Алексей Баталов – советский и российский актер театра и кино, сценарист и кинорежиссер. Получил широкую известность по роли Георгия Ивановича (Гоши) в фильме «Москва слезам не верит».
Алексей Владимирович Баталов родился в ноябре 1928 года во Владимире. Будущий актер вырос в театральной семье. Владимир Баталов и Нина Ольшевская – родители Алексея. И мать, и отец Алексея работали в Московском Художественном Театре. Именно благодаря родителям мальчик в буквальном смысле слова вырос на театральных декорациях.
Алексей Баталов в детстве
В 30-х годах брак Владимира Баталова и Нины Ольшанской распался. Мать Алексея вышла замуж во второй раз, мальчик в пять лет попадает в семью Виктора Ардова. Женщина с сыном переезжает к Виктору, но жить в новой семье тяжело, ведь за стенкой проживает бывшая жена Ардова. Тем не менее матери Алексея удалось приобрести квартиру и переехать вместе с сыном в дом литераторов, где соседями была семья Мандельштамов.
Благодаря этой квартире и своим знаменитым соседям Алексей Баталов уже в детстве находился в обществе советской интеллигенции, видных представителей русской культуры, силой духа и талантом которых восхищался. В их доме бывали великие писатели и поэты: Анна Ахматова, Борис Пастернак, Иосиф Бродский и другие.
Алексей Баталов в молодости
В 1941 году закончилось детство, началась война, и Алексея с мамой эвакуировали в татарский город Бугульма. Мать осталась верна призванию и даже в эвакуации организовала свой театр. Алексею на тот момент не исполнилось и 15 лет. Юноша помогал маме в театре, а со временем начал играть небольшие роли. Алексей с рождения не сомневался, что сцена станет неотъемлемой частью его жизни, но вот в силу своего таланта не особо верил.
Театр
Впервые Алексей Баталов вышел на театральную сцену в эвакуации в Бугульме. В годы войны также актер дебютирует в кино, получив эпизодическую роль в фильме «Зоя».
После войны Баталов возвращается в Москву. В 1950 году Алексей Владимирович начинает работу в Московском художественном академическом театре (МХАТ).
Алексей Баталов в спектакле «Горе от ума». 1946 год.
В это время он заканчивает учебу в школе-студии МХАТ, а вскоре три года работает в Центральном театре Советской Армии. С 1953 года Алексей Владимирович стал актером МХАТа, но задержаться надолго там не удалось. В 1957 году артист покинул театральное учреждение.
Сам актер не раз говорил, что театр – его судьба, ведь Алексей является сыном актера и актрисы Московского Художественного Театра. Первое, что увидел артист в своей жизни – декорации и загримированных актеров, а в детстве ему казалось, что все взрослые люди на свете работают именно в этом театре.
Фильмы
Еще будучи школьником, Баталов сыграл первую роль в кино в картине «Зоя» режиссера Лео Арнштама. Следующий опыт работы в кино актер получил только через 10 лет. Иосиф Хейфиц предложил актеру главную роль в фильме «Большая семья». Режиссер тогда создавал на экране новый образ рабочего, и помогал в этом именно молодой Баталов. Позже он не раз играл в фильмах Хейфица: в 1955 году фильм «Дело Румянцева», в 1960 – «Дама с собачкой», в 1964 – «День счастья». Во всех этих кинолентах герои Баталова – интеллигентные, сильные духом люди. Этот образ понравился режиссерам, и Алексей Баталов начинает получать новые предложения.
Алексей Баталов в фильме «Большая семья»
В 1956 году Марк Донской приглашает играть роль Павла Власова в экранизации повести Горького «Мать». В следующем году Алексей Баталов исполняет роль, которая стала новой вехой в его биографии. Речь идет о картине «Летят журавли» Михаила Калатозова. Фильм, ставший легендарным, принес Баталову известность и любовь зрителя. Кинолента создала неповторимый образ солдата, не вернувшегося с войны. Спокойствие, ирония, мужество и интеллигентность – вот каким стал советский солдат благодаря игре Баталова.