Выдающийся военный инженер Российской империи

Эдуард Иванович Герстфельд — инженер-генерал, сенатор, член Государственного совета, а также родоначальник дворянского рода Герстфельдов. Происходя из обычной недворянской семьи, не имеющей собственности, он сумел построить в Российской империи блестящую карьеру, заслужив сначала личное, а затем и потомственное дворянство для своих детей. Вся его жизнь и карьера — это наглядная иллюстрация работающего социального лифта, когда человек с низов поднимается на самый верх своим трудом, мужеством и целеустремленностью. Стоит отметить, что стать инженер-генералом в Российской империи было не самым простым делом, в течение двух столетий данный чин получили всего 103 человека, что не так много для огромной страны, в которой было развито и востребовано инженерное дело.

Эдуард Иванович Герстфельд родился 7 декабря 1798 года в Лифляндии (Ливонии), так называлась историческая область, которая располагалась на территории современных прибалтийских государств — Латвии и Эстонии. Территория была названа так германскими рыцарями-крестоносцами по имени одного из проживающих здесь финно-угорских племен — ливов. Происхождение будущего генерала было достаточно скромным. Его отец Иоганн Беньямин Герстфельд не был дворянином и не имел собственности, не находился он и на службе, он был арендатором казенных имений. Матерью Эдуарда была Луиза Кристина урожденная Эрнст. Помимо Эдуарда в семье было еще двое детей — Иоганн Филипп и Амалия Луиза.

Необходимо отметить, что Эдуард Герстфельд определенно был целеустремленным, умным и талантливым человеком, лютеранин по вероисповеданию из простой лифляндской семьи он сумел построить успешную карьеру, выбравшись за пределы «клетки» своего социального происхождения. Уже в 15 лет 31 января 1814 года он начал службу, став кондуктором 2-го класса в Перновской инженерной команде. 22 сентября 1817 года он поступил в Главное инженерное училище (в будущем Николаевская инженерная академия), здесь 24 декабря 1818 года Эдуард был произведен в прапорщики инженерного корпуса. Новоиспеченный прапорщик был переведен в офицерский класс Главного инженерного училища.

Выдающийся военный инженер Российской империи

И. Крамской. Портрет военного инженера. 1882 год

Он с отличием окончил инженерное училище, при этом его имя даже было занесено на мраморную доску почета, установленную в конференц-зале, а сам Эдуард уже в декабре 1820 года в чине подпоручика был направлен служить в Ревельскую инженерную команду. Причем чин подпоручика был пожалован ему годом ранее 7 декабря 1819 года «за успехи в науках». По мнению Семена Экштута, который опубликовал свою статью об Эдуарде Герстфельде в журнале «Родина» №1017 (10), интрига заключалась в том, что именно упорный и талантливый выпускник мог стоять у истоков создания военно-технической разведки Российской империи. В Ревеле он, скорее всего, оказался с ведома великого князя Николая Павловича, который занимал пост генерал-инспектора по Инженерной части и регулярно посещал училище. При этом великий князь самозабвенно любил инженерное дело, пронеся эту свою любовь через всю жизнь.

Глава инженерного ведомства Русской армии раньше других сумел понять необходимость создания новой службы, при этом Ревель был самым подходящим местом для сбора новой научно-технической информации. В городе располагался большой порт, в котором базировались русские военные корабли и достаточно часто заходили торговые суда других стран. Процветала здесь и контрабанда. Предприимчивые контрабандисты и подвыпившие матросы представляли собой идеальный материал для вербовки и организации шпионской сети за пределами Российской империи. По всей видимости, Герстфельд успешно справился с первым своим испытанием. Уже 27 февраля 1821 года ему был пожалован очередной чин поручика, а через неделю его вызвали в Петербург, где доверили выполнить достаточно деликатную миссию.

Новоиспеченный поручик был отправлен в Пруссию, где должен был изучать прусские крепости на Рейне. Детали задания не раскрывались и были окутаны тайной. В подробном послужном списке Герстфельда не было информации о том, какую должность и чин имел человек, отправивший его за границу. Эдуард Герстфельд вернулся назад в Россию 8 ноября 1822 года, после чего незамедлительно отправился в Варшаву, а оттуда в крепость Замостье, где велось строительство новейших фортификационных сооружений, он также включился в процесс возведения новой крепости, которая входила в число важнейших крепостей Царства Польского. После того как император Александр I побывал в Царстве Польском и лично осмотрел возведенные укрепления, он приказал объявить молодому офицеру высочайшее благословение. В официальном документе подчеркивалось: «за найденный отличный успех и примерное устройство в производстве работ с прочностью и с соблюдением притом экономии».

Выдающийся военный инженер Российской империи

Часть крепости в Замостье, наши дни

При этом великого князя Николая Павловича очень сильно интересовали все возводимые в Царстве Польском крепости, поэтому он отправлял Герстфельда на их изучение, князь хотел, чтобы тот составил о них обстоятельное впечатление. Поручик отлично справлялся со всеми задачами, поставленными перед ним генерал-инспектором. Уже 2 февраля 1823 года рвение поручика на службе было отмечено орденом Святой Анны 3-й степени. Возможно, он был награжден, в том числе, и за все добытые им сведения об инженерном устройстве прусских крепостей во время своей европейской командировки.

2 мая 1825 года Герстфельд снова назначен в Ревельскую инженерную команду. 24 марта 1827 года он был произведен в штабс-капитаны, а уже 6 декабря того же года в капитаны. Карьера военного инженера набирала обороты. 7 апреля 1832 года Эдуард Герстфельд был переведен в Варшавскую инженерную команду. Здесь он оказался под началом одного из самых влиятельных полководцев Николаевской эпохи. Это был Светлейший князь Варшавский граф Иван Федорович Паскевич-Эриванский, который и в мирные годы имел статус главнокомандующего Действующей армией. Под его началом Герстфельд начал еще быстрее подниматься по карьерной лестнице. Уже 15 октября 1832 года он был назначен помощником командира Западного инженерного округа, 12 марта 1833 года был произведен в подполковники, а уже 27 декабря 1835 года стал полковником.

В апреле 1837 года Герстфельд был назначен для особых поручений к начальнику инженеров Действующей армии. О характере проявленного полковником отличия и о специфике выполняемых им поручений можно теперь лишь догадываться, однако они были отмечены сразу тремя орденами — Станиславом, Анной и Владимиром. Официально все три награды были даны Герстфельду «за отличную, усердную и ревностную службу». При этом известно, что полководец Иван Федорович Паскевич-Эриванский очень высоко ценил военную разведку, которой старался уделять максимальное внимание. Он отлично отдавал себе отчет и понимал роль военно-технических инноваций в военном фортификационном искусстве и инженерном деле. Более того, фельдмаршал одним из первых в России понял, какую огромную роль в войнах будущего будут играть железные дороги. Так еще в начале 1840-х годов он начал отстаивать идею строительства железной дороги, которая связала бы между собой Варшаву и Вену.

Выдающийся военный инженер Российской империи

Железнодорожный виадук в Енджеюве на Варшавско-Венской железной дороге

Непосредственное участие в ее строительстве примет и Эдуард Герстфельд. Весной 1841 года он был командирован в Бельгию и Германию, где должен был изучать местные железные дороги. После возвращения из поездки он участвовал в стройке Варшавско-Венской железной дороги, став 17 мая 1842 года членом Комитета по ее строительству. После открытия данной железнодорожной ветки 7 августа 1845 года он стал ее директором. За свои труды по постройке важной магистрали 23 апреля 1850 года Герстфельд был награжден орденом святого Станислава 1-й степени, ранее 13 августа 1846 года он был произведен в генерал-майоры.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB