История создания фильма «Король Лир»

6.Х.1969 г. Нарва. Рассказывает главный оператор Йонас Грицюс В поисках натуры мы объездили Дагестан, Северную Осетию, Крым, Грузию, западную Литву, Сибирь – всего даже не перечислишь. Когда искали...

6.Х.1969 г. Нарва. Рассказывает главный оператор Йонас Грицюс

В поисках натуры мы объездили Дагестан, Северную Осетию, Крым, Грузию, западную Литву, Сибирь – всего даже не перечислишь. Когда искали «развалины» – основной для трагедии объект натуры – проезжали город Нарву в Эстонии, увидели крепость в Ивангороде.

Ивангородская крепость и окрестности Нарвы стали основной съемочной площадкой «Короля Лира». Хотя, скажем, облака для сцены бури сняты в Паланге, а звери – под Новосибирском, почти все действие развертывается на небольшой территории крепости. А, например, высадка французских войск – одна из главных «батальных» сцен – снята рядом с крепостью, в самом центре города, на пляже. За пределами кадра нет лишнего миллиметра, иначе полезут трубы ГЭС – на меня в свое время произвел впечатление рассказ Гуннара Фишера, оператора Бергмана, как снимали «Лицо»: оказывается, знаменитый «дремучий лес» этого фильма был найден в 15 метрах от дверей студии, буквально в трех соснах!

История создания фильма «Король Лир»

Козинцев сначала хотел вообще весь фильм снять на натуре. Павильон пришлось сохранить для нескольких сцен, но натура решительно преобладает. Упор был на подлинность фактур, материалов: камня, дерева, железа, мешковины, солдатского сукна. Вообще же каких-либо установок по поводу, скажем, «стиля» или «манеры», «формулировок» постановщик не давал. Была одна «установка» – снимать хорошо. И чтобы виден был актер…

Рассказывает Всеволод Улитко, художник фильма

Мы ехали по шоссе, объезжая окрестности Нарвы, и вдруг Грицюс заметил поодаль от дороги какую-то непонятную стену словно бы поднятой почвы. К ней вело ответвление шоссе крутым подъемом вверх. Поднялись и не поверили своим глазам… Это было именно то, что необходимо картине: огромное, с 360-градусным полем обозрения плато какой-то неведомой застывшей породы, напоминающее бурое море в ряби. Оказывается, это золоотвалы Прибалтийской ГРЭС, работающей на сланцевом топливе. Зола и шлак, скапливаясь, образуют такие плоскости. Верхний слой высыхает и превращается в чешуйчатую кору, потрескавшуюся, фантастическую…

История создания фильма «Король Лир»

Вся беда в том, что порода очень едкая, актерам трудно играть. Особенно когда поднимается ветер и зловещая пыль слепит глаза, разъедает обувь.

На этом первом зольнике мы снимаем смерть Глостера, начало бури, проход Лира к шалашу.

Далее мы открыли (а это действительно открытие новых земель!) еще один золоотвал, или в нашем просторечье – зольник, – по счастью, рядом с районом затопления водохранилища: лес, стоящий наполовину в воде, – прекрасная декорация для селений, затопленных в бурю. Здесь снимаются приезд Гонерильи, ворота в имение Глостера и другие важные моменты, среди которых минута, когда за Лиром захлопываются ворота и он остается наедине с бурей.

Рассказывает Григорий Козинцев

Почти одновременно с нами «Короля Лира» снимал английский режиссер Питер Брук, мы с ним постоянно переписывались. Судя по всему, картины совершенно разные. Не говоря уже о непохожести главных героев: могучего Пола Скофилда у Брука и эстонского артиста Юри Евгеньевича Ярвета, избранного нами из нескольких очень сильных артистов – претендентов на заглавную роль.

История создания фильма «Король Лир»

Питер Брук перенес действие трагедии на берег замерзшего Северного моря. Страна Лира у него – маленькое деревенское королевство. Это интересно, как все, что делает Брук. Но меня увлекает в «Короле Лире» иное – в частности, лживая маска цивилизации, а под нею – дикость.

В «Короле Лире» исторические пласты смещены, наложены один на другой. И Средневековье, и легендарные времена до нашей эры.

Здесь же, в «Короле Лире», дана обобщенная картина цивилизации, идущей к гибели. Исследуется проблема власти в обществе, основанном на несправедливости и неравенстве. Через весь фильм лейтмотивом пройдет некий «марш нищих», «марш горя», к которому один за другим присоединяются герои трагедии – Эдгар, Кент, Глостер, Корделия, сам Лир. Они ошибались, думая, что находятся «над» этим миром.

1.ХI.1969

Сегодня в первую смену предстоит очень интересная и необычная съемка. Снимается «явление короля народу».

Согласно замыслу в кульминационный момент церемонии король должен появиться на балконе своего замка перед исступленной толпой.

Натура Ивангородской крепости подсказывает иную мизансцену: явление короля снимается на вершине башни, вознесшейся над крепостной стеной. Снимается снизу, с берега реки, с помощью крана-стрелы, взлетающего вместе с кинокамерой ввысь (здесь применено дистанционное телеуправление камерой). Словно действительно в небе над иллюминированной, освещенной факелами крепостной стеной по самой кромке каменной громадины идет к своему народу король-бог.

История создания фильма «Король Лир»

Фигура его кажется снизу маленькой и зловещей на фоне пасмурного неба. К крепостной стене пристроена высокая деревянная лестница – важная съемочная точка. По этой лестнице Лир поднимется всесильным и сойдет по ней, сам того не ведая, простым смертным, подобным тем, кто молится ему внизу, чтобы вскоре пуститься в путь таким же, как они, странником и оборванцем.

Постановщик и оператор в вагончике наблюдают съемку «явления короля» на телеэкране. «Мне нравится такой способ, – шутит Козинцев. – Скоро фильмы будут сниматься без нас. А мы будем у телевизоров в тепле…»

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector