Вскоре было замечено, что курсом на восток движется большая группа вражеских машин. В ней насчитывалось более 30 Ju-87 и Hs-129 и 8 FW-190. Увидев наши самолёты, противник перестроился в колонну по одному, замкнув круг для обороны, и начал беспорядочно бросать бомбы.
Истребители Речкалова и Покрышкипа устремились в атаку на бомбардировщиков, а Труд связал боем истребителей. Закрутилась гигантская карусель. Своей четвёркой Покрышкин нанёс удар с внутренней стороны круга и с первой же атаки сбил Hs-129. Четвёртой атакой ему удалось поджечь Ju-87. Снизу и сзади в атаку бросился Речкалов со своими ведомыми. Он первым свалил на землю вражеского бомбардиррвщика. Такая же участь от метких очередей Вахненко, Клубова и Иванова постигла ещё 3-х «Юнкерсов». На выходе из четвёртой атаки Клубов удвоил свой счёт. Таким образом, на землю упало 9 сбитых вражеских самолётов.
Однако стремление Речкалова к увеличению личного счёта (вплоть до попыток приписать себе чужие победы), не всегда положительно сказывалось на руководстве подчинёнными. Он мог выйти из боя с истребителями, хотя лётчики его группы ещё продолжали схватку, и броситься на бомбардировщиков, а то и вовсе увести группу без разрешения вышестоящего командования. Действуя «по старинке», посылал на патрулирование мелкие группы истребителей, которым часто приходилось вести бои в меньшинстве.
Боевой счёт лётчика рос очень быстро, столь же быстро поднимался Речкалов и по командным должностям. После назначения Покрышкина заместителем командира полка, Речкалов становится командиром 1-й эскадрильи, а когда Покрышкин стал командиром дивизии, он был назначен командиром 16-го ГвИАП.
Однако должность эта была фатально невезучей. После гибели лётчика Ивана Олефиренко (из-за халатности механика), Речкалов был снят с должности комполка и туда назначен Борис Глинка. Однако через несколько дней тот был серьёзно ранен в воздушном бою и Речкалов вновь стал временно исполнять его обязанности. Но вскоре его сменил в этой должности другой советский ас — Иван Ильич Бабак…
Вскоре полк переместился на 1-й Украинский фронт и принял участие в Львовско — Сандомирской операции. Затем действовал над Польшей, над Вислой и Одером. Последние бои Речкалов провёл над Берлином в апреле 1945 года. К концу войны он стал самым результативным лётчиком летающим на «Аэрокобре» (44 победы), большинство из которых он одержал на машинах P-39N-0 (номер 42-747) и P-39Q-15 (номер 42-547).
«Аэрокобра» Р-39Q-15, широко известна по кинохронике, как истребитель А. И. Покрышкина. Но это не так. Просто кинооператоры снимали Александра Ивановича на фоне именно этого самолёта (видимо хотели показать множество звёзд — отметок о победах). На этой машине Речкалов и закончил войну.
Звёздочки, обозначавшие воздушные победы, наносились слева на носу самолёта, причем расположены были точно так же, как и на предыдущей машине. Подкрыльевые пулемёты были сняты. Красные верхушки вертикального оперения и кок — отличительный знак 16-го Гвардейского ИАП.
Самолёт P-39Q-15-BE «Airacobra» Г. А. Речкалова. 16-й ГвИАП, 9-я ГвИАД, весна 1945 года.
Через много лет после окончания войны у Гpигоpия Речкалова как-то спpосили, что он больше всего ценил в «Аэpокобpе», на котоpой одеpжал столько побед: скоpость, мощь огневого залпа, обзоp из кабины, надёжность мотоpа? Речкалов ответил, что, конечно, все пеpечисленные достоинства машины — очень важны. Hо главное всё — таки… было pадио. Hа этой машине была отличная, pедкая по тем вpеменам pадиосвязь. Благодаpя ей пилоты в гpуппе pазговаpивали между собой, как по телефону. Кто что увидел — сpазу все знают. Поэтому никаких неожиданностей, в боевых вылетах, у них не бывало.
В. П. Цветков.
28 февраля 1945 года, приказом командира 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, Григорий Речкалов был отстранён от командования 16-м Гвардейским авиаполком и назначен инспектором по технике пилотирования 9-й ГвИАД, то есть на должность не связанную с руководством личным составом. Сам А. И. Покрышкин писал по этому поводу так:
«…Аэродром внезапно атаковала восьмёрка FW-190. Группа выскочила в разрыв облачности и сбросила кассетные осколочные бомбы. По радио на противника сразу же была наведена пара истребителей. Она как раз совершала тренировочный полёт. Лётчики успели догнать уходящую вражескую группу и подбили один «Фоккер».
От сброшенных бомб наши самолёты не пострадали. Но под взрывы попал командир эскадрильи Вениамин Цветков. Во время бомбёжки он бросился к своему самолёту, чтобы взлететь и отразить удар «Фоккеров». Но крупный осколок вонзился ему в спину и нанёс смертельную рану. Врачи не успели довезти его живым до лазарета… ( Примечание: Вениамин Павлович Цветков имел на своём счету 15 лично сбитых самолётов противника и 2 — в составе группы). Когда мне сообщили об этом ударе по аэродрому, первое, что я спросил: «А где были дежурные истребители?..»
Выяснилось, что командование 16-го Гвардейского полка не выполнило установленный график дежурства над аэродромом. Считая это напрасной тратой сил, не подняло заранее, по расписанию, звено на барражирование. Это было грубое нарушение. Будь звено в воздухе, налёт удалось бы отразить ещё на подходе вражеских самолётов к аэродрому. За неисполнительность и другие нарушения командира 16-го авиаполка вскоре перевели на должность инспектора в корпус, не связанную с руководством личным составом.
Вот ведь как бывает. Приобрел лётчик боевой опыт, освоил технику, научился вести воздушный бой — дерётся уверенно, на счету не один десяток сбитых вражеских машин. Отмечен за это высокими наградами. А командирские качества невысокие, как руководитель — слаб. По видимому, чтобы выковать, воспитать в себе эти качества мало быть только храбрым и умелым воздушным бойцом. Надо развивать ответственность перед подчинёнными, строго спрашивать и быть требовательным в первую очередь к самому себе.
Несмотря на всё это, боевые вылеты Григорий Речкалов продолжал выполнять до конца войны. Он закончил её с 56 личными и 6 групповыми победами, одержанными в 450 успешных боевых вылетах и 122 воздушных боях ( М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 61 личную и 4 групповые победы, в том числе 3 личные победы, одержанные летом 1941 года, но не записанные на его боевой счёт ).
дважды Герой Советского Союза гвардии капитан Григорий Речкалов (слева) и Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Андрей Труд.
Наверное, ни у одного другого советского аса на личном счету нет такого разнообразия типов официально сбитых самолётов врага, как у Г. А. Речкалова. Здесь и бомбардировщики Hе-111 и Ju-88, и самолёты штурмовой авиации Ju-87 и Hs-129, и разведчики Hs-126 и FW-189, и истребители Ме-110, Ме-109, FW-190, и транспортники Ju-52, и даже относительно редкие трофеи — итальянская «Савойя» и польский PZL-24.
После войны Григорий Андреевич ещё долго оставался на службе в ВВС, окончил Военно — Воздушную академию. В 1959 году 39-летний Генерал — майор авиации Г. А. Речкалов был уволен в запас. Жил и работал в Москве.
Список всех известных побед Гвардии майора Г. А. Речкалова:
№ п / п |
Д а т а | Сбитые самолёты |
Место воздушного боя ( одержанной победы ) |
Свои самолёты |
1 | 26.06.1941 г. | 1 Ме-109 | Унгены | И-153, И-16, Як-1,Р-39 «Аэрокобра». |
2 | 27.06.1941 г. | 1 Hs-126 | восточнее Бокша | |
3 | 11.07.1941 г. | 1 Ju-88 | Балта | |
4 | 25.05.1942 г. | 1 Ме-110 | район Изюма | |
5 | 27.05.1942 г. | 1 Ме-110 | Изюм | |
6 | 02.07.1942 г. | 1 FW-189 (в группе — 1 / 4) | Подгородное | |
7 | 09.07.1942 г. | 1 Ме-109 | Берестовая | |
8 | 10.07.1942 г. | 2 Ме-109 | Золотарёвка | |
9 | 11.04.1943 г. | 1 Ме-109 | севернее Абинская | |
10 | 12.04.1943 г. | 1 Ме-109 | восточнее Троицкая | |
11 | 15.04.1943 г. | 1 Ju-88 | Гостогаевский — Николаевский | |
12 | 16.04.1943 г. | 1 Ме-109 | Абинская | |
13 | 17.04.1943 г. | 1 Ме-109 | Мысхако | |
14 | 21.04.1943 г. | 1 Ме-109 | Цемесская бухта | |
15 | 1 Ме-109 | южнее Новороссийск | ||
16 | 29.04.1943 г. | 1 Ме-109 | Благодарный | |
17 | 04.05.1943 г. | 1 Ме-109 | южнее Неберджаевская | |
18 | 1 Ме-109 | высота 151,6 (Кубань) | ||
19 | 1 Ме-109 (в паре — 1 / 2) | Семенцовский | ||
20 | 05.05.1943 г. | 1 Ме-109 | западнее Крымская | |
21 | 06.05.1943 г. | 1 Ме-109 | западнее Неберджаевская | |
22 | 08.05.1943 г. | 1 Ме-109 | западнее Нижнебаканская | |
23 | 1 Ju-87 | западнее Верхнебаканская | ||
24 | 14.05.1943 г. | 1 Ме-109 | северо — западнее Неберджаевская | |
25 | 28.05.1943 г. | 1 Ме-109 | южнее Киевское | |
26 | 16.08.1943 г. | 1 Ме-109 | севернее Ивановский | |
27 | 17.08.1943 г. | 1 Ме-109 | южнее Краснополье | |
28 | 23.08.1943 г. | 2 Не-111 (в группе — 2 / 3) | Дмитриевка | |
29 | 26.08.1943 г. | 1 Ju-88 | южнее Квашино | |
30 | 29.08.1943 г. | 1 Ме-109 | восточнее Новоспасский | |
31 | 1 Ме-109 | восточнее Марфинская | ||
32 | 30.08.1943 г. | 1 Ju-87 | южнее Ново — Хрещатик | |
33 | 02.09.1943 г. | 1 Ме-109 | Калинин | |
34 | 19.09.1943 г. | 1 Не-111 | севернее Мелитополь | |
35 | 26.09.1943 г. | 1 Ме-109 | Большой Токмак | |
36 | 01.10.1943 г. | 1 Ju-87 | Дмитриевка | |
37 | 1 Ju-87 | Карлсрус | ||
38 | 1 Ju-87 | Радостный | ||
39 | 16.10.1943 г. | 1 Ju-88 | западнее Ногайск | |
40 | 24.10.1943 г. | 1 Ме-109 | севернее Михайловка | |
41 | 1 Ме-109 | Бурчак | ||
42 | 26.10.1943 г. | 1 Ju-88 | северо — западнее Весёлое | |
43 | 01.11.1943 г. | 1 Ju-87 | юго — западнее Перекоп | |
44 | 1 Ju-87 | западнее Перекоп | ||
45 | 1 Ju-87 | севернее Будённовка | ||
46 | 01.12.1943 г. | 1 Ju-87 | северо — западнее Чучак | |
47 | 08.12.1943 г. | 1 Ju-52 | юго — западнее Тендеровская коса | |
48 | 12.12.1943 г. | 1 Ju-52 | Аджалыкский лиман | |
49 | 29.12.1943 г. | 1 Не-111 | южнее Одесса | |
50 | 1 «Шторх» | Выгода | ||
51 | 30.05.1944 г. | 1 Me-109 | Таутошти | |
52 | 31.05.1944 г. | 1 FW-190 | северо — восточнее Чужа Вода | |
53 | 1 «Шторх» | юго — восточнее Порчешти | ||
54 | 03.06.1944 г. | 1 Ju-87 | Богонос | |
55 | 1 Me-109 | Богонос | ||
56 | 16.07.1944 г. | 1 Ju-87 | южная окраина Сушно | |
57 | 22.07.1944 г. | 1 FW-190 | северо — западнее Замостье | |
58 | 02.08.1944 г. | 1 FW-190 | Ясьяны | |
59 | 31.08.1944 г. | 1 Me-109 | Островец | |
60 | 24.10.1944 г. | 1 Ju-52 | Жарновице | |
61 | 26.01.1945 г. | 1 Me-109 | Бранде | |
62 | 20.02.1945 г. | 1 FW-190 | севернее Круммельс | |
63 | 1 FW-190 | южнее Шадефельде | ||
Всего сбитых самолётов — 61 + 4; боевых вылетов — более 450; воздушных боёв — 122. |
источник: airaces.narod.ru