Воздушный Ас Алексей Семенович Закалюк

Творчество художника Алексея Семёновича Закалюка хорошо известно не только воинам-авиаторам, которым посвящено большинство его работ. Пейзажи, морские сюжеты, портреты передовых людей привлекают внимание глубиной содержания, мастерским исполнением, тонким...

Творчество художника Алексея Семёновича Закалюка хорошо известно не только воинам-авиаторам, которым посвящено большинство его работ. Пейзажи, морские сюжеты, портреты передовых людей привлекают внимание глубиной содержания, мастерским исполнением, тонким лиризмом. Но более всего художника влечёт к изображению событий, в которых участвовал он сам и его боевые товарищи.

Закалюк родился в 1922 году в городе Ульяновске. Несколько позже семья переехала в Феодосию, где прошли его детство и юность. Собирался стать художником, но занялся парашютным спортом, и его потянуло в авиацию. 18 мая 1940 года был призван в ряды Красной Армии. 25 июня 1941 года окончил Качинское военное авиационное училище лётчиков и в звании сержанта получил назначение в 298-й истребительный авиационный полк, который базировался на аэродроме вблизи от Вознесенска, в районе южного участка Буга.

Воздушный Ас Алексей Семенович Закалюк

С 19 июля 1941 года в действующей армии. Летая на И-16, участвовал в боях на Южном фронте, затем за Днепр. 16 сентября 1941 года младший лейтенант А. С. Закалюк вступил в бой с румынским самолётом ПЗЛ-24 (польского производства), однако только повредил его. Первую победу одержал 22 сентября, сбив разведчик-корректировщик Хш-126. В декабре 1941 года был подбит, но не пострадал.

В 1943 году воевал на Северо-Кавказском фронте. В это время он был уже лейтенантом, летал на самолёте Р-39 «Аэрокобра». Участвовал в боях за Кубань (летал на Р-39D-2 № 41-38457), потом, вернувшись на Южный фронт, — в освобождении Донбасса и Украины. Его полк затем стал 104-м Гвардейским, в начале лета 1944 года вёл бои над территорией Молдавии, а затем Польши.

После присвоения звания старшего лейтенанта, командовал эскадрильей, весной 1945 года вёл бои в Германии. После очередного повышения, в звании капитана, был назначен штурманом полка.

В годы Великой Отечественной войны, летая на самолётах И-16, Як-1 и Р-39 «Аэрокобра», он выполнил около 600 успешных боевых вылетов, провёл около 95 воздушных боёв, почти 100 штурмовок. На его счету 16 самолётов сбитых лично и 14 — в группе. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 13 личных и 12 групповых побед.]

Родина высоко оценила подвиги бессрашного авиатора, наградив его орденами Красного Знамени (четырежды), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, многими медалями.

Воздушный Ас Алексей Семенович Закалюк

После выхода в запас, Алексей Семёнович вёл большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи, страстно увлёкся живописью. Он автор иллюстраций к книге воспоминаний Героя Советского Союза Константина Васильевича Сухова, многих статей в различных журналах.

Воздушный Ас Алексей Семенович Закалюк

Вашему вниманию предлагается эпизод из книги известного лётчика-истребителя Героя Советского Союза Георгия Гордеевича Голубева «В паре с «Сотым», посвящённой боевому пути 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, его отважным воздушным бойцам.

*   *   *

…Освободив Кубань, полки нашей дивизии в начале августа 1943 года перебазировались на Украину в район Донбасса и с хода вступили в боевые действия. Нашим лётчикам уже хорошо были знакомы эти места, этот типичный пейзаж с разбросанным кругом терриконами, шахтными вышками и высокими заводскими трубами.

В начале войны пришлось с горечью оставить наш Донбасс — сердце тяжёлой индустрии Украины. Но, несмотря на создавшуюся обстановку на фронтах, мы верили, что вернемся, прогоним ненавистного нам врага.

Среди наших лётчиков был здесь и мой боевой товарищ Алексей Закалюк, а ему-то, пожалуй, лучше всех были знакомы эти места и особенно памятны первые месяцы войны.

…Осень 1941-го года. Бои, бои… За 2 месяца — с середины августа по 13 октября — лётчики 298-го ИАП сменили 8 аэродромов. Войска Южного фронта, с трудом сдерживая натиск противника, с тяжёлыми боями отступают в глубь страны.

Воздушный Ас Алексей Семенович Закалюк

Противник, форсировав Днепр, захватил город Запорожье и ринулся в Приазовские степи. Колонны танков и автомашин с живой силой, прикрываемые с воздуха «Мессершмиттами», рвутся в Донбасс и к Азовскому морю. Ещё не взошло солнце, а командир 1-й эскадрильи капитан Чайка со своим бессменным ведомым сержантом Закалюком уже в воздухе. Идут в район Запорожья. Задача: разведать состав, численность и направление движения вражеских войск.

Курс — 270°. Высота — 1000 метров. В небе ни облачка, но видимость плохая: мешает дымка, вызванная пожарами. В воздухе пахнет горелым зерном, горят на полях неубранные хлеба.

Воздушный Ас Алексей Семенович Закалюк

Истребитель И-16 тип 18, лето 1941 года.

Разведчики подошли к дороге Пологи — Орехов, развернулись, летят вдоль неё. Впереди Орехов. На южной окраине города обнаружили большое скопление вражеской техники. На шоссе, как на ладони, видна длинная колонна немецких автомашин, бронетранспортеров, бензозаправщиков, тяжёлых крытых автоприцепов, фургонов. Голова колонны воткнулась в глубокий противотанковый ров. Колонна остановилась.

«Хорошая цель!» — подумал капитан Чайка и, сделав пометку на своей карте, развернулся на обратный курс.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector