Защитник Ленинградского неба Николай Зеленов

Николай только тут, на земле, почувствовал усталость. Возглавляемая им шестёрка истребителей утром получила задание прикрыть от вражеской бомбёжки наземные войска 54-й армии. В районе Макарьевская Пустынь истребители встретили 9 бомбардировщиков Ju-87, шедших на задание под прикрытием 2 Ме-109.

Зеленов сразу же принял решение. Он первым ринулся на головной бомбардировщик, поднырнул под него и, как только позволило расстояние, нажал на гашетки пулемётов. Его примеру последовали другие истребители, выбравшие свои цели. Завязался ожесточённый бой.

Озлобленные потерей ведущего, сбитого Зеленовым, прикрывавшие группу «Мессеры» взяли его машину в клещи. Но недаром Зеленов числился в полку одним из лучших пилотов, прекрасно владевшим техникой пилотирования, и лучшим воздушным стрелком. Получив вражеский «гостинец» в плоскости, он мастерски ушёл из — под удара и, оторвавшись от «Мессеров», сам атаковал оказавшийся рядом «Юнкерс».

Тем временем товарищи расстроили всю вражескую группу: 4 «Юнкерса» были сбиты, а 5-й с густым, чёрным шлейфом дыма уходил на бреющем к своей базе.

Задание было выполнено — группа не допустила бомбёжки наземных войск и возвратилась на свой аэродром с победой.

Но день ещё не кончился. И истребителям группы Зеленова вскоре пришлось вновь вступить в бой с немецкими бомбардировщиками — на этот раз с девяткой Ju-88. И снова немцы не досчитались несколько машин ! Двумя кострами из обломков вражеских самолётов — у деревень Смердыня и Доброе — отметил старший лейтенант Зеленов день 1 апреля 1942 года. Да ещё помог сбить 2 «Юнкерса» своим товарищам.

Первая звёздочка на борту самолёта Николая Зеленова появилась 12 октября 1941 года после боя у Новой Ладоги. Тогда её с особой тщательностью и любовью нарисовал на фюзеляже по выпиленному трафарету его авиамеханик. Теперь на самолёте Зеленова было уже несколько таких звёздочек. Но та, первая, для лётчика осталась самой дорогой. И вот почему.

Когда началась война, лётчики 154-го истребительного полка, как и все наши авиаторы, надеялись, что в первых же боях покажут немцам почем фунт лиха. Они были уверены в своем воздушном мастерстве, мужестве, надеялись на свои машины. Эти-то боевые машины их и подвели. Старые наши самолёты значительно уступали немецким в скорости, маневренности, в мощности двигателя, не имели бортовой радиосвязи. А перевооружение на новую технику только что начиналось.

Сколько злости, горечи и досады во время боёв было у лётчиков, храбрых и отважных людей, готовых в любую минуту пойти на риск, когда они чувствовали, что машины их подводят. Они жали до отказа на сектора, самолёт трясся мелкой дрожью, двигатель захлебывался, но немецкие самолёты были недосягаемы — они спокойно уходили от советских И-16. Много горечи испытал тогда старший лейтенант Зеленов. Он, участник боёв с белофиннами, награждённый медалью «За отвагу !», всегда на учебных состязаниях и проверках бывший в числе передовых, сейчас, в сражениях с немцами, часто чувствовал себя совершенно беспомощным. Немецкие самолёты не давались ему, они уходили, как быстроходный автомобиль от колченогой лошади, трясущейся по неровной дороге с дребезжащей телегой.

Но нужно было учиться воевать и на тех машинах, какие были. И лётчики стали думать. «Не хватает скорости — значит при перехвате надо получить преимущество в высоте, дождаться противника и затем сверху вниз камнем, как сокол, превращая высоту в так не хватающую машинам скорость. Тогда уж фрицам никуда не уйти !»

С каждым днём совершенствовалось боевое мастерство лётчиков, рос счёт сбитых вражеских самолётов. В районе болота Малуксинский мох Николай Зеленов сбил быстроходный немецкий истребитель Ме-109F, у Виняголово подстерёг и вогнал в землю разведчик Hs-126. А сколько вражеских стервятников было сбито в групповых боях !

1 апреля 1942 года, прикрывая наземные войска 54-й армии в районе посёлка Макарьевская Пустынь, Зеленов, возглавляя шестёрку истребителей, вступил в бой с 9 бомбардировщиками противника Ju-87 и 2 истребителями Ме-109F. В том воздушном бою наши лётчики сбили 4 вражеских самолёта и один подбили. Зеленов сбил один самолёт. В тот же день наша группа из 6 самолётов, также возглавляемая Зеленовым, провела ещё один воздушный бой с 9 самолётами противника. И вновь Зеленов сбил ещё один вражеский самолёт.

Защитник Ленинградского неба Николай Зеленов
Всего в тот день старший лейтенант Н. А. Зеленов сбил 4 вражеских самолёта: 2 лично и 2 — в составе группы. Именно в этот день военный корреспондент А. В. Буров и сделал на аэродроме данный снимок.

30 апреля 1942 года, в канун Первомайского праздника, немецкой авиации был дан приказ разрушить железнодорожный мост через Волхов и Волховскую ГЭС, снабжавшую электроэнергией Ленинград. Вражеские бомбардировщики шли к Волховстрою несколькими группами — эшелон за эшелоном.

Все истребители были подняты в воздух для прикрытия жизненно важных для Ленинграда и Ленинградского фронта военных объектов.

— Ну, ребята, день сегодня предстоит жаркий, — сказал Зеленов перед вылетом своим товарищам по звену лейтенантам Горбачевскому и Солодкову. — Боекомплект расходуйте экономней. Особенно это касается тебя, Горбачевский. А то одна — две атаки, и у тебя стрелять нечем, хоть пропеллером отбивайся.

— Уж очень он, товарищ командир, этих фашистов ненавидит, — не удержался богатырь Солодков, — как увидит фрица, в каждого готов весь боезапас выпустить.

В небо взвилась сигнальная ракета. Истребители один за другим выруливали на взлётную полосу и отрывались от земли. Посты ВНОС уже оповестили, что немецкие бомбардировщики в воздухе.

Зеленов собрал своё звено и повёл в заданную зону. Нужно было успеть не только вовремя встретить вражеские самолёты, но и суметь набрать максимальную высоту, выгодную для маневра и нанесения внезапного удара.

Когда истребители вышли в зону, впереди на встречном курсе показался первый эшелон вражеских бомбардировщиков. В ведущей группе шли 6 Ju-88.

— Лобовая атака всем звеном !

Зеленов первый ринулся на врагов. Сзади плотно шли Солодков и Горбачевский.

Атака была настолько энергичной и неожиданной, что весь строй вражеских самолётов сразу же рассыпался. Зеленову с первого захода удалось зажечь ведущий самолёт, и тот, объятый пламенем, рухнул на землю возле деревни Гороховец. Второй «Юнкерс» зажёг лейтенант Горбачевский. Бомбардировщик отвалил в сторону, но тотчас же попал под трассирующую очередь, пущенную разворачивающимся после атаки Солодковым. Второй стервятник штопором пошёл к земле. Быстро освободившись от бомб, другие «Юнкерсы» повернули вспять.

Но бой за Волховстрой не был ещё окончен. В прозрачной дали появилась вторая группа немецких бомбардировщиков.

Сходу звено Зеленова атаковало и эту группу. И второй эшелон был рассеян и не прорвался к Волховстрою.

Задание по прикрытию наземных целей было выполнено, и Зеленов повёл звено на аэродром. Но тут истребители заметили третью группу «Юнкерсов», идущих с другого направления.

Боезапас был почти полностью израсходован, на исходе было и горючее. И всё же истребители решили атаковать немецкие самолёты.

Правда, приходилось экономить: нажимать на пулемётные гашетки только тогда, когда удар был неотвратим, и не форсировать работу моторов при выполнении фигур высшего пилотажа. Но, очевидно, участь первых эшелонов «Юнкерсов» немецким лётчикам третьей группы была уже известна. Поэтому как только ястребки начали свою атаку, вражеские бомбардировщики сразу же рассыпали строй и поодиночке стали ложиться на обратный курс. Одному всё же не удалось уйти — его сбил в районе Веретье лётчик старший лейтенант Зеленов. Советские истребители без потерь вернулись на свой аэродром.

— Отлично поработали ! — поздравил лётчиков командир полка подполковник Матвеев, выслушав рапорт Зеленова. — В канун Первомая — замечательный подарок Родине.

А назавтра звено Зеленова по сигналу тревоги снова поднялось в воздух. Истребителей вновь бросили на перехват вражеских бомбардировщиков. В районе Оломна — Шум лётчики встретили 6 Ju-88. Но на этот раз они шли под прикрытием 4 Ме-109.

Защитник Ленинградского неба Николай Зеленов
«Твёрдый орешек, — подумал Николай. — Видно, фрицы учли вчерашний горький урок и выделили истребителей прикрытия. Нелегко сегодня будет». Но недаром его аттестовали в полку волевым и инициативным командиром, прекрасным воздушным бойцом. Зеленов и на этот раз первым ринулся в стремительную атаку на вражеские бомбардировщики и ударил по ближайшему «Юнкерсу». Но уже через мгновение он увидел, что навстречу в лобовую атаку идёт на него «Мессер». Николай стиснул зубы. «На испуг берёшь ? Не выйдет ! Нервы у меня крепкие».

Первому выдержки не хватило немцу. Боясь врезаться в идущий на него «ястребок», он сделал «горку» и отвалил в сторону.

Набор высоты, и вот Зеленов вновь устремляется в атаку на «Юнкерсы». Горбачевский и Солодков рядом ведут упорный бой с «Мессерами», с трудом отражают их яростные атаки. Отогнав пристроившегося в хвост Солодкову «Мессера», командир звена сам оказался на хвосте у замыкающего «Юнкерса» и меткой очередью зажёг его.

— Готов, вражина ! Туда тебе и дорога ! — Проводив взглядом падающий бомбардировщик, Зеленов вновь бросился на выручку товарищам.

Потеряв 2 самолёта и получив значительные повреждения других машин, немцы освободились от бомб и повернули назад. Ещё долго их преследовали советские истребители.

В этот день, 1 мая 1942 года, на истребителе старшего лейтенанта Зеленова техник нарисовал 8-ю и 9-ю звёздочки. И отметил в своей записной книжке: «Плюс 8 вражеских самолётов, сбитых в групповых боях».

К 25-летию Великого Октября на фюзеляже зеленовской машины красовались уже 12 красных звёзд.

Защитник Ленинградского неба Николай Зеленов
9 июня 1942 года командир полка Матвеев и военком Сясин направили командованию ВВС 8-й армии Ленинградского фронта наградной лист о присвоении Николаю Андриановичу Зеленову звания Героя Советского Союза.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB