Воздушный охотник Иван Лавейкин

5-й ГвИАП был славен своими героями. За всю войну 5-й Гвардейский Берлинский Краснознамённый ордена Богдана Хмельницкого истребительный авиационный полк сбил 739 самолётов противника. Штурмовыми действиями уничтожил на земле более 100 самолётов, 100 танков, 1832 автомашины, около 283 зенитных батарей.

Воздушный охотник Иван Лавейкин
Славные были воины. Но равно как героически они воевали, также они умели и отдыхать. В редкие часы между боями лётчики 2-й эскадрильи жили «мирной» жизнью, хотя сил после 7 — 8 вылетов хватало только на то, чтобы добраться до койки и уснуть. Особенно ценились часы летнего ночного отдыха. Летом рассвет наступал рано, а с первыми лучами солнца опять надо садиться в кабину истребителя. И всё-таки они любили играть в футбол. Смело можно говорить, что Ивану Лавейкину равных не было. Давали знать дворовые тренировки. Был в эскадрильи и «сын полка» — 16-летний Миша Двилянский. Он отлично играл на аккордеоне. Такие концерты устраивал, что соседи завидовали. Бойцы слушали, вспоминали отчий дом, близких. Кто-то подпевал любимые песни, кто-то писал письма домой или перечитывал весточки от родных. За мужество и отвагу, проявленные в боях, Михаил Двилянский был награждён орденом Красной Звезды. После войны стал заслуженным артистом РСФСР.

В полк часто приезжали артисты фронтовых бригад. Бывал со своим оркестром и Леонид Утесов, который подарил эскадрилье 2 новеньких самолёта. На борту одного из них были начальные ноты песни «Легко на сердце от песни весёлой», а на другом надпись «Весёлые ребята». Однажды в полку побывал известный советский композитор Дмитрий Покрасс. Ему настолько понравились молодые ребята, умеющие беспощадно бить врага, а в свободное время отдыхать от души, что он написал для них и о них песню. Позже она стала гимном полка. Ветераны до сих пор поют её на своих встречах.

Воздушный охотник Иван Лавейкин
Через много — много лет семья Лавейкиных была в гостях у своей доброй знакомой народной артистки СССР Н. А. Сазоновой. К ней на юбилей пришёл и Дмитрий Покрасс. Говорились замечательные тосты, а когда подошла очередь Ивана Павловича, он спел гимн полка. Старый композитор растрогался. Он вспомнил те годы, ту эскадрилью, а в генерал-майоре авиации узнал молодого капитана. Встреча растрогала всех присутствующих.

В середине декабря 1942 года, когда развернулось контрнаступление под Сталинградом, Лавейкин вылетел на разведку. Видимость ограниченная, шёл снег. Лётчик знал, что возвращаться придётся ночью, а прожекторов на аэродроме нет. Трудно. А что делать? Надо было любой ценой добыть разведданные о сосредоточении вражеских танков в районе Новопсковска.

Лавейкин и его ведомый Цветков обнаружили танки. Обратно возвращались на высоте 10 — 15 метров. Тем временем аэродром закрыл снегопад. Решили садиться на соседний. Но что такое? Высотомер показывает «0», потом «- 50» метров. Ошибка? Садились на ощупь, врезались в сугроб. Только позже понял Лавейкин, почему высотомер давал «ошибочные» показания: соседний аэродром находился в низине.

Высокого звания Героя Советского Союза Иван Лавейкин удостоился в ходе Курской битвы. Был он тогда 22-летним комэском. На его боевом счету значилось 20 самолётов сбитых лично и 4 — в составе группы.

В начале октября 1943 года войска Юго-Западного фронта перешли в наступление на Запорожском направлении. Немецкие войска упорно сопротивлялись. Могучий Днепр кипел от разрывов снарядов, мин и бомб. Были моменты, когда с обеих сторон в воздушных боях участвовало до 150 — 200 истребителей. Храбро дрались и крылатые витязи 5-го Гвардейского ИАП.

К середине осени 1943 года лётчики эскадрильи Гвардии майора И. Лавейкина уничтожили 129 вражеских машин, потеряв 10 своих. После боёв за Днепр 11-я Гвардейска истребительная авиадивизия, куда входил их полк, получила почётное наименование — «Днепропетровская».

В ноябре 1944 года заместитель командира по лётной работе 5-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии майор И. П. Лавейкин был отозван для службы в Управление боевой подготовки ВВС на должность инспектора по воздушному бою. В его задачу входило инспектировать части, учить лётчиков драться, обобщать имеющийся опыт. Свой последний боевой вылет он выполнил 1 мая 1945 года над Берлином, когда советские истребители сбросили на Рейхстаг красные знамена. В Берлине ещё шли бои, но всем — и немцам, и русским — было ясно — победа Советской армии не за горами.

Этот вылет описан в «Энциклопедии военного искусства». Позволю себе привести цитату:

«Звено из трёх Як-3 промчалось на бреющем полёте над пригородом Берлина. На высоте 30 метров они с рёвом пролетели вдоль Шпреи, на широкой набережной которой стояли шеренги танков 1-й Гвардейской армии. Сделав крутой разворот над разрушенным собором, они выровнялись и медленно прошли над Рейхстагом. Из кабины ведущего истребителя что — то опустилось вниз, и, медленно колыхаясь на ветру, развернулось Красное знамя. Гвардейский истребительный авиационный полк, к которому принадлежали Як-3, возил это знамя 3 года, весь свой длинный боевой путь через Восточную Европу после разгрома немцев у ворот Москвы. На знамени золотыми буквами было вышито одно только слово: ПОБЕДА».

Справедливости ради, следует отметить что всего в том знаменательном полёте участвовало 17 советских самолётов.

С первого часа Великой Отечественной войны Иван Лавейкин вступил в борьбу с врагом. Это было под Брестом. Потом последовали схватки в небе Москвы, Сталинграда, над Курской дугой. Он участвовал в освобождении Украины, Польши. Закончил войну в небе над Берлином. Свой последний боевой вылет совершил 8 Мая 1945 года.

Его боевая биография сложилась поистине легендарно: совершил около 600 успешных боевых вылетов, провёл 150 воздушных боёв, лично сбил 24 самолёта противника и 15 в группе. [М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 31 победу лётчика.] Во 2-й эскадрилье, которой он командовал, воспитано 10 Героев Советского Союза.

Воздушный охотник Иван Лавейкин
После войны Иван Павлович не расстался с авиацией. Он работал в Главном штабе ВВС. В 1945 году поступил в Высшую Военную академию в Монино и после её окончания вернулся в столицу. В 1957 году Иван Павлович оканчивает Военную академию Генерального штаба. Военная закалка и гусарская удаль не давали сидеть на месте. Всегда хотелось туда, где сложнее, а значит, интереснее. Так попал Лавейкин на Сахалин, а после возвращения оттуда в Польшу. Везде шла обычная для лётчиков работа: испытывались новые машины, в том числе реактивные самолёты, шли учения, принималось и обучалось новое поколение авиаторов.

Но Сахалин — остров с тяжёлыми климатическими условиями. Каждый вылет — сложное спецзадание: никогда не знаешь, в каких условиях придётся сажать самолёт. Часто создавались экстремальные ситуации. Но лётное чутье и мастерство Лавейкина не подводили. Однажды Иван Павлович взлетел, и, когда он уже был в воздухе, прошёл снежный заряд. Это стихийное явление губительно для авиаторов. На аэродроме все затаили дыхание: как удастся посадить самолёт на аэродром между скалами в условиях плохой видимости? Как совершить невозможное? Лавейкин с честью справился с задачей.

На него равнялись подчинённые, уважало начальство. Официальным признанием его заслуг стали не только правительственные награды, но и то, что звание генерал-майора авиации он получил в 38 лет. Иван Павлович всё делал с полной отдачей, с увлечением, добросовестно. Даже, если это касалось рыбалки или охоты.

В 1964 году Лавейкины вернулись в Москву и поселились в квартире на улице Рыбалко. Иван Павлович начал работать в Военной академии имени Фрунзе сначала на должности заместителя начальника кафедры ВВС, а позже возглавил её. За несколько месяцев до смерти Иван Павлович Лавейкин защитил кандидатскую диссертацию. Причём сделал он это не ради тщеславия, а по настоянию друзей и коллег. В их доме всегда собирались фронтовые товарищи отца. Позже к ним присоединились герои — афганцы. Они постоянно вспоминали о воинских победах, неудачах, чтили павших, интересовались делами живых. Эта семья принимает всех хороших людей.

В январе 1986 года Ивана Павлович тяжело заболел. В мае он защитил диссертацию и больше уже не выходил из больниц. 2 декабря того же года Иван Павлович Лавейкин умер. Похоронен в Москве на Кунцевском мемориальном кладбище.

* * *

6 февраля 1987 года с космодрома Байконур к станции «Мир» стартовал космический корабль «Союз-ТМ-2». На его борту бортинженером летел Александр Иванович Лавейкин, сын Героя Советского Союза Военного лётчика 1-го класса. На борту станции около иллюминатора была фотография отца. Он будто смотрел вниз на Землю, которую защищал, он поднимался над тем небом, в котором прошла его жизнь. Полёт не прервался, как не прервалась связь поколений. И уже вместе с сыном летел старый военный портсигар.

Воздушный охотник Иван Лавейкин

Сейчас в Брестской крепости рядом с мундиром отца весит полётный костюм сына. Имя И. П. Лавейкина выбито на стене зала памяти мемориала на Поклонной горе.

источник: airaces.narod.ru

AesliB