматиков , наглый. Пришел на студию и сказал: “Можете не волноваться, вы меня нашли”.
– Вы снялись в 46 фильмах, 20 лет – в театре. Но в сердцах миллионов зрителей вы все равно прежде всего Кеша – усатый нянь в детском садике. Сегодня «Усатый нянь» завоевал бы такую симпатию у зрителей, как в те годы?
– Думаю, что такой популярности сегодня не было даже у «Гарри Поттера». Дети за мной ходили буквально стаями, а на творческие встречи собирались стадионы. Сейчас фильм, видимо, не очень соответствовал бы тому, что называется форматом. Потому и появился Гарри Поттер. Мы сами не можем родить хоть что-то похожее и вызвавшее у публики такой интерес.
– Ваш герой уходил в армию счастливым. Не думаю, что сегодня в это поверили бы…
– Знаете, когда снимали, как меня провожают в армию, я действительно в нее уже был призван. Поэтому сниматься пришлось в парике. Голова-то уже бритая! И я в армию ушел. На один день. Все-таки я был вхож в семью маршала Василевского… Он лично позвонил и попросил освободить меня до осеннего призыва. Но, должен сказать, что никаких панических настроений и страха перед армией у меня не было. Я родился в пролетарской семье, из которой в армию уходили. И возвращались. И никого не убивали.
Фильм действительно оказался культовым. В мою честь запускали голубей, приостанавливались заводы, на которых мы устраивали пиршества, в общем, относились как к космонавту. Девушки писали признания в любви краской на асфальте, помадой на машине. Некоторые грозились облить серной кислотой, если не приду на свидание. Моя популярность в те годы сравнима со Штирлицем и “Кавказской пленницей”. Но… мне не хочется возвращаться назад. Сегодня вполне достаточно той известности, которая есть.
Оператором данного фильма был горячий любитель моделей железных дорог Лев Николаевич Рагозин — и поэтому в фильме просто не могла не «вcплыть» модельная железная дорога: в кабинете директора детского садика присутствует один из многочисленных в то время наборов железной дороги известного ГДР-овского производителя PIKO с паровозиком («на неправильной ходовке») серии 80 и двумя пригородными вагончиками.
Когда смотришь фильм сегодня, замечаешь — вот она главная предтеча «Ералаша». Сюжет, музыка, настрой, смысл, постановка — фильм кажется эдакой полнометражной серией упомянутого выше телевизионного киножурнала. Конечно, кто-то из современных зрителей, посмотрев сей фильм, усмехнется и скажет, что мозговой уровень картины находится где-то на уровне «Колобка» или иной детской сказки.
Я же скажу следующее — в одном «Колобке» больше смысла, чем во всех книгах Паоло Коэльо. Написать историю такую, чтобы ее могли понять и малые дети (хотя те, в первую очередь, обратят внимание на главного героя, смысл фильм наверняка им аукнется при жизни) — это нужно уметь. Гнать пафосные речевки со «скрытым» смыслом, который почему-то настырно пихают — это глупо, неестественно и просто смешно. Убийство философии, как таковой. А вот подача интересной истории (простенькой на первый взгляд, гораздо более глубокой на второй) с классной реализацией — это приятно.
Хочу заметить, что «Усатый нянь» не претендует на звание шедевра, но благодаря отличному актеру Сергею Проханову, классной простенькой, отличной идее о взрослении человека и легкому, увлекательному просмотру, картина просто по-человечески радует…
источник: 1001material.ru