Великий нелегал

Своей результативной работой и трагической судьбой Лев Маневич выделяется даже среди выдающихся разведчиков военного времени. Родился он в 1898 году в Чаусах Могилевской губернии. И ждала бы его...

Своей результативной работой и трагической судьбой Лев Маневич выделяется даже среди выдающихся разведчиков военного времени. Родился он в 1898 году в Чаусах Могилевской губернии. И ждала бы его обычная судьба местечкового обывателя, но повлиял старший брат Яков, активно участвовавший в революционном движении в рядах РСДРП.

Комиссар

В 1905 году солдата Якова Маневича арестовали за хранение в казарме гектографа, большевистских прокламаций, 16 фунтов динамита, браунинга и патронов. Отправленный на исправление в дисциплинарный батальон, он участвовал в восстании. Приговор – каторжные работы, но осужденному помогли эмигрировать в Швейцарию, куда в 1907 году после смерти матери привезли Льва. Тот быстро освоился на новом месте, выучил немецкий, затем освоил итальянский и французский, на которых говорят в швейцарских кантонах. Окончив в 1913-м школу, Лев Маневич поступил в Цюрихский политехнический колледж, там проявил способности к точным наукам, закрепил знания иностранных языков.

Великий нелегал

После революционных событий февраля 1917 года братья вернулись в Россию. Льва сразу же мобилизовали. Сначала он служил рядовым, а затем старшим разведчиком стрелкового полка. Маневич приветствовал Октябрьскую революцию, добровольно вступил в Красную армию и храбро воевал на фронтах Гражданской. Был командиром отряда особого назначения, комиссаром бронепоезда, совершавшего рейды в тылы белогвардейцев, защищал Бакинскую коммуну, вел активную партийную работу в Самаре, Уфе. В сборнике «Чекисты», опубликованном в 1970 году, Яков Старостин, в 1920-м назначенный председателем райполитотдела станции Самара, вспоминает: «Зимой в районе Сызрани, Батраки, Сургут, Подбельская меньшевики подняли крестьянское восстание башкир нескольких селений. Мне было поручено мобилизовать членов партии. Маневич сам пришел ко мне первым… Я назначил его командиром отряда. Когда отряд коммунистов прибыл на место, Маневич один пошел к восставшим и силой своего слова, силой большевистской правды убедил их сложить оружие. Ночью башкиры проводили Маневича к составу, где коммунары ждали своего командира».
На фронте Лев Маневич вступил в ВКП(б). Номер его партбилета 123915.

Военлет

Решив продолжить военную карьеру, Маневич поступил в Высшую школу штабной службы РККА. Показавшего хорошие успехи в учебе командира направили в Военную академию РККА, созданную на основе Николаевской академии Генерального штаба царской армии – именно в ней готовили высший комсостав советской республики. По окончании в 1924 году Маневича отрядили в распоряжение Разведывательного управления Штаба РККА. Там остро нуждались в кадрах для зарубежного направления, поэтому человек, знавший три иностранных языка и долго живший за границей, не мог не привлечь к себе внимания. С Маневичем беседовал начальник Разведупра Ян Берзин, сразу понявший, что того можно использовать на нелегальной работе: он был способен достоверно перевоплотиться в жителя любой европейской страны.

Великий нелегал

Каторжная тюрьма на острове Санто-Стефано.

После прохождения курса специальной подготовки Льва Маневича в 1925 году направили в Германию, включив в состав Берлинской резидентуры. Он вернулся в Москву в 1927-м с солидным опытом специальной деятельности. В Разведупре того времени немецкая резидентура считалась лучшей по результатам: там было наибольшее число оперативников, завербованных агентов, добывалась самая важная информация.

Проработав несколько месяцев в информационно-статистическом отделе Разведупра, Маневич получил назначение в 164-й стрелковый полк, где стажировался в должности командира роты, что должно было стать частью подготовки к следующей командировке по линии военных атташатов. Но начальство изменило решение: с учетом профиля учебы в Цюрихском колледже признало целесообразным направить Маневича за рубеж по линии военно-технической разведки, которая добывала чертежи боевых машин и другую документацию. Огромный интерес представляли патенты, описания технологических циклов и т. п., получение которых позволяло экономить значительные время и деньги при проектировании и выпуске нового вооружения для Красной армии.

В Советском Союзе тогда не было собственной самолетостроительной и авиадвигательной промышленности. На нескольких предприятиях организовалось копирование зарубежных образцов, преимущественно легких классов. Советские авиаконструкторы остро нуждались в информации о тенденциях развития зарубежного авиапрома, в знаниях о том, какими путями идет западное самолетостроение. Для получения знаний, необходимых в последующей работе, Маневича послали на курсы усовершенствования начсостава ВВС при Военно-воздушной академии им. Жуковского. Затем он прошел практику летчиком-наблюдателем в авиаотряде в Грузии. Перед выпуском в 1929 году в аттестации Маневича написали: «Отличных умственных способностей. С большим успехом и легко овладевает всей учебной работой, подходя к изучению каждого вопроса с разумением, здоровой критикой и систематично. Аккуратен. Весьма активен. Обладает большой способностью передавать знания другим. Дисциплинирован. Характера твердого, решительного, очень энергичен, иногда излишне горяч. Здоров, годен к летной работе. Имеет опыт ночных полетов. Пользуется авторитетом среди слушателей и импонирует им своими знаниями. Активно ведет общественно-политическую работу. Вывод: Маневич вполне успешно может нести строевую летную службу. После стажировки обещает быть хорошим командиром отдельной авиачасти и не менее хорошим руководителем штаба». Командир эскадрильи 44-го авиаотряда, где стажировался Маневич, старший летчик Вернигород отметил: «К работе относится в высшей степени добросовестно и заинтересованно. Летает с большой охотой. Энергичен, дисциплинирован, обладает хорошей инициативой и сообразительностью. Вынослив. Зачастую работает с перегрузкой. Свои знания и опыт умеет хорошо передавать другим».

Великий нелегал

Заключенные концентрационного лагеря в Эбензее. 

Ян Берзин решил направить Льва Маневича в Италию, где активно развивалась военная авиация, имелись выпускавшие современную продукцию авиапромышленность и двигателестроение. Работавшая в стране легальная резидентура во второй половине 20-х годов стала добывать много военно-технической информации, однако в приоритетах имела другие задачи. Кроме того, на Апеннинах было решено развернуть специализированную нелегальную резидентуру. Возглавить ее поручили Маневичу.

Разведывательное управление тщательно подготовило легенду и все необходимые документы. В декабре 1929 года в Вене открылось патентное бюро, владельцем которого был австрийский предприниматель Конрад Кертнер. Он деятельно занимался бизнесом, специализируясь на авиационном направлении, активно развивавшемся в то время в Европе. Хорошо знавший все новинки, сам пилотировавший самолет, способный располагать к себе людей, Кертнер быстро стал известен в авиационной среде. Обзавелся знакомыми среди местных авиаконструкторов, летчиков, инженеров, мотористов. Общительный австриец не вызывал подозрений.

Используя эти благоприятные обстоятельства, Этьен (такой оперативный псевдоним был присвоен Маневичу) приступил к выполнению основной части задания. Еще в Австрии он привлек к сотрудничеству нескольких человек, которые могли добывать информацию о выпуске авиатехники в Италии, об особенностях литейного производства при создании самолетных двигателей. Для обеспечения специальной деятельности нелегальной резидентуры Этьен завербовал нескольких итальянцев и граждан других стран, которых затем использовал как связников и курьеров. Большим успехом Маневича стал контракт с немецкой формой «Нептун», выпускавшей аккумуляторы. Их устанавливали в том числе на подводных лодках. Между тем по условиям Версальского договора Германии запрещалось иметь подводный флот, так что информация была для Москвы весьма важной. После того как Кертнер обосновался в Италии, он уже вполне официально представлял интересы немецкой компании и в этой стране.

Однако главным для разведчика было получение информации об авиационной технике. Регулярные визиты на воздушные гонки в Англии, где он устанавливал деловые связи с конструкторами самолетов и двигателей, другого оборудования, позволили быть в курсе всех новинок и серьезно расширить круг знакомых.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector