История создания фильма «Белое солнце пустыни»

Спартак Мишулин сидел в песчаной яме девять дней

В пустыне жара стояла неимоверная. Кто-то даже пошутил:

– В песке можно запросто куриные яйца варить! А уж подогреть что-то – секундное дело!

Попробовали. Точно! На раскаленном песке яйцо варилось – пусть и не вкрутую – те же 10 минут, что и на газовой плите.

Вот и представьте, каково было Спартаку Мишулину.

Его трижды закапывали на жаре в песчаную яму и там доводили «до необходимой кондиции». Оператор с режиссером хотели сделать из закопанного человека что-то вроде зомби: на рассвете сажали Мишулина в яму, засыпали мокрым песком, закрывали шею кошмой, чтобы не особо жгло, и до полудня ждали, пока песок раскалится, и лицо Саида приобретет сине-фиолетовый оттенок, вены вздуются, глаза вылезут из орбит.

Чтобы было страшнее, мазали ему голову вареньем, и тогда лоб и щеки Мишулина облепляли тучи мух. Рядом по песку пускали змей. Во время перерывов прикрывали голову зонтом, давали покурить. Откапывать на обед не имело смысла – кормили из ложечки. Откапывали только вечером. И так три дня.

История создания фильма «Белое солнце пустыни»

Первый дубль Москва не приняла из-за того, что он показался «излишне жестоким» по отношению… к зрителю. Второй дубль – на пленке царапина! Вновь пришлось закапывать Спартака. В итоге в яме Мишулин отсидел девять дней.

«Иду бить морду директору!»

Своей популярностью на тот момент Спартак Мишулин обязан был не столько ролям в родном Московском театре сатиры, сколько циклу телевизионных передач «Кабачок «Тринадцать стульев», где он играл роль пана директора. Отпускать его на телесъемки другой директор – директор «Белого солнца…» Юрий Хохлов – посчитал накладным. И начал водить актера за нос.

– Мне нужно срочно лететь в Москву! – заявляет Мишулин.

– Спартак Васильевич, знаете, как трудно здесь с билетами на самолет! – говорит Хохлов. – Не сегодня, так завтра…

– Хорошо, завтра так завтра.

История создания фильма «Белое солнце пустыни»

Павел Луспекаев со своим дублёром Александром Массарским на съёмках фильма «Белое солнце пустыни»

На следующий день:

– Спартак Васильевич, с билетами не получилось. Завтра.

– Завтра? Ну ладно.

Ближе к вечеру Мишулин вскипел:

– Все, иду бить морду Хохлову!

Останавливает Хохлова с администратором в коридоре.

– Юрий Иванович, я, между прочим, заслуженный артист республики. Это первое. Второе: я имею разряды по боксу и по самбо. Получите!

Следует удар. Мишулин разворачивается:

– А теперь я пошел спать!

В пять утра Мишулину принесли билет на самолет!

История создания фильма «Белое солнце пустыни»

За съемками наблюдали инопланетяне?

У главного оператора Эдуарда Розовского простор для творчества в «Белом солнце…» был необыкновенный. Ему удалось снять пустыню так, как ни до, ни после него никто не снимал.

Сухов идет по пескам – один бархан сменяется другим… Бесконечность пересекает диагональ следов! Люди Сухова и люди Абдуллы движутся с разной скоростью: первые – неторопливо, вторые – быстро, нервно. Чтобы получить марево, создать иллюзию миража, Розовский перед камерой ставил подставку с раскаленными углями.

– Снимали крупный план Абдуллы на коне, когда он разговаривает с Верещагиным, – рассказывал корреспонденту «Смены» Эдуард Розовский. – А арабский скакун никак не хотел стоять на месте. Пришлось посадить Кахи Кавсадзе на плечи второго режиссера, и тот, переминаясь с ноги на ногу, создавал иллюзию…

Готовились снимать сцену гибели Абдуллы.

Вдруг на море поднялся дикий шторм. И Розовскому удалось заснять настоящий смерч. В другой раз он услышал журавлиное курлыканье, схватил камеру, и журавли отлично вписались в картину.

И только однажды оператор оплошал. Во время съемок сцены схватки Верещагина с людьми Абдуллы средь бела дня к баркасу подлетел НЛО и долго висел над ним. Вся съемочная группа, включая главного оператора, словно оцепенела!..
Продолжения не будет…

В картине несколько драматических эпизодов. Трагических точек, поставленных в судьбах героев задолго до окончания фильма. Гибель Гюльчатай, Петрухи, Верещагина…

Последняя смерть – вопреки сценарию. Верещагин должен был остаться в живых – уплыть на баркасе!

Владимир Мотыль первоначально даже собирался снимать вторую серию картины – о дальнейшей судьбе Верещагина. Но Павел Луспекаев не дожил и до выхода на экраны «Белого солнца пустыни».

источник: 1001material.ru

AesliB