Вера Комиссаржевская: чайка

4. Лариса и Нина Заречная

Вера Комиссаржевская: чайка

Затем почти два года Комиссаржевская провела в Вильно, где выступала у антрепренёра Константина Незлобина. Здесь к обычным водевильным ролям добавились уже по-настоящему драматические. Лариса из «Бесприданницы» Островского, Софья из «Горя от ума» и другие. Комиссаржевская с каждым сезоном уверенно расширяла свой репертуар и двигалась к мечте – императорской сцене Александринского театра.

В 1896 году она вышла на неё впервые. За 5 лет Комиссаржевская прошла путь от актрисы провинциальных театров до одной из главных сцен страны. Впрочем, и в Александринском театре актриса не сразу нашла себя. Снова всё те же «наивные девушки», потом скучно поставленная классика. Комиссаржевской было тесно в привычных рамках театральной условности.

Вера Комиссаржевская: чайка

По-настоящему раскрыть себя она смогла благодаря Чехову и Островскому. Тогда к Комиссаржевской пришла и широкая известность. Впервые – после роли Ларисы в «Бесприданнице». Это была её тема – поиск идеала, протест, бунт против пошлости повседневности. Комиссаржевская играет страдающую женщину, женщину на пике конфликта с окружающим миром. Играет великолепно и гениально, так как сама живёт этим конфликтом не только на сцене.

Неслучайно так близко и любовно приняла Комиссаржевская творчество Чехова, с драматургией которого связан золотой век русского театра.

«Мне роль Чайки принесли за несколько дней до спектакля, я не знала пьесы. В первый раз я прочла “Чайку” в эту ночь. Всю ночь проплакала. Утром я любила “Чайку”, и была она моей — я жила душою Чайки… Быть Чайкой — мне радость», – вспоминала актриса позднее.

Вера Комиссаржевская: чайка

Роль Нины Заречной (как и роль Ларисы) стала для Комиссаржевской знаковой. Она играла её до последних своих дней. Ту трагическую подоплёку повседневности, трагедию будней, которую Чехов так ярко выразил в своих пьесах, Комиссаржевская выразила непосредственно на сцене. Она была предельно чеховской актрисой и одной из первых, кто поняла новаторство гениального драматурга и показала, как на практике воплотить новые драматургические принципы.

5. Чехов и другие мужчины

Вера Комиссаржевская: чайка

После неудачного замужества Комиссаржевская не решилась снова создавать семью. Театр стал главной страстью её жизни. Но не единственной. Известно множество романов актрисы – с морским офицером Сергеем Зилоти, с актером Н. П. Рощиным-Инсаровым, режиссером Александринского театра Е. П. Карповым, с актёром Николаем Ходотовым, который был младше возлюбленной на 14 лет. Позже – с поэтом Валерием Брюсовым, и многими другими.

Сохранившиеся письма, в том числе любовные, – важная часть наследия гениальной актрисы.

Однако одним из главных мужчин в жизни Комиссаржевской был Антон Павлович Чехов – не любовник, но писатель, создавший драматургию соразмерную её актёрскому дарованию. Чехов ценил Комиссаржевскую не меньше, чем она его: «Никто так верно, так правдиво, так глубоко не понимал меня, как Вера Федоровна… Чудесная актриса».

Вера Фёдоровна и Антон Павлович часто и много общались вплоть до смерти писателя, которого Комиссаржевская пережила всего на 6 лет. За несколько дней до собственной смерти она увидела Чехова во сне и заметила, что это «хорошее предзнаменование». Получается, что актриса не только жила, но и умирала буквально с именем Чехова на устах. И в этом легко увидеть очередное проявление главной страсти в жизни Комиссаржевской – искусства.

6. Я – актриса

Вера Комиссаржевская: чайка

Александринский театр не давал Комиссаржевской нужной свободы. Ей было тесно на его сцене, она хотела идти дальше и в 1904 году основала собственный Драматический театр. В этот период к драматургии Чехова и Островского добавились пьесы Максима Горького и Ибсена.

Новые остросоциальные произведения определили и новый поворот в творчестве Комиссаржевской. Её протест стал приобретать политический, даже революционный характер, что вполне соответствовало духу времени.

Театр Комиссаржевской искал новые формы работы с новой действительностью, пытаясь найти выход из многочисленных кризисов современности. После 1905 года актриса сблизилась с течением символистов и видела в искусстве главное средство преображения действительности.

«Человеческая мысль, человеческая душа стремятся теперь в искусстве найти ключ к познанию “вечного”, к разгадке глубоких мировых тайн, к раскрытию духовного мира», – писала Комиссаржевская.

Вера Комиссаржевская: чайка

Нельзя сказать, что на этом пути Комиссаржевская добилась особого успеха. Сотрудничество с Мейерхольдом и принятие его концепции условного театра, свободного от натурализма театра классического, привело к провалу очередного театрального сезона. Затем были совместные работы с Брюсовым и Блоком, но и они не имели зрительской поддержки. Всё больше актриса сомневалась в себе и разочаровывалась в собственной работе.

«Я ухожу из театра потому, что театр в той форме, в какой он существует сейчас, — перестал мне казаться нужным, и путь, которым я шла в исканиях новых форм, перестал мне казаться верным», – написала Комиссаржевская за несколько месяцев до своей смерти.

Несмотря на кажущуюся неудачу актёрского пути Комиссаржевской, она стала одним из самых ярких символов русского театра начала XX века. Здесь всё – вера в особую миссию искусства, идеалистический взгляд на мир, вкупе с пристальным вниманием к его реальным страданиям и бедам, осознанность актёрской судьбы как подвига или даже жертвы.

Конечно, Комиссаржевская – это символистский театр, горение в поисках высшего идеала. Но это и свойственное новой драме внимание к психологической составляющей и к повседневному. Чеховский принцип: «Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни» всегда был близок Комиссаржевской.

Вера Комиссаржевская: чайка

Она чувствовала то «подводное течение», тот неостановимый конфликт, что скрывается за звенящими чайными блюдцами. Трагедия не требует действия. Она происходит всегда – здесь и сейчас.

Коммисаржевская скончалась от оспы во время ташкентских гастролей. Великую актрису похоронили в Санкт-Петербурге, проводить ее в последний путь пришли тысячи петербуржцев.

источник: april-knows.ru

AesliB