История создания фильма «Тегеран-43»

В фильме снимались три международные звезды: Ален Делон (в роли французского инспектора полиции), Клод Жад (она также играла в другом советском фильме, «Ленин в Париже») и Курд Юргенс,...

В фильме снимались три международные звезды: Ален Делон (в роли французского инспектора полиции), Клод Жад (она также играла в другом советском фильме, «Ленин в Париже») и Курд Юргенс, который сыграл здесь свою последнюю роль в кино.

Лейтмотив фильма — ставшая впоследствии известной песня «Une vie d’amour» в исполнении Шарля Азнавура.

Владимир Наумов: «Конечно, присутствие Делона в картине очень помогло её успеху. 100 миллионов билетов было продано у нас в России, это колоссальное количество, это был рекорд в том году. Картина получила главный приз на Московском международном фестивале и ещё много призов самых разных. Очень хорошо прошла во Франции и была продана во многие страны мира».

История создания фильма «Тегеран-43»

Через много лет вышел документальный фильм «Воспоминания о создании фильма „Тегеран-43“». Как вспоминает Владимир Наумов, — из-за невозможности провести съёмки в Тегеране были специально построены макеты жилых кварталов в одном из московских павильонов.

Существуют свидетельства, что немцы действительно пытались провести в Тегеране операцию по уничтожению «Большой тройки», и она была блокирована советской разведкой.

Когда создавался сценарий фильма, был поставлен вопрос: если допустить, что покушение было бы возможным, то как бы оно могло осуществиться? И был сделан вывод, что в посольство можно было бы проникнуть, воспользовавшись канатами — каналами системы водоснабжения, которая в Тегеране существенно отличается от других городов мира.

История создания фильма «Тегеран-43»

Часть съёмок фильма проходила в Баку, старинные здания которого внешне схожи с домами в Тегеране.

Наталия Белохвостикова сыграла в фильме три роли — роль переводчицы Мари, ее дочери Натали, а также ее матери (в сцене детских воспоминаний Мари). Роли Мари в детстве и похожей на неё девочки в самолете исполнила дочь Наталии Белохвостиковой и режиссера фильма Владимира Наумова.

Привлечение такой звезды, как Ален Делон наверняка коммерчески укладывалась в оба светлых режиссерских лба. Сто миллионов билетов было продано в России, это было по тем временам колоссальное количество, однако по правде говоря, фильм не имел финансового успеха в других странах.

В то время, Делон как раз закончил сниматься в фильме «Лекарь», у него была небольшая пауза в работе, посему он согласился исполнить роль инспектора Фоша, сотрудника Интерпола. Хоть роль была небольшая, но он решился таки, исходя видимо из своих личных соображений. Сообщение о том, что Ален дал согласие засветиться в советской киноленте, вызвало огромную шумиху во французской прессе.

История создания фильма «Тегеран-43»

Был пик его популярности и каждые подробности о нем вызывали шквал эмоций. Отдельные сцены снимались во Франции. Было назначена съемка на Елисейских полях. Делон посоветовал перенести ее в «более тихое место». Режиссеры отмахнулись и решили по быстрому все отснять. В тот день в Париже шел дождь и все нормальные люди сидели по домам. Начали готовить съемку, а Делон и другие актеры терпеливо ждали команды в одном из близлежащих домов.

Вдруг все резко изменилось. В мгновении ока перестал лить дождь, Делон стоит себе преспокойно у подъезда, а вокруг начинает собираться, мгновенно расти огромная толпа. Все стоят и смотрят на него. Снимать уже было невозможно. Потом он рассмеялся и сказал « – Я же говорил. Вам придется заменить Елисейские поля или … заменить актера».

История создания фильма «Тегеран-43»

Владимир Наумов вспоминает Делона, как актера с которым было интересно работать. Он зарекомендовал себя, как очень высокого профессионала, способного на лету схватить и тут же воплотить замысел режиссера. В работе был момент, когда пришлось работать без переводчика. Он просто не поместился в машину со всем оборудованием и пришлось посадить его в другую машину.

Никто, конечно не знал французского, ровно, как и Ален, русского. Пришлось общаться на языке жестов. Актер не растерялся и продемонстрировал свое умение выходить из неудобных ситуаций. Многие сцены снимались в ГДР – в Берлине и маленьких городках в районе Магдебурга. Здесь воссоздавалась Германия 1943 года и Швейцария.

Ездили в Баку, где снимали Тегеран военных лет. Также остановки были в Лондоне и Париже. Старую часть города, с лавчонками, с мастерскими, маленькими кофейнями, базаром снимали на «Мосфильме», в павильоне № 9. Ален Делон приезжал в гости в Москву. Его тогда сопровождала Мирей Дарк. Фильм заработал три награды.

Главный приз Всесоюзного кинофестиваля 1981 года, золотой приз Московского кинофестиваля и приз общества «Родина» МКФ. Инспектор Форш окажется для Делона трамплином в «Шкуру полицейского», потом он даст железное «Слово полицейского» и станет совсем «Неукротимым». И не надо «Будить спящего мента», … а не то он «Уберет троих»

История создания фильма «Тегеран-43»

Но жизнь торжествует

«Тегеран-43». В самом названии фильма — обозначение исторического события. В 1943 году в иранской столице состоялась встреча Сталина, Рузвельта и Черчилля. Известно, что именно тогда, в пору Тегеранской конференции, гитлеровскими секретными службами готовилось покушение на глав трех союзных держав.

По планам Гитлера оно должно было переломить ход второй мировой войны. Покушение удалось предотвратить. О том, как это происходило и как спустя почти сорок лет давние «тегеранские события» отозвались в наших днях, рассказывает фильм режиссеров А. Алова и В. Наумова.

Итак, события фильма ведут к раскрытию зловещего замысла и его пресечению. Но еще до погружения в отдаленное прошлое в фильме возникает и другой рассказ. Это «тегеранское дело», всплывшее в наши дни. В сегодняшнем Париже некий загадочный «клиент» адвоката Легрэна предлагает распродажу секретных документов, связанных с тегеранским покушением,—кинопленку, мемуары предполагавшегося убийцы, тайные циркуляры гитлеровской разведки.

История создания фильма «Тегеран-43»

И тотчас ажиотаж прессы, «респектабельный» аукцион «тегеранских документов» прерывают выстрелы. Как видно, и по сей день строжайшее «табу» наложено на имена, факты, обстоятельства, связанные с тегеранским покушением. Кто же готовился стрелять «вчера»? И кто выстрелил сегодня? Кто сегодня так страшится гласности, преследует, шантажирует, затыкает рот пулей и в конце концов стирает следы былого, похищая все документы?..

Мы возвращаемся в прошлое, чтобы узнать об этом. Весь фильм как бы скользит по двум рельсам: как было тогда? Что происходит сейчас? Два временных пласта и обе сюжетные линии связаны одним «тегеранским делом», одними и теми же главными героями и одной сквозной политической темой—темой разоблачения терроризма, его губительного воздействия на сегодняшний мир, его идеологии, его кровного, а вернее, «кровавого родства» с фашизмом.

Такова политическая фабула «Тегерана-43». Но сама по себе она еще не создает представления о характере фильма. Давайте вернемся к его началу и постараемся вообразить самое первое впечатление зрителя от картины.

История создания фильма «Тегеран-43»

Прежде всего он увидит известного западногерманского актера Курда Юргенса, играющего адвоката Легрэна. Звучит французская речь, мы в Париже на пресс-конференции. Журналисты спрашивают, кто же таинственный клиент Легрэна, пускающий на распродажу секретные документы? Оказывается, он здесь, в зале. С кресел, кутаясь в шарф, прикрывая лицо от нацеленных фотообъективов, поднимается мрачный субъект (в котором мы узнаем актера А. Джигарханяна).

Он—один из главных участников готовившегося покушения, как раз тот, кто должен был выстрелить. Но почему именно сейчас, после стольких лет молчания, он решился предать огласке тайны «тегеранского дела»? «Клиент» начинает объяснять, но в это время в него стреляют из угла зала. Мгновенно заслонившись каким-то господином, профессионал-убийца отвечает смертельным выстрелом.

И сразу—парижские тротуары, толпа прохожих, из дома уже выносят носилки, подъезжает полицейская машина, из которой торопливо выходит инспектор Фош (Ален Делон)… Прошли считанные минуты, а мы уже целиком погружены в напряженную атмосферу сюжета. И режиссеры тем временем успели решить несколько профессиональных задач, от которых во многом будет зависеть успех фильма.

История создания фильма «Тегеран-43»

Прежде всего эффектный и динамичный ввод в картину, абсолютная достоверность атмосферы, представление известнейших актеров, их превосходная сыгранность. И этот уровень, взятый с первых кадров, станет камертоном всего произведения.
Реальность нескольких парижских минут продолжится насыщенным действием, вместе с героями фильма мы окажемся в реальном потоке жизни—в водовороте нью-йоркских улиц и на берегах Москвы-реки, на площадях сегодняшнего Лондона и в узких улочках старого Тегерана 1943-го, на борту авиалайнера, захваченного сегодня террористами, и в ночных кварталах оккупированного Парижа, тогда, в 1943-м.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector