История создания фильма «Холодное лето пятьдесят третьего…»

6 августа снимались эпизоды: Лида на пристани зачерпывает воду в ведро; Зотов подбирает портрет Берии, выброшенный Манковым в окно; Лида закрывает Сашу в сарае; Фадеич выходит на улицу с рупором в руках; банда входит на пристань и идет к Фадеичу; Витек пытает Лиду: «Дивчина где?»; Витек, приникнув к щели сарая, выглядывает Сашу; Фадеич, Зотов и Лида стоят на пристани и встречают пароход.

8 августа— Манков идет по берегу, направляясь к Фадеичу; Фадеич кричит в рупор: «Прекратить стрельбу!»; Фадеич и Зотов встречают пароход. В этот же день режиссер фильма Александр Прошкин выехал в Москву с отснятым материалом, чтобы проявить его и показать худсовету.

История создания фильма «Холодное лето пятьдесят третьего…»

Игорь Ефимов озвучивал А. Папанова в фильме » Холодное лето пятьдесят третьего..».

Тогда же состоялись похороны Анатолия Папанова. Хоронили актера в закрытом гробу. В тот день тысячи людей пришли на Новодевичье кладбище, чтобы отдать последнюю дань любви замечательному актеру. Вспоминает В. Золотухин: «Я спешил на последнее свидание с Анатолием Дмитриевичем, взял такси у Белорусского вокзала. Когда водитель узнал, куда мне ехать, он открыл дверцу машины и сообщил своим коллегам о смерти Папанова. Они тут же бросились к цветочному базару у станции метро, накупили цветов, отдали мне:

— Поклонись ему от нас…»

По злой воле судьбы, спустя одиннадцать дней — 16 августа — в Риге, прямо на сцене, где проходил спектакль, скончался еще один наш гениальный актер, работавший вместе с Папановым в одном театре — Андрей Миронов.

История создания фильма «Холодное лето пятьдесят третьего…»

16 августа возобновились съемки фильма «Холодное лето 53-го». В тот день снимались эпизоды: Фадеич стоит на пристани; Саша бежит в лес; Лузга бежит за Сашей; Лида дает дочери пощечину, чтобы та не общалась с Лузгой; Лида подает сигналы проходящему мимо пароходу.

2 ноября состоялось обсуждение фильма на худсовете объединения «Жанр».

Из-за скоропостижной кончины Анатолий Папанов не успел озвучить своего персонажа. За него озвучку блестяще произвёл Игорь Ефимов.

Фильм «Холодное лето 53-го» вышел на широкий экран в апреле 1988 года.Успех ленты был безоговорочным — ее приняли практически все возрастные категории зрителей. За первые два месяца проката картину посмотрели 32 миллиона 200 тысяч зрителей (в одной Москве она собрала 2,5 миллиона), ее купили для показа 24 страны. На Всесоюзном кинофестивале, который проходил в том же году в Баку, фильм был удостоен 1-й премии, а на фестивале в Хихоне (Испания) он победил в номинации «Лучший сценарий». В июле 1988 года «Холодное лето…» представляло советское кино в конгрессе США и было приобретено в фонд библиотеки конгресса как образец классического советского вестерна.

История создания фильма «Холодное лето пятьдесят третьего…»

Вспоминает о съемках Виктор Косых (Шуруп): После «Холодного лета», когда мне приходилось выступать перед зрителями в зонах, я всегда слышал от них: «Ну вы там сыграли!… Ну, наш человек! Такое ощущение, что вы прямо из нашей среды вышли!..» Простой обыватель тоже думает, что я просидел всю жизнь в тюряге и поэтому слился с образом воедино! А на самом деле у нас был хороший консультант — большой начальник из Пермской зоны.

История создания фильма «Холодное лето пятьдесят третьего…»

Он нам рассказывал, какие наколки мы должны себе изобразить (естественно — химическим карандашом). У меня на груди была неприличная наколка: орел несет обнаженную женщину. И каждый день мне прикладывали это клише, обводили, а вечером выдавали тройной одеколон, которым я должен был все это с груди смывать. Когда мы выходили в город (мы жили в Петрозаводске), я, полулысый, благоухал этим тройным одеколоном, все были уверены, что я этот одеколон пью, а не пользую в косметических целях! А еще у меня на руке было нарисовано колечко, наполовину закрашенное синим, что обозначало «чушок». «Чушок» — по-другому «шестерка», «парафин»…

Мы снимали в Карелии, на озерах, в каких-то непроходимых лесах, где была масса комаров. И может быть, суровая погода, унылый, мрачный пейзаж — все это на нас «благоприятно» влияло в процессе создания нужного образа. Основные сцены мы снимали в деревне, где было заселено только два дома. Остальные громадные бревенчатые избы со всеми причиндалами были брошены. Оставшиеся две семьи все время приглашали нас на грибочки, на рыбку. Ну, мы так, чтобы не объедать их, приходили аккуратненько — по одному. Хорошая у них была домашняя самогоночка. Кто желал, они всегда наливали — такие добрые люди, очень приятные…

Юрий Кузнецов (Иван Зотов) о съемках: Первое, что мне вспоминается, — это дорога от Петрозаводска до того поселка, где мы снимали. Все было весело и непредсказуемо! Я играл непривычную для себя роль. По этому поводу мы с режиссером обменялись буквально парой фраз. Он спросил: «Как ты думаешь, что нужно играть?» Я говорю: «Что играть? Нормального человека!» Он сказал: «Хорошо. Вот так и будем делать». Такое доверие для меня очень много значило.

Снимали на натуре — на огромном озере. Пропадали на рыбалке постоянно! Очень трудно было нас с Прошкиным стащить с этого озера на площадку, где все уже было готово к съемке. А фильм, несмотря на наше… не скажу «легкомысленное», просто — «ничем не обремененное» отношение, получился таким значительным, неожиданно важным для страны. Не просто такой боевичок, а очень серьезный фильм вышел. Это ценно.

Потом, на встречах со зрителями, мне пришлось заступаться за своего героя, за то, что он такой. Но он же защищал этих женщин, он послал записку, и, если бы не это, все могло закончиться более трагично. И я всячески его оправдывал! Мне вообще очень нравится играть таких неоднозначных людей — не намеренно плохих или хороших, а таких, которым приходится решать, как вести себя в зависимости от обстоятельств. Мне нравится наша картина.

источник: 1001material.ru

AesliB