Высокое мастерство, отвага и мужество лётчика Моргунова

На рассвете 16 Апреля личный состав выстроился на лётном поле и заслушал выступление командира полка Н. Исаенко. Затем наступила пора боевой работы. Почётное право вылететь первыми было предоставлено лучшим лётчикам полка, в их числе и Сергею Моргунову. В 10 часов утра пара «охотников», ведомая С. Н. Моргуновым, на подходе к Берлину встретила два FW-190.

— Прикрой, атакую ! — передал ведомому Моргунов и, круто пикируя, помчался на сближение с противником.

Ведомый — Лейтенант К. Молибожко видел, как Моргунов с короткой дистанции открыл огонь. Светящиеся трассы хлестко прошили фюзеляж «Фоккера».

— Добивай ! — дал команду ведомому Моргунов, а сам устремился ко второму самолету врага.

Молибожко, чуть довернув «Як», приблизился к дымящемуся «Фоккеру» и ударил по кабине короткой очередью. Самолёт противника рухнул на землю.

Возвратившись с задания, летчики доложили командиру об открытии боевого счёта к Дню Победы…

Эта пара охотников 16 Апреля 6 раз поднималась в небо. К исходу дня на их счету было 6 сбитых самолётов.

Высокое мастерство, отвага и мужество лётчика Моргунова
Сергей Моргунов отличился и в период боёв над переправами через Одер. 18 Апреля 1945 года там сложилась особенно сложная воздушная обстановка. Летчики 3-го авиакорпуса, делая по 4 — 5 боевых вылетов в день, провели с рассвета до позднего вечера 84 групповых воздушных боя, уничтожив 76 вражеских самолётов. Это был рекордный по числу одержанных побед день — и для корпуса в целом, и для отдельных, особо отличившихся лётчиков. Капитан С. Н. Моргунов и Старший лейтенант И. Г. Кузнецов сбили по 4 самолета каждый.

Вот что пишет об этом А. Н. Ситковский:

«Каждый лётный день был напряжённым и тяжёлым. Особенно трудным был день 18 Апреля. Вражеские самолёты стали проявлять активность, нападая на наши наземные войска.

В этот день над аэродромом стояла густая дымка, видимость — около 1,5 километров. Короче — погода не лётная. Но война не даёт скидку на погоду. Нужно было прикрыть наши войска, идущие в наступление. Выход один — посылать парами наиболее опытных лётчиков.

День 18 Апреля принёс нашим лётчикам много побед. По 4 самолёта сбили Тужилин и Калашников, по 2 — Банников, Кривобок, Боровский и я. А пара Моргунов — Молибожко сбила 5 вражеских самолётов.

В течение дня лётчики полка совершили 159 боевых вылетов, провели 23 воздушных боя, сбили 31 самолёт. Последующие дни были не менее напряженными и результативными.

Война шла к концу, но в воздухе было ещё много вражеских самолётов. Моргунов прямо над нашим аэродромом сбил «Фоккера». В такой ситуации трудно было дежурить, сидя в кабине истребителя и ожидая сигнальной ракеты. Но приказ — есть приказ. Когда взмывала ракета — сигнал к вылету, устремлялись ввысь истребители и выполняли задание.

В Берлине пылали пожары. Дым заволакивал небо, в воздухе трудно было дышать от гари. 30 Апреля лётчики, летавшие на Берлин, видели бои на улицах города и подступах к рейхстагу.

С неистощимой энергией летал и передавал свой опыт молодым любимец полка Сергей Моргунов. Он любил жизнь, а ещё больше любил небо. У него было трудное детство и беспокойная юность. Моргунов родился в 1918 году в селе Чернятинские Выселки в 3-х километрах от города Каширы Московской области. Семья жила бедно, а после гибели отца стало совсем плохо. Мать одна трудилась и растила детей. Сережа ходил в изрядно поношенной одежде, в школу часто приходилось ходить босиком.

В 1932 году окончил в Кашире семилетку, потом школу ФЗУ. Работал на Каширской ГРЭС, в Ступине на заводе. Одновременно учился в аэроклубе. В 1939 году поступил в Качинскую лётную школу. Окончил её незадолго до начала войны и был направлен на Дальний Восток.

Высокое мастерство, отвага и мужество лётчика Моргунова
В воздушных боях с немецкими захватчиками Моргунов не знал поражений. Он совершил 350 боевых вылетов, провёл 96 воздушных боёв, сбил лично 40 самолётов врага».

Сергей Моргунов был не только замечательным воздушным бойцом. Обладая незаурядными способностями воздушного разведчика, он неоднократно выполнял особо сложные задания командования по обнаружению войск противника.

К концу войны Капитан С. Н. Моргунов совершил около 350 боевых вылетов. Проведя 96 воздушных боёв, уничтожил четыре десятка вражеских самолётов. В различных источниках число побед указывается от 40 до 43, возможно с учётом уничтоженных на земле. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 41 личную победу лётчика. ] Среди сбитых им машин почти все основные типы самолётов Люфтваффе. Сам сбит не был. В одном из воздушных боёв был легко ранен.

К концу войны грудь отважного лётчика украшали 4 ордена Красного Знамени, 2 ордена Отечественной войны, многие боевые медали. Польское правительство за проявленный героизм при освобождении Польши наградило его польским орденом «Рыцарский крест». В первую годовщину окончания Великой Отечественной войны в Мае 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Капитану С. Н. Моргунову было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны Моргунов возглавил авиаэскадрилью. 2 Июня 1946 года газета «Красная Армия», издаваемая Группой Советских оккупационных войск в Германии, писала:

«Командир эскадрильи капитан Моргунов внимательно следит за каждым лётчиком. Большинство из них вместе с ним отстаивали Родину в тяжёлые дни войны, но уже есть молодёжь. Однако, опытный командир ко всем подходит с высокой требовательностью.

— Самолёт никому не прощает ошибок, — говорит он всегда.

И недаром эскадрилья капитана Моргунова летает без происшествий и является одной из лучших в части».

Весть о присвоении звания Героя Советского Союза застала его на старте во время учебно — тренировочных полётов. Во главе группы он готовился к вылету на очередной учебный бой. О высокой награде ему сообщили по радио, когда он уже сидел в кабине самолёта.

— Служу Советскому Союзу ! — с волнением ответил он и взмыл в небо.

Высокое мастерство, отвага и мужество лётчика Моргунова

19 Июля 1946 года Герой Советского Союза командир эскадрильи Капитан С. Н. Моргунов погиб при аварии во время тренировочного полёта. Боевые друзья привезли тело героя на его родину в город Каширу и похоронили в городском парке. Трудящиеся Каширы с глубокой скорбью проводили в последний путь своего прославленного земляка. 6 Ноября 1955 года на улице Советской был установлен мраморный обелиск.

источник: airaces.narod.ru

AesliB