Женщина может все…

НОВАЯ ТАКТИКА

Женщина может все…

Герои Советского Союза Руфина Сергеевна Гашева (на фото – слева) и Наталья Федоровна Меклин у самолетов По-2.

Нужно было менять тактику, и девушки придумали новый прием – летать парами. Первый экипаж проносился над целью, попадая в лучи прожекторов, маневрируя и отвлекая на себя огонь зениток. Второй тем временем заходил на объект с тыла, бесшумно планируя, с приглушенным двигателем, снижаясь до 500–400 метров, и сбрасывал бомбы точно на головы фрицев, а когда гитлеровцы переносили огонь на него, первый экипаж повторял действия второго.

Каждый такой вылет требовал огромного профессионального мастерства, выдержки и, конечно же, большого везения. В полку постоянно шла учеба, отрабатывалась взаимозаменяемость. Летчики переучивались на штурманов, штурманы на летчиков. Даже некоторые техники и вооруженцы научились летать. Если девушка-пилот погибала над целью, штурман сбрасывал бомбы и приводил самолет на базу. Если погибал штурман – бомбы на цель сбрасывал пилот. Так и воевали, со своими женскими хитростями, делая летними, короткими ночами по 4–6, а зимними, долгими до 16 вылетов каждым экипажем. Дважды за вылет пересекали линию фронта, зачастую в свете своих же прожекторов и под дулами своих зениток, постоянно ощущая смертельную опасность. Когда идет воздушный бой и в ночном небе мечется множество самолетов, зенитчикам непросто разобрать, где свой, где чужой. Каждое утро техники латали и заклеивали до 200 пробоин и лохмотьев в корпусе и крыльях своих «ласточек» от зенитных снарядов, пуль и осколков.

В конце сентября 1942 года в полк прибыли командующий Закавказским фронтом генерал армии И.В. Тюленев и командующий 4-й воздушной армией генерал майор авиации К.А. Вершинин для вручения девушкам первых фронтовых наград. Тогда же было приказано пошить всему личному составу полка новую форму: шерстяные юбки, гимнастерки и хромовые сапожки. До этого девушки получали мужские комплекты обмундирования. Сапоги кирзовые большого размера с портянками, брюки, кальсоны, шинели не по росту. Приходилось кое-как подгонять самим.

ЗАКОН СУРОВ, НО ЭТО ЗАКОН

У войны свои законы. Не только воюющая армия, вся страна тогда жила по законам военного времени. И женщинам скидок не делали.

Две девушки-механики, 19-летние вчерашние школьницы-добровольцы, Рая Харитонова и Тамара (Антонина) Фролова, вскрыли неиспользованную САБ (светящую авиабомбу) и из ее маленького парашютика сшили себе шелковые подшлемники, как у летчиц. Уж очень им хотелось походить на своих боевых подруг. Судили их всем полком судом чести. Приговор – исключить из комсомола и отправить в штрафбат. Две розовые макушки «потрошителей» подрагивали в такт рыданий уткнувших лица в колени девушек. А летчик Ольга Санфирова, возвращаясь на базу в условиях непогоды, задела высоковольтную линию и разбила самолет, чудом оставшись живой. Осуждена судом военного трибунала к 10 годам лишения свободы.

Командованию полка удалось добиться для них отбывания наказания на месте, дав возможность искупить вину боевой работой. Мечта девушек- «потрошителей» сбудется. Они освоят штурманское дело и станут летать, заслужат боевые ордена. Но до Победы доживет только Рая. Тамара сгорит под Новороссийском. Командир эскадрильи, гвардии капитан Ольга Александровна Санфирова успела сделать 630 боевых вылетов, сбросила на противника 77 тонн бомб. Уничтожила 2 артиллерийские, 3 пулеметные точки, до двух взводов пехоты, 1 склад, 2 переправы, 5 автомашин, вызвала 78 очагов пожаров. В ночь на 13 декабря 1944 года, выпрыгнув с парашютом из горящего самолета над территорией Польши, погибнет на минном поле. Звание Героя Советского Союза ей будет присвоено посмертно. Ее штурману Руфине Гашевой повезло больше. Она приземлилась на мины босиком. Унты упали еще в воздухе. Ее спасут наши разведчики. Солдат по фамилии Мороз даст ей свои сапоги. Он погибнет полтора месяца спустя.

Старший инженер полка Софья Озеркова вместе с техником Ирой Кашириной пытались оживить заглохший самолет, когда в хутор Воровский ворвались немецкие танки. Неисправный самолет пришлось сжечь, а самим догонять наши отступающие части. По дороге Софья застрелила двух остановивших их немецких мотоциклистов. Удалось переодеться в простую деревенскую одежду, спрятать оружие и документы. Через три недели вышли к своим у Моздока. Соня сдала заболевшую тифом Иру в госпиталь, а сама добралась в полк. Была арестована особым отделом за утрату партбилета и по подозрению в шпионаже. В сумятице отступления долго не разбирались, судом военного трибунала Озеркова была приговорена к расстрелу. Благодаря вмешательству вышестоящего командования дело было пересмотрено, и Соню оправдали. Она вернулась в полк остриженная наголо, молчаливая и больше не улыбалась. Старший инженер полка гвардии капитан Софья Озеркова с пятью боевыми орденами и медалями дошла с полком до Победы. Думается, что горький осадок остался в ее сердце на всю жизнь.

ДОЛГОЖДАННОЕ НАСТУПЛЕНИЕ

2 января 1943 года наши части прорвали сильно укрепленную оборону немцев на реке Терек, 3 января взяли город Моздок, а 5 января освободили город Нальчик. Враг отступал, наши части наступали ему на пятки. Женский полк перелетал с места на место, по следам отступающего противника. Все те же знакомые места, по которым они отходили в августе 1942 года. Девушки останавливались в тех же станицах у своих прежних хозяек. Вспоминалось, как те тогда грустно и молчаливо стояли с ребятишками у своих калиток, провожая глазами выруливающие по улице самолеты. И только маленькая девочка, нетерпеливо дергая мать за юбку, все повторяла: «Мам, мам, а они вернутся?» И они вернулись.

И впервые воочию, так близко увидели результаты своей работы. Неубранные трупы на полях, усеянных касками и автоматами, разбитые и лежащие вверх колесами грузовики на дорогах, сгоревшие танки с сорванными гусеницами и оторванными башнями среди вязкой, непролазной грязи.

За успешную боевую работу 8 февраля 1943 года полку было присвоено почетное «Гвардейский», вручено Гвардейское Знамя, и он стал именоваться 46-й Гвардейский ночной бомбардировочный авиаполк. В марте полк обосновался в станице Пашковская на Кубани, откуда бомбили подступы к «Голубой линии» – мощнейшему глубоко эшелонированному оборонительному рубежу с промежуточными рубежами обороны от 5 до 25 км в глубину, протяженностью от Азовского моря до Новороссийска.

24 апреля погибла Дуся Носаль. По пути на базу снаряд немецкого истребителя разорвался рядом с передней кабиной. Осколок попал пилоту в висок. Евдокия навалилась на ручку в первой кабине, и штурман Ира (Глафира) Каширина с трудом довела самолет, периодически вставая во весь рост, перегибаясь через козырек кабины и оттаскивая Дусю за меховой воротник комбинезона. И сама приземлилась впервые в жизни, с третьей попытки. Погибнет она позже, в ночь на 1 августа, сгорит над «Голубой линией».

Немецкие самолеты, надсадно гудя моторами, каждую ночь кружили над аэродромом, пытаясь его обнаружить. В целях маскировки аэронавигационные огни были отключены, а световые сигналы сведены до минимума и подавались только тогда, когда самолеты уже заходили на посадку. Пилоты в темноте «нащупывали» землю колесами шасси, угадывали каким-то шестым чувством по запаху листвы, травы и чернозема. Два самолета одновременно вернулись с задания, при заходе на посадку столкнулись в воздухе и рухнули на землю. Полина Макагон, Лида Свистунова и Юлия Пашкова погибли. Выжила только Катя (Хиуаз) Доспанова и через три месяца госпиталей вернулась в полк, летала, страдая от боли, скрыв справку об инвалидности. Кости обеих ног срослись неправильно. После полетов отходила в сторонку, садилась на ящик из-под бомб и тихо плакала.

Мария Руковицина была сбита днем, при жесткой посадке сильно ушибла печень. От госпитализации отказалась. «Лечиться будем после победы». Летала с грелкой, стиснув зубы. Но время было безвозвратно упущено. Врачи долго боролись за ее жизнь, но медицина оказалась бессильна.

Над целью тяжело ранило штурмана Раю Аронову, но она, превозмогая боль, успела сбросить бомбы. Уже в госпитале хирург вынул из раны в бедре клочья от комбинезона, свитера, брюк и много разных осколков зенитного снаряда, больших и маленьких.

В ночь на 1 мая вылетел весь полк, бомбили в районе Верхнего Адагуна. Сбили самолет Ольги Санфировой и Руфы Гашевой. Через линию фронта перетянуть не удалось, сели в тылу врага. Ночами пробирались в сторону фронта. У Лели 2 мая был день рождения, и Руфа подарила ей 4 семечки подсолнуха, случайно завалившиеся за подкладку в кармане комбинезона. Через двое суток девушкам удалось выйти к своим.

РАСПУТИЦА

Полноценной боевой работе мешали непогода, раскисшая земля, сплошные туманы и снегопады. Весной земля повсеместно окончательно раскисла, превратилась в вязкую, глубокую грязь. Войскам нужна была активная поддержка, а самолеты не могли летать, шасси вязли в грязи.

Бершанская нашла выход из положения. Были разобраны заборы и сараи, сколочены деревянные настилы-дорожки. Старт обозначался тремя фонарями «Летучая мышь», которые открывались с одной стороны только при взлете и посадке. Машину на руках, на «раз-два-три» ставили на доски, ведрами заливали в баки бензин, тащили на руках и подвешивали бомбы. Потом летчик увеличивал обороты, а техники и вооруженцы держали самолет за крылья и по команде «отпускай!», разбегались в разные стороны, а самолет взлетал, как из катапульты. При посадке он опять скатывался в грязь, его снова вытаскивали, ставили на доски, и все повторялось сначала. Было неимоверно тяжело физически. Девушки уставали, работали на износ. В эти полеты выпускались только «старые», самые опытные экипажи.

Дороги также стали труднопроходимы, прекратился подвоз бензина, закончились бомбы и продовольствие. С бомбами было проще. Отступая, немцы не везде успели взорвать свои запасы. Вооруженцы быстро освоили немецкие бомбы, и девушки возвращали их обратно, сбрасывая на головы фашистов приговаривая: «Нам чужого не нужно…»

Сделав 5–6 боевых вылетов ночью, утром они летели за бензином и маслом. Канистры по 20 л привязывали на плоскости, мелкие бомбы загружали в кабину. Для продуктов места не оставалось. У населения из продуктов можно было достать только початки кукурузы. Закончилась соль. Более полутора месяцев девушки питались одной кукурузой и спали на кукурузных стеблях. Шутили: «Мы – полк настоящих кукурузников!»

С деревянных полос полк сделал более 3,5 тыс. боевых вылетов. В ночь на 19 июля не вернулись два экипажа. Полина Белкина с Тамарой Фроловой и Дина Никулина с Ларисой Радчиковой. Полина и Тамара погибли, сгорели на вражеской территории. Дине удалось сбить огонь, перетянуть подбитый самолет через линию фронта и сесть на нашей стороне. Очнулись уже в госпитале. Обе девушки получили переломы и тяжелые ранения, но остались живы.

САМАЯ ПЕЧАЛЬНАЯ НОЧЬ

Наши тихоходные У-2 не только с ночи до утра разрушали немецкую оборону, уничтожали живую силу и технику, лишая его сна и покоя ночью, но и вселяли в немцев мистический ужас своей неуязвимостью. Снаряды, пули и осколки прошивали его насквозь, а самолет все летел. Попасть нужно было точно в мотор или в бензобак или убить сразу и пилота и штурмана. Суеверные немцы узнав, что их бомбят русские «фрау», стали называть их «ночными ведьмами».

В ночь на 1 августа в первый вылет ушло 15 экипажей. Начали работать по целям. Вдруг все зенитки разом прекратили огонь, и летчицы увидели, как в тишине один за другим самолеты стали вспыхивать и падать горящими факелами, догорая кострами уже на земле, разбрасывая фейерверк разноцветных сигнальных ракет. Сбросив бомбы, девушки снизились и почти над землей, на бреющем полете вернулись на базу. Четыре экипажа сгорели в воздухе, три экипажа поджег истребитель, один экипаж сбили зенитчики. За одну ночь полк потерял восьмерых. Не стало Жени Крутовой, Лены Саликовой, Ани Высоцкой, Гали Докутович, Сони Роговой, Жени Сухоруковой, Вали Полуниной и Иры (Глафиры) Кашириной. Распоряжением из штаба дивизии дальнейшие вылеты были прекращены. В ту ночь немцы впервые выпустили против «Русфанер» истребительную авиацию.

ДОЛЕТАЛСЯ, ГАДЕНЫШ

Спустя 60 лет стало известно, что все три наших самолета сбил обер-фельдфебель Иозеф Коциок на ночном истребителе Bf-110. Немецким истребителям, имеющим скорость более 200 км/ч, непросто было сбить тихоходный маленький самолет, летящий ночью на малой высоте, который очень трудно засечь бортовыми радарами и который практически сливался с рельефом местности.

Коциок очень гордился тем, что за один вылет сбил сразу трех «ночных ведьм». Против наших девушек немцы выставили одного из опытных асов люфтваффе, уже имевшего два Железных креста I и II степени, Немецкий крест в золоте, наградную пряжку «Ближний ночной истребитель» в золоте и «Почетный кубок люфтваффе». Накануне утром он получил одну из высших наград рейха, Рыцарский крест Железного креста за предыдущие победы. В ночь с 9 на 10 мая 1943 года он сбил три наших бомбардировщика и еще четыре в ночь с 15 на 16 мая.

Всего он успел сбить 33 самолета, из них в ночном бою – 21 наш самолет. Меньше чем через месяц, в ночь с 26 на 27 сентября, в районе Керчи, немецкий ас сбил наш ДБ-3, но тот, падая, успел его протаранить. Коциоку удалось покинуть падающий Bf-110, но его парашют не раскрылся. Справедливое возмездие свершилось.

автор: Виктор Медведев

источник: nvo.ng.ru

AesliB