История создания фильма «Судьба человека»

Поединок Соколова и Мюллера является кульминационной сценой картины. Лагерфюрер вызывает к себе Соколова с целью не просто его расстрелять, а морально раздавить. Он наливает ему стакан водки и предлагает перед смертью выпить за победу германского оружия.

История создания фильма «Судьба человека»

Критик Виталий Трояновский: «Комендант исполняет своего рода магический ритуал: ведь убив еще одного русского, он может как бы слиться со своей победоносной армией, только что вышедшей к Волге. Причем ему необходима не просто гибель, а крайнее уничижение противника, то есть повторение того, что, как он считает, произошло под Сталинградом. В более широком смысле Мюллер хочет воспроизвести главный нацистский миф, однако не как спектакль, а скорее как эксперимент, доказывающий его правоту. Вот почему он, будучи уверен в своей безграничной власти, не принуждает Соколова, а дает ему возможность сделать это по собственной воле. Ему нужен не жалкий статист на роль «низшей расы», а ее подлинное падение в лице ее полноценного представителя».

На предложение коменданта Соколов отвечает: «Благодарствую за угощение, герр лагерфюрер, но я непьющий». О том, какой Соколов «непьющий» зритель уже знает по ходу фильма, и уже эта фраза возвышает его над смертью.

История создания фильма «Судьба человека»

Дальше, больше. Тогда Мюллер предлагает выпить Соколову за его погибель. Тот выпивает полный стакан и на предложение закусить произносит фразу, которая впоследствии становится крылатой: «Я после первого стакана не закусываю». Именно в этот момент у зрителей возникает мысль, что этот изможденный, с трудом стоящий на ногах человек, которого через минуту ждет расстрел, уже победил. Затем следует второй стакан водки. Ошеломленный комендант смотрит на возвышающегося над ним спокойного, уверенного человека и понимает, что сам угодил в ту ловушку, которую пытался устроить, и сало с хлебом, врученные им Соколову, оказываются признанием моральной победы русского солдата.

Фильм режиссера-дебютанта стал легендой советского кино. Народное признание совпало с официальным, несмотря на то что герой фильма — человек, побывавший в плену, и в картине не выражена коммунистическая идеология. Даже у самых ярых неприятелей последующих фильмов Бондарчука «Судьба человека» отложилась в сознании как бесспорная удача — и режиссерская, и актерская (Бондарчук сыграл в своем фильме главную роль).

История создания фильма «Судьба человека»

Но в непоколебимой репутации произведения такого художественного уровня есть нечто трагическое. Фильм «заболтали», вокруг него вырос частокол хвалебных статей и исследований, которые, обозначив (и совершенно справедливо) главного героя — Андрея Соколова — «несломленным народным характером», отметив его «душевную чуткость, самоотверженность, совестливость», загнали картину в хрестоматийную резервацию. Общие слова обесценили эстетическую значимость фильма.

Лев Толстой и Михаил Шолохов были для Бондарчука духовными учителями. Им он поклонялся, их произведения экранизировал. Через пятнадцать лет после «Судьбы человека» режиссер вновь обратится к творчеству Шолохова — снимет фильм по роману писателя «Они сражались за Родину». Последние годы жизни Сергей Бондарчук отдал многосерийной экранизации «Тихого Дона».

История создания фильма «Судьба человека»

Почти во всех своих произведениях Шолохов очень сурово проверяет человека на прочность. И в военном кинематографе, пожалуй, нет больше такого героя, как Андрей Соколов, который хлебнул бы «горюшка по ноздри и выше», на которого обрушилось бы столько бед и несчастий. Герой как будто стоит под нескончаемым камнепадом — глыбы, булыжники мечет судьба в Андрея, бьет без единого промаха в сердце человека. Муки унизительного плена; ужасы фашистского концлагеря; гибель жены и дочерей; воронка, яма, заполненная водой, — все, что осталось от дома и семьи. Сын Анатолий погибает в последний день войны.

Судьба главного героя — обобщенная судьба народа, прошедшего все круги ада войны, выстрадавшего победу над фашизмом. В испытаниях, выпавших на долю Андрея Соколова, собраны воедино все беды и несчастья, обрушившиеся на советских людей. Не во имя стилистической гладкописи рассказ и фильм назван не «Судьбой Андрея Соколова», а «Судьбой человека»…

..Ранняя весна в донской степи. К парому идут пожилой мужчина в ватнике и маленький мальчик. У парома — еще один путник. Присели рядышком, затянулись самокрутками. Не обыденный разговор завязался — историю своей жизни поведал случайному знакомому Андрей

Читай продолжение на следующей странице
AesliB