Женщины на войне

В этой статье мы попробуем рассказать о девушках-воинах и женщинах-солдатах, сведения о которых с завидной частотой всплывают в исторических источниках разных стран, вызывая чаще чувство недоумения, но порой...

В этой статье мы попробуем рассказать о девушках-воинах и женщинах-солдатах, сведения о которых с завидной частотой всплывают в исторических источниках разных стран, вызывая чаще чувство недоумения, но порой – и неподдельного восхищения. Мы не будем говорить о вынужденном исполнении воинского долга: понятно, что при осадах городов, рано или поздно, женщины вставали на стены с оружием в руках, заменяя погибших мужчин. И не будем говорить о женщинах, чьи военные подвиги были лишь эпизодом в истории государств, в которых они появлялись. Среди этих женщин были героини поистине эпического масштаба, как Жанна д’Арк. Были – авантюристки, словно сошедшие со страниц авантюрных романов: например, Ченг Ай Сяо, которая после смерти мужа в 1807 г. возглавила пиратскую флотилию из нескольких сотен кораблей, или жившая в XVI веке Грейс О’Мэлли, у которой под командованием было 20 пиратских кораблей. А были – персонажи водевилей, вроде небезызвестной кавалерист-девицы Н.Дуровой, которая (по ее собственному признанию) за все годы военной службы убила живое существо лишь один-единственный раз, и этой несчастной жертвой стал ни в чем неповинный гусь. Чем еще полезным занималась эта особа в свободное от убийства гуся время своей службы в армии, и какую пользу принес стране этот маскарад, остается только догадываться. Нет, мы поговорим о женщинах, которые избрали военное ремесло добровольно и осознанно, и в боях участвовали в составе чисто женских военных соединений. И начать эту статью нам, конечно, придется с рассказа об амазонках. Хотя бы потому, что след, оставленный ими в искусстве и в мировой культуре, слишком велик и значителен, чтобы можно было позволить себе его игнорировать.

Женщины на войне

Иоганн Георг Платцер, «Битва амазонок»

Легендам об амазонках уже много тысяч лет. Большинство ученых относятся к рассказам о них скептически, лишь отдельные исследователи считают, что в них нашли отражение воспоминание о периоде матриархата. И совсем уже мало энтузиастов, которые уверены в том, что состоящие из одних только женщин неустойчивые племенные образования на короткий срок все же возникали в разных частях света, породив дошедшие до нашего времени легенды о прекрасных воительницах. Более обоснованным следует признать мнение, что в своей истории греки, действительно, сталкивались с племенами, в которых женщины воевали наравне с мужчинами.

Женщины на войне

Франц фон Штук, «Амазонка и Кентавр», 1901 г.

Согласно наиболее распространенной версии, название амазонок произошло от греческой фразы a mazos (безгрудая). Это предположение опирается на легенду, согласно которой каждая воительница выжигала или вырезала себе правую грудь, которая, якобы, мешала натягивать тетиву лука. Однако происхождение этой легенды позднее и к древней Элладе, граждане которой считали амазонок совершенно реальными обитателями побережья Черного моря (Понта Эвксинского), данная версия, вероятно, не имеет никакого отношения: греческие художники никогда не изображали безгрудых амазонок. Поэтому сторонниками греческого происхождения данного слова было предложено трактовать частицу «A» в данной фразе не как отрицательную, а как усилительную. Получается «полногрудая». Сторонники третьей версии обратили внимание на то, что воинственные девы часто упоминаются в тесной связи с культом девственной богини Артемиды и предложили считать первоосновой другую греческую фразу: a mas so – «недотрагивающаяся» (до мужчин). Многим историкам убедительной кажется четвертая версия прозвища дев-воительниц, согласно которой оно происходит от иранского слова Hamazan – «воины». В пользу этой версии говорит то обстоятельство, что, согласно всем источникам, амазонки жили на территории кочевых племен, да и сами сражались исключительно на лошадях, используя скифское оружие: небольшие копья, луки и топоры с двойным лезвием (сагарисы). На ранних изображениях амазонки предстают в одежде греческого стиля.

Женщины на войне

Амазонка, изображение на килике

Однако на более поздних рисунках они одеты на персидский манер и носят облегающие шаровары и высокий заостренный головной убор – «кидарис».

Женщины на войне

Самой известной амазонкой греческой мифологии является Ипполита, у которой Геракл похитил волшебный пояс (9 подвиг).

Женщины на войне

Геракл сражается с амазонкой, чернофигурная гидрия

Помимо Геракла, сражаться с амазонками доводилось также победителю Химеры и укротителю Пегаса Беллерофонту и знаменитому Тесею. В последнем случае дело дошло до осады Афин, которая породила отдельный и весьма популярный жанр древнегреческого искусства – «амазономахию», то есть изображение битвы афинян с амазонками.

Женщины на войне

Амазономахия, древнеримский саркофаг

Сведения об амазонках можно найти и в более серьезных источниках. Так, в своей «Истории» Геродот называет столицей государства амазонок город Фемискиру у реки Фермодон (современная Турция).

Женщины на войне

Геродот называл столицей амазонок город Фемискиру на территории современной Турции

Женщины-воительницы в его трудах названы «андроктонами» («убийцами мужчин»), потомками скифов и амазонок данный историк считает сарматов. Согласно другим источникам, амазонки первоначально жили на берегах Меотийского озера (Азовское море), откуда они пришли в Малую Азию, основав города Эфес, Смирна (современный Измир), Синоп, Пафос. Диодор Сицилийский сообщает, что амазонки жили у реки Танаис (Дон), получившей свое название по имени погибшего в ней сына Амазонки Лисиппы.

Женщины на войне

Диодор Сицилийский считал, что амазонки жили у реки Танаис

Впрочем, данное свидетельство вступает в противоречие с рассказом Страбона о том, что общавшиеся с мужчинами лишь один раз в год амазонки оставляли у себя на воспитание только девочек. Мальчиков же они, по одной версии, отправляли к отцам, по другой – убивали.

Менее значимым может показаться рассказ Гомера об участии амазонок («антианейры» – «те, кто сражается как мужчины») в Троянской войне на стороне противников греков. Однако следует помнить, что в Древней Элладе никогда не сомневались в историчности как Гомера, так и описанных им событий. Читатели верили каждому слову его произведений, любой факт, попавший на страницы «Илиады» или «Одиссеи», считался историческим. Знаменитый историк Геродот утверждал, что Гомер жил за 400 лет до его собственного времени (которым можно считать середину V в. до Н. Э.), а Троянская война происходила за 400 лет до Гомера. А другой великий историк, современник Геродота Фукидид три главы своего фундаментального труда посвятил сравнению Троянской войны с Пелопонесской. Интересно, что в конце ХХ – начале ХХI в.в. на севере Турции в провинции Самсун были найдены крупные женские захоронения. Рядом с останками тел были обнаружены луки, колчаны, кинжалы, а в черепе одной из погибших торчал наконечник стрелы. Примерно в это же время похожие захоронения были найдены и в Тамани.

В более позднее время амазонки появляются в лагере Александра Македонского: к великому завоевателю с мирным визитом прибыла царица Талестрис во главе 300 своих соплеменниц. Многие исследователи считают данный визит тщательно срежиссированным представлением, целью которого было произвести впечатление на перешедших на службу к Александру персидских сатрапов и вождей, покоренных им племен. Римскому полководцу Гнею Помпею повезло меньше, поскольку во время одного из походов амазонки, якобы, сражались на стороне его врагов. Большинство историков, опять-таки, не доверяют словам Помпея, утверждая, что, упоминая об амазонках, он стремился повысить свой статус и придать обычному походу поистине эпический размах.

Женщины на войне

Гней Помпей, бюст

Вновь с амазонками римляне встретились уже не в Азии, а в Европе. Таковыми оказались вполне реальные женщины кельтских племен, которые принимали участие в битвах наравне с мужчинами (в Ирландии этот обычай сохранялся до 697 г.). Тацит утверждал, что в войске королевы племени иценов, возглавившей антиримское восстание в Британии в 60 г. до н.э., женщин было больше, чем мужчин. А в скандинавских странах существовал обычай, согласно которому не обремененная семьей женщина могла стать «девой с щитом». Датский историк Саксон Грамматик сообщает, что в битве при Бравелире (около 750 г.) между войсками шведского короля Сигурда Ринга и датского короля Харальда Гильдетанда на стороне датчан сражалось 300 «дев с щитом». Причем «щиты у них были небольшие, а мечи – длинные».

Женщины на войне

Саксон Грамматик, сообщивший о «девах с щитами» в войске датчан

Позже с «амазонками» довелось встретиться Христофору Колумбу, который назвал открытые им острова Виргинскими из-за толпы воинственных женщин, атаковавших его корабли. Красочное описание столкновения с вооруженными женщинами одного из индейских племен дорого стоило испанскому конкистадору Франциско Орельяне: великая река, которую он назвал своим именем, современниками была переименована в Амазонку.

Женщины на войне

Франсиско де Орельяна, опрометчиво сообщивший о своей встрече с «амазонками»

Легенда об амазонках Южной Америки долгое время будоражила воображение европейцев. И в XIX веке французу Крево, казалось, повезло: в джунглях он нашел деревню, где жили только женщины. Находка не оправдала его ожиданий: оказалось, что, согласно обычаям данного племени, в этой деревне обитали отвергнутые мужьями жены.

Забавная история произошла в России в годы правления Екатерины II. Рассказывая о заселении Крыма греками, Потемкин чересчур увлекся и, повествуя о храбрости новых колонистов, договорился до того, что их жены, якобы, наравне с мужчинами, принимают участие в войне с турками. Заинтригованная императрица пожелала увидеть этих героических женщин. В результате командиру Балаклавского полка Чапони было приказано составить «амазонскую роту из благородных жён и дочерей балаклавских греков, в числе ста особ». Командовать ей была назначена жена одного из офицеров этого полка Елена Шиляндская, которой было присвоено звание капитана.

Давайте остановимся на минуту, чтобы осознать этот поразительный факт: «потемкинская амазонка» Елена Шиляндская стала первой в российской армии женщиной-офицером!

Несколько месяцев «амазонки» обучались верховой езде и основам военного дела. Наконец, в мае 1787 года, они были выведены для встречи, путешествующей в Крым Екатерины II и сопровождающего её австрийского императора Иосифа II. Их военная форма была изысканной и невероятно стильной: бархатная бордовая юбка с золотой бахромой, зеленая куртка, также обшитая золотом и белый тюрбан со страусовым пером. Успех этого маскарада превзошел все ожидания, но больше всех был впечатлен Иосиф II, который неожиданно поцеловал Шиляндскую в губы, и этот поступок глубоко возмутил изображающих амазонок добропорядочных офицерских дочерей и жен, что, впрочем, вполне укладывалось в рамки легенды. «Смирно! Чего испугались? Ведь вы видите, что император не отнял у меня губ и не оставил мне своих», – такими словами, по свидетельству очевидцев, навела порядок среди своих подчиненных Шиляндская.

Женщины на войне

Император Иосиф II, возмутивший своим безнравственным поступком целомудренных «амазонок» князя Потемкина

После отъезда императрицы «рота амазонок» была расформирована. Шиляндская дожила до 95 лет и, поскольку она числилась офицером в отставке, похоронена была в Симферополе с воинскими почестями.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector