«Брат»: 20 лет

Российский кинопрокат с конца февраля штурмуют два фильма о супергероях. «Защитники» Сарика Андреасяна и «Майор Гром» Владимира Беседина. Нас пытаются приучить к мысли о том, что в России тоже должны быть свои супергерои. Дескать, это патриотично и современно. И люди невольно задаются вопросом: а зачем нам вымышленные герои, если полно своих в реальности?

Конечно, герои (а может и супергерои) в кино нужны. Это нормально, когда общество объединяет симпатия к какому-либо киноперсонажу. Другое дело, что наши режиссеры и продюсеры в погоне за модой создают жвачку. Кстати, именно так (только по-английски) называется виртуальная планета, где совершает подвиги майор Гром.

В советское время появилось немало вымышленных героев и некоторые из них популярны до сих пор. Достаточно вспомнить Глеба Жеглова — бескомпромиссного начальника оперативной бригады МУРа, которого блестяще сыграл Владимир Высоцкий. Жеглов не умел круто драться и стрелять как майор Гром, но этот персонаж навечно останется в народной памяти. И Андреасяну с Бесединым, видимо, невдомек по какой причине.

Секрет популярности в том, что режиссер создает «своего парня». Он живет в точно таких же бытовых условиях и сталкивается с теми же проблемами, как и большая часть граждан. Вымышленный герой ничем не выделяется внешне, но является уникальной личностью. Он умнее и благороднее окружающих, а его недостатки демонстрируют глубину переживаний, которые каждый из нас немного скрывает.

20 лет назад у народа появился такой герой, и пока он остается единственным в четвертьвековой истории российского кинематографа. В 1997 году в прокат вышел фильм «Брат», первая полнометражная работа Алексея Балабанова. Главную роль Данилы Багрова исполнил Сергей Бодров.

Простые истины

«Брат» стал поистине культовым фильмом еще в год выпуска. Высказывания персонажей мгновенно превратились в крылатые фразы, которые употреблялись в серьезных спорах, в посиделках на кухне и просто в шутку. При этом они не были шедеврами философской мысли. Наоборот, большая часть выражений даже в контексте сцен выглядит неказистой.

Однако каждая фраза в «Брате» подобно гештальту отражает народную веру в справедливость и поднимает волнующие всех вопросы. Чего только стоит знаменитое «Скоро всей вашей Америке кирдык», которое адресовано курящему косяк французу. Казалось бы, полная нелепица. Однако эта наивная простодушная фраза пришлась по душе россиянам.

В этой незатейливости Данилы выражается живущая в сердцах и умах наших граждан обида за проигранную холодную войну и потерю государства, которым можно было гордиться. Однако русский человек верит в то, что настанет день, и его страна обретет былое величие, вернется к истокам и сможет сопротивляться любой экспансии. А поправка на «скоро» вызывает ощущение неизбежности перемен и возрождения России.

«Скоро всей вашей Америке кирдык», как бы это смешно ни звучало, является мощнейшим патриотическим пластом, который заключается в самоутверждении за счет противостояния заокеанской державе. Конечно, он не полностью отражает отечественное понятие патриотизма, но в 1997 году, когда армия не могла одолеть горстку боевиков, заявление Данилы звучало как воодушевляющий призыв.

Фильм «на коленке»

Художественная ценность «Брата» у критиков вызывает большие сомнения. Дескать, примитивный сюжет, примитивная сьемка и постановка сцен. Да, наверное, так и есть. Ну а что можно было сделать за 10 тысяч долларов? Балабанов снимал картину в тот период, когда наше кино находилось в чудовищном упадке. Никакой господдержки не существовало, а олигархи в инвестициях в кино заинтересованы не были.

Например, для сьемок была приобретена одежда из сэконд-хэнда. Ужасный бежевый мешковатый свитер, в котором скитается по Питеру Данила, был куплен за 35 рублей. Съемки проводились на Васильевском острове и в Приозерске (Ленинградская область). При этом не во всех сценах перегораживалось пространство.

Фильм был сделан «на коленке», но от этого не становится хуже. Его создатели продемонстрировали, что хорошее кино в России снимать можно, если есть соответствующее желание. Эксперимент Балабанова вдохновил и продолжает вдохновлять огромное количество молодых режиссеров, у которых под рукой пара камер и 10-15 альтруистов.

Примечательно, что Сергей Бодров не является профессиональным актером и какого-то особого таланта на этом поприще он не проявил. По большому счету он смотрится одинаково во всех фильмах. Бодров и сам это признавал, говоря о том, что никогда в жизни не появиться на театральных подмостках, потому что там спрос гораздо выше.

Скорее всего, секрет успеха Бодрова заключался в том, что он играл, по сути, самого себя. Это заметно, если посмотреть его интервью и понаблюдать за поведением вне кадра.

Вот эта всеобщая простота придает фильму неповторимый колорит. В «Брате» все выглядит естественным: питерские подворотни, грязные рынки, старые трамваи, обшарпанные подъезды и убогие общежития с высокими потолками. Данилу окружает серый и унылый пейзаж и невзрачные на первый взгляд люди, но разве наша обыденная реальность выглядит иначе?

Феномен героя

Приехавший в Петербург герой Бодрова вполне органично вписывается в царящую вокруг атмосферу и с первого дня пребывания в северной столице попадет в круговорот событий. Данила постоянно рефлексирует, не представляя из себя образованного и интеллектуального развитого человека. Рассуждает он чересчур простодушно, но его искренность и желание помочь находят отклик у положительных персонажей.

Данила Багров не является благородным и безгрешным. Он ветеран чеченской войны с уязвленным чувством справедливости, который не может найти себе место на гражданке. Багров не отказывается от тусовок, курения травы и случайного секса. И главное — Данила — хладнокровный убийца, бандит, вершащий самосуд. Почему же такой персонаж стал всенародным любимцем?

Потому что в России добро должно быть с кулаками. Мужчина должен понимать, что защищать свою честь, честь страны и честь окружающих приходится разными способами. Это не призыв брать обрез и идти стрелять в кого-либо. Просто мужчина должен быть готов к тому, что ему, возможно, придется переступить черту закона и от этого он не перестанет быть достойным человеком, какие бы ярлыки не повесили на него общество и государство.

Такая вот непростая для осознания мысль заключена в примитивном сюжете и оборванных диалогах «Брата». Данила олицетворяет образ современного русского воина и, если угодно, защитника Отечества. Он не разбирается во многих вещах, но верит в то, что сила заключается в человеческом духе. Этого достаточно, чтобы сделать нашу страну лучше.

автор: Александр Кочан

источник: rusplt.ru

AesliB