Ведущий

Дважды Герой Советского Союза, также морской лётчик Василий Иванович Раков в одной из своих книг так описал забавный эпизод, случившийся с А.Е. Мазуренко в начале 1945 года:

«После награждения второй Золотой Звездой Алексей Ефимович получил отпуск и отправился в Кировоградскую область, на хутор, где он вырос. На станции Долинская сел на попутную подводу. Был Мазуренко в летной куртке без погон. Ни чина, ни звания не определишь — молодой военный. Вроде не солдат, но кто — не поймешь. Старик повозочный в пути затеял с ним беседу.

— Немца живого не приходилось видеть?

— Приходилось, — равнодушно ответил Алексей Ефимович.

— А ты что, вроде моряк?

— Да, моряк. Морской летчик.

— Летчик? — с недоверием переспросил старик. — Так что ж, может, приходилось немца и сбивать?

— Да, бывало.

— А награждать не наградили? — заинтересовался возница. Наверное, подумал: если не наградили — значит, врет парень, а наградили, так пусть покажет хоть какую-нибудь медаль.

— Немного было, — улыбнулся Алексей Ефимович.

Но «немного» старика, видимо, не интересовало. Вдруг он спросил:

— А Героя Советского Союза видел?

— Видел.

— Интересно бы на Звезду поглядеть, — мечтательно проговорил старик.

— Говорят, золотая?

— А вот посмотри!..

Алексей Ефимович распахнул куртку, и старик увидел ордена, покрывавшие его грудь, и две Золотые Звезды. Что тут с ним творилось, словами не передать. Даже лошадь остановил. Все ахал, никак в себя прийти не мог».

Ведущий

А.Е. Мазуренко родился 7 (20) июня 1917 года на хуторе Степном, Устиновской волости, Херсонской губернии, в крестьянской семье. До призыва в ряды Красной Армии работал электрослесарем на шахте. Учился в планерной школе, а затем в аэроклубе города Шахты. «Комсомолец, на самолет!» — такой призыв окрылял молодежь тех лет.

В 1938 году Алексей был призван на военную службу и направлен в Ейское военно-морское авиационное училище. «Ко времени войны профессия летчика стала уже массовой, не требовавшей каких-то особых, исключительных качеств, — рассказывает В.И. Раков, — но о Мазуренко все-таки надо сказать, что он был летчиком, как говорится, «милостью божьей»… С самолетами он освоился удивительно легко. Годовую программу полетов закончил за несколько месяцев, задолго до срока. Но с теоретическими занятиями было труднее. Им Мазуренко отдавал и время, освободившееся от полетов, и выходные дни, и вечера. Училище он окончил безукоризненно, имея в своем послужном списке много благодарностей и ни одного взыскания».

Окончив училище в 1940 году Мазуренко получил направление в 1-й минно-торпедный авиационный полк. В Великой Отечественной войне участвовал с её первых дней. На бомбардировщике ДБ-3Ф наносил удары по войскам противника в районе Балтики, Клайпеды, Мемеля, Турку. На бомбардировщике совершил 32 боевых вылета. Сначала Мазуренко летал на бомбардировщике.

«Товарищи обратили внимание не только на точность его бомбовых ударов, но и на особую манеру летчика вступать в сражение, навязывать бой противнику, на поразительное упорство в борьбе».

В июле 1941 года в течение короткого времени летчик освоил новый штурмовик Ил-2 и в составе 57-го штурмового авиационного полка (ШАП) 20 августа 1941 года приступил в боевой работе на ленинградском направлении.

Уже в декабре 1941-го за совершённые 43 боевых вылета и уничтоженные при этом в группе 10 танков, 115 автомашин, 18 бронемашин, 14 зенитных орудий и 17 зенитных автоматов, 10 цистерн, большое количество живой силы противника, младший лейтенант А.Е. Мазуренко, вместе со своими однополчанами Н.В. Челноковым, А.А. Карасёвым и Н.Г. Степаняном был представлен к званию Героя Советского Союза. В отношении Челнокова и Карасёва представление прошло и 14 июня 1942 года они были удостоены званий Героев Советского Союза, а вот Мазуренко и Степанян первый раз стали Героями только после напоминающей телеграммы, которую направил в Главкомат ВМФ Военный совет Балтийского флота. Высокое звание было присвоено 23 октября 1942 года.

В январе 1942-го он был назначен командиром звена 57-го ШАП, а в июле он был направлен на Курсы усовершенствования начсостава ВВС ВМФ при Ейском военно-морском авиационном училище. После окончания курсов был назначен лётчиком-инспектором Главного управления ВВС ВМФ. В феврале 1943 года направлен на Северный флот, где обучал мастерству бомбометания с малых высот летчиков 46-го ШАП Северного флота. Лично, в качестве примера участвовал в боевых вылетах, потопил несколько военных судов противника. В июне 1943 года был переведён на Черноморский флот, участвовал в освобождении Таманского полуострова. За время работы лётчиком-инспектором лично потопил 2 транспорта и в группе 9 различных кораблей противника.

«Такие летчики, — пишет В.И. Раков, — как Мазуренко, по справедливости считались золотым фондом не только дивизии, но и всего флота. Они прекрасно воевали и учили этому других. Благодаря им мы могли быстро вводить в строй молодежь, приводившую после ускоренной по военному времени учебы».

26 января 1944 года 26-летний гвардии майор А.Е. Мазуренко был назначен командиром гвардейского пикировочно-штурмового авиационного полка ВВС Балтийского флота. Того самого полка, в составе которого он воевал в 1941-1942 гг., преобразованного 1 марта 1943 года из 57-го пикировочно-штурмового авиационного полка в 7-й гвардейский.

23 марта 1944 года будучи ведущим семи самолётов Ил-2 гвардии майор А.Е. Мазуренко лично потопил транспорт противника водоизмещением 1500 т в 20 км южнее острова Большой Тютерс.

16 мая 1944 года во главе группы из 22 самолётов Ил-2 впервые применил метод топмачтового бомбометания со штурмовиков. В результате было потоплено 5 и поврежден 1 малый корабль противника.

18 июня 1944 года ведущим группы из 13 самолётов Ил-2 атаковал корабли противника северо-западнее Койвисто. В результате разрывов двух бомб ФАБ-250 у борта неприятельского транспорта водоизмещением 2000 т, сброшенных с самолёта Мазуренко, судно противника выбросило на мель, где оно горело в течение всего дня.

17 августа 1944 года летчик был представлен к званию дважды Героя Советского Союза.

Эффектную точку в своей боевой работе гвардии подполковник Мазуренко поставил 5 мая 1945 года, потопив в Померанской бухте крупный транспорт противника, водоизмещением 8000 тонн.

Во время Великой Отечественной войны Мазуренко совершил 237 боевых вылетов. 32 боевых вылета он совершил на ДБ-3Ф (по другим данным 20 боевых вылетов), остальные на Ил-2). Мазуренко было записано лично потопленными 7 транспортов и 3 тральщика, 32 плавсредства противника потопил в группе.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB