Спартак Мишулин сидел в песчаной яме девять дней
В пустыне жара стояла неимоверная. Кто-то даже пошутил:
– В песке можно запросто куриные яйца варить! А уж подогреть что-то – секундное дело!
Попробовали. Точно! На раскаленном песке яйцо варилось – пусть и не вкрутую – те же 10 минут, что и на газовой плите.
Вот и представьте, каково было Спартаку Мишулину.
Его трижды закапывали на жаре в песчаную яму и там доводили «до необходимой кондиции». Оператор с режиссером хотели сделать из закопанного человека что-то вроде зомби: на рассвете сажали Мишулина в яму, засыпали мокрым песком, закрывали шею кошмой, чтобы не особо жгло, и до полудня ждали, пока песок раскалится, и лицо Саида приобретет сине-фиолетовый оттенок, вены вздуются, глаза вылезут из орбит.
Чтобы было страшнее, мазали ему голову вареньем, и тогда лоб и щеки Мишулина облепляли тучи мух. Рядом по песку пускали змей. Во время перерывов прикрывали голову зонтом, давали покурить. Откапывать на обед не имело смысла – кормили из ложечки. Откапывали только вечером. И так три дня.
Первый дубль Москва не приняла из-за того, что он показался «излишне жестоким» по отношению… к зрителю. Второй дубль – на пленке царапина! Вновь пришлось закапывать Спартака. В итоге в яме Мишулин отсидел девять дней.
«Иду бить морду директору!»
Своей популярностью на тот момент Спартак Мишулин обязан был не столько ролям в родном Московском театре сатиры, сколько циклу телевизионных передач «Кабачок «Тринадцать стульев», где он играл роль пана директора. Отпускать его на телесъемки другой директор – директор «Белого солнца…» Юрий Хохлов – посчитал накладным. И начал водить актера за нос.
– Мне нужно срочно лететь в Москву! – заявляет Мишулин.
– Спартак Васильевич, знаете, как трудно здесь с билетами на самолет! – говорит Хохлов. – Не сегодня, так завтра…
– Хорошо, завтра так завтра.
Павел Луспекаев со своим дублёром Александром Массарским на съёмках фильма «Белое солнце пустыни»
На следующий день:
– Спартак Васильевич, с билетами не получилось. Завтра.
– Завтра? Ну ладно.
Ближе к вечеру Мишулин вскипел:
– Все, иду бить морду Хохлову!
Останавливает Хохлова с администратором в коридоре.
– Юрий Иванович, я, между прочим, заслуженный артист республики. Это первое. Второе: я имею разряды по боксу и по самбо. Получите!
Следует удар. Мишулин разворачивается:
– А теперь я пошел спать!
В пять утра Мишулину принесли билет на самолет!
За съемками наблюдали инопланетяне?
У главного оператора Эдуарда Розовского простор для творчества в «Белом солнце…» был необыкновенный. Ему удалось снять пустыню так, как ни до, ни после него никто не снимал.
Сухов идет по пескам – один бархан сменяется другим… Бесконечность пересекает диагональ следов! Люди Сухова и люди Абдуллы движутся с разной скоростью: первые – неторопливо, вторые – быстро, нервно. Чтобы получить марево, создать иллюзию миража, Розовский перед камерой ставил подставку с раскаленными углями.
– Снимали крупный план Абдуллы на коне, когда он разговаривает с Верещагиным, – рассказывал корреспонденту «Смены» Эдуард Розовский. – А арабский скакун никак не хотел стоять на месте. Пришлось посадить Кахи Кавсадзе на плечи второго режиссера, и тот, переминаясь с ноги на ногу, создавал иллюзию…
Готовились снимать сцену гибели Абдуллы.
Вдруг на море поднялся дикий шторм. И Розовскому удалось заснять настоящий смерч. В другой раз он услышал журавлиное курлыканье, схватил камеру, и журавли отлично вписались в картину.
И только однажды оператор оплошал. Во время съемок сцены схватки Верещагина с людьми Абдуллы средь бела дня к баркасу подлетел НЛО и долго висел над ним. Вся съемочная группа, включая главного оператора, словно оцепенела!..
Продолжения не будет…
В картине несколько драматических эпизодов. Трагических точек, поставленных в судьбах героев задолго до окончания фильма. Гибель Гюльчатай, Петрухи, Верещагина…
Последняя смерть – вопреки сценарию. Верещагин должен был остаться в живых – уплыть на баркасе!
Владимир Мотыль первоначально даже собирался снимать вторую серию картины – о дальнейшей судьбе Верещагина. Но Павел Луспекаев не дожил и до выхода на экраны «Белого солнца пустыни».
источник: 1001material.ru