Зачем стрелка-радиста на Б-25 «Митчел» в СССР кочергой «вооружали»?

С какими только проблемами не сталкивались наши военные, осваивавшие поступающую по ленд-лизу американскую и британскую технику, чего только не придумывали для решения этих проблем.

Вот, например, с чем столкнулся Дмитрий Петрович Ваулин и его товарищи. В 1944 году авиационный полк, в котором он воевал, получил американские бомбардировщики Б-25 «Митчелл».

Принялись летчики его осваивать, заучив наизусть: «Master switch — главный рубильник, oil — масло, fuel — бензин, buster – помпа».

Впечатление от американской машины было весьма благоприятное: «Б-25 — интересная машина. Изумительное приборное оборудование, кабинное оборудование хорошее. Моторы хорошие».

Вот только первый самостоятельный вылет Дмитрия Ваулина в качестве командира Б-25 обернулся в итоге конфузом. Казалось, что все идет нормально: «Пошли мы на Ригу с четырьмя пятисотками. Штурман сообщает, что мы отбомбились. У нас, у летчиков, был дублер ЭСБРа электросбрасывателя: контрольные лампочки мигают, когда замки в бомболюках срабатывают. Четыре лампочки мигнули, что бомбы упали. Внизу взрывы, пожары — не поймешь, что такое. Штурман говорит радисту:

– Доложи, что отбомбились. В результате бомбометания возникло два пожара или один взрыв и один пожар. В общем, он доложил, что мы отбомбились, и возникло два пожара».

А вот что выяснилось на земле:

«Прилетаем на аэродром Болбасово. Техник по вооружению, как всегда, идет смотреть люки. И, как обычно, по привычке, с веселого разбега прыгает в люки… и ударяется головой о бомбы, которые там висят, и падает. Что такое? У него электросрабатыватель показал, что бомбы упали, у меня то же самое, а бомбы висят!».

Подобные происшествия случались и у других летчиков. Несброшенные бомбы были очень опасны: «Садится на аэродроме Балбасово на полосу. И вдруг видит — из-под самолета летят какие-то искры. Он подумал, что это тормоза у него искрят, отпустил их и быстро покатился по полосе. И вдруг за хвостом раздается взрыв. Оказывается, одна бомба висела, и когда он стал тормозить, она упала с замка, стала кувыркаться и взорвалась».

Дошло дело и до гибели экипажа: «В самом конце пробега, когда самолет стал уже носом кивать, бомбы падают и взрываются. И от самолета, и от людей остались только ошметки».

В конце-концов, нашли способ контролировать сброс бомб: «Приказали вырезать бомболюки, чтобы стрелок-радист мог смотреть — висят бомбы или нет. Когда сделали люк, дали кочергу стрелку-радисту, чтобы он кочергой эти замки открывал».

Конечно, «вооружение» стрелка-радиста кочергой не выглядит блестящим военно-техническим достижением. Но если электросбрасыватель подводил летчиков, то кочерга оказалась более надежной…

автор: Максим Кустов

источник: vpk-news.ru

AesliB