29 апреля 1968 года, на экраны вышел фильм Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе». В год выхода картины ее посмотрело 26 миллионов зрителей.
Незатейливый сюжет сложно забыть, посмотрев фильм хотя бы однажды.
Героиня фильма, которую играет Татьяна Доронина, ненадолго приезжает в столицу из деревни. Первый, с кем она знакомится, — таксист (его играет Олег Ефремов). Их встреча случайна, она даже не придёт на свидание, но даже часа, проведённого вместе, ей достаточно, чтобы по-новому взглянуть на свою жизнь, почувствовать, как не хватает ей человеческого тепла и понимания.
Картина снята по рассказу Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке», напечатанному в 1966 году. Так изначально должен был называться и фильм, но режиссер Татьяна Лиознова решила иначе. В конце 60-х слово «Шаболовка» уже прочно ассоциировалось с телевидением, и это могло ввести зрителей в заблуждение: в картине про телевидение нет ни слова.
Александр Борщаговский так описал: переименование картины.
«Фильм ставила очень талантливый и сильный кинорежиссер Татьяна Лиознова. Как все (или почти все) киношники, она хотела оставить в фильме как можно меньше от сочинителя, писателя. С удивительной настойчивостью она хотела назвать фильм по-своему. Для меня это ровным счетом не имело никакого значения — и Шаболовка, и Плющиха — московские уголки. В принципе, не будучи слишком покорным, тут я согласился: «Пожалуйста, Танечка!». Она была счастлива этой малостью. А потом это кино стало чем-то от меня не зависящим».
Поскольку присутствие Москвы в кадре заявлено уже в названии фильма, основная часть съемок проходила в столице. Деревенские сцены снимали зимой в декорациях, специально для этого выстроенных в павильонах киностудии имени М. Горького, а основная часть – на натуре и в интерьерах.
Лиознова выбирала места съемки, аккуратно соблюдая совсем не обязательную для кинематографа географическую правду. «Квартира Нины» в реальности находилась не на Плющихе, а неподалеку от нее, в доме №5 на Ростовской набережной (он известен как Дом архитекторов), в настоящей жилой квартире, хозяева которой любезно уступили ее съемочной группе, переехав на время съемок на дачу.
Сцены в вагоне — в специально заказанных вагонах на тепловозной тяге. Копия шаболовского кафе-стекляшки была выстроена во дворе все того же дома на Ростовской набережной. И только планы с тополями снимались отдельно, так как в районе Плющихи исторически их не так уж много. Где именно это было, история умалчивает…
Лиознова не устраивала традиционных кинопроб, но фотопробы актеров все-таки делались. Помимо Олега Ефремова на роль таксиста планировался Николай Рыбников, а вместе с Дорониной на роль Нюры-Анны пробовались популярные артистки кино.
Лиознова считала Доронину актрисой, умеющей «точно выразить любое внутреннее состояние своей героини». В любовном дуэте с Олегом Ефремовым ей помог накопленный к тому времени личный опыт: бурная супружеская жизнь с Олегом Басилашвили, развод и следующий брак с Эдвардом Радзинским. Экранного мужа Гришу сыграл Вячеслав Шалевич. Сначала Шалевич думал отказаться от очередного отрицательного типажа, но Лиознова уговорила его.