«Отец солдата» — художественный фильм, поставленный в 1964 году режиссёром Резо Чхеидзе по сценарию Сулико Жгенти. Это фильм, который показывали каждый год в День Победы. И именно сейчас когда все больше и больше мостов рушатся между грузинским и русским народами, такие фильмы как этот, являются вечными символами любви и дружбы, которую никакие политики не смогут разрушить между обычными людьми.
И как замечательно, что его показали снова , несмотря на всё нынешнее противостояние. Фильм ДОБРЫЙ, просто добрый. Да, пусть несколько сентиментален, но игра Закариадзе — это эталон. Я люблю этот фильм, очень субъективно и очень лично. Очень много мудрости и человечности в нем.
1964 год… воспоминания о войне еще очень свежи, эти воспоминания в глазах и сердцах нескольких поколений, и фильмы, снятые в этот период настолько пронзительны, что с ними не сравнится ни один из современных навороченных блокбастеров…
В Калининграде снимали эпизоды фильма «Отец солдата». Вечером, после очередного съёмочного дня исполнитель главной роли Серго Закариадзе пешком возвращался в гостиницу. Осенний день был по-летнему тёплым. Хотелось пить. И Серго Александрович решил по пути зайти в магазин «Соки-воды». Направился прямо к сатуратору.
Между тем, сбоку в отдел выстроилось несколько человек.
– Куда прёшь без очереди, чёрт небритый! – раздалось из очереди.
Признать в вошедшем народного артиста СССР было нелегко. Со съёмочной площадки он ушёл прямо в помятой солдатской гимнастёрке, в которой снимался. Единственным, кто его узнал, оказался Вениамин Ильинов. Он решил выручить растерявшегося Закариадзе.
– Земляки, это же известный артист! Сейчас он снимается в нашем городе. Уже и в газетах об этом писали. Человек устал…
Однако в очереди, судя по всему, не было поклонников кинематографа. Речь «защитника» вызвала ещё больший гнев. Правда, теперь ругались уже на Ильинова, забыв о «наглом солдате». А тот, оторопевший от подобного приёма, что-то пробормотал по-грузински, махнул рукой и вышел из магазина, так и не утолив жажду…
«Отец солдата» — это история одного старого грузина, который отправляется в дальний госпиталь, чтобы навестить раненного на фронте сына. Этот человек всю жизнь провел на земле и никогда не выезжал дальше собственной деревни, а теперь ему предстоит ехать навстречу линии фронта.
Но он не боится… он как ребенок с открытым сердцем, наивным добрым взглядом… но видом больше напоминающий медведя из сказок. Он спрашивает каждого встречного не видел ли и не знает ли он его сына. И очень удивляется и обижается, когда солдаты от него отмахиваются и отправляют домой, чтобы не мешался под ногами… война ведь…
Ну и что, что война… слушай, дорогой, он сына ищет… «сын мой, такой красивый, высокий. Фамилия Махарашвили».
Образ немного чудаковатого, доброго, сильного, отзывчивого, способного выручить в любую минуту человека создал гениальный актер Серго Закариадзе. Солдаты так его и звали — «Отец!» И на самом деле, на войне он заменял каждому солдату своего отца, своим примером, характером сильной личности, верой в успех!
Он из тех людей, чью душу ничто не способно испачкать: ни смерть, ни ненависть, ни подлость… Георгия любят солдаты, может быть потому что он очень напоминает им их отцов.
Георгий не солдат, но война исключений не делает и увлекает за собой этого забавного пожилого человека… Он проходит всю войну, ища следы своего сына. Многое приходится увидеть и перенести Георгию, он сам становится солдатом и только в последние дни войны находит сына. Увы, встреча эта была последней.
Автор сценария Сулико Жгенти во время Великой Отечественной войны добровольцем ушел на фронт, служил в морских десантных частях, был тяжело ранен.
Прототип главного героя фильма «Отец солдата» служил вместе с Сулико Жгенти. «Ночной поход, тащишь пулемет, а он помогает, подхватывает», – вспоминал сценарист. Даже такой эпизод в фильме, когда Махарашвили берет землю и говорит, что «пора пахать, сеять», был на войне. «Весна, проснулся и вижу – берет наш старик штык и ковыряет им землю, а после сажает зерно», – рассказывал Сулико Жгенти.
Жалея молоденьких солдат, он забирал у них пулемет и нес его несколько километров на плечах. В дивизии он был всеобщим любимцем. Солдатам старик заменил отца, случалось, заслонял вчерашних мальчишек от пуль. Автор сценария сохранил главному герою его подлинное имя — Георгий Махарашвили.
Вспоминал автор сценария, как весной 42–го у Новороссийска спавших в блиндаже бойцов разбудили звуки грузинской мелодии: пел Георгий Махарашвили. Взрыхляя штыком землю, он сеял пшеницу.
Солдаты с удивлением смотрели на своего однополчанина. “Весна идет, весна…” — пел старик, никого не замечая.