Уральский летчик Герой Речкалов Григорий Андреевич

Вскоре было замечено, что курсом на восток движется большая группа вражеских машин. В ней насчитывалось более 30 Ju-87 и Hs-129 и 8 FW-190. Увидев наши самолёты, противник перестроился в колонну по одному, замкнув круг для обороны, и начал беспорядочно бросать бомбы.

Уральский летчик Герой Речкалов Григорий Андреевич

Истребители Речкалова и Покрышкипа устремились в атаку на бомбардировщиков, а Труд связал боем истребителей. Закрутилась гигантская карусель. Своей четвёркой Покрышкин нанёс удар с внутренней стороны круга и с первой же атаки сбил Hs-129. Четвёртой атакой ему удалось поджечь Ju-87. Снизу и сзади в атаку бросился Речкалов со своими ведомыми. Он первым свалил на землю вражеского бомбардиррвщика. Такая же участь от метких очередей Вахненко, Клубова и Иванова постигла ещё 3-х «Юнкерсов». На выходе из четвёртой атаки Клубов удвоил свой счёт. Таким образом, на землю упало 9 сбитых вражеских самолётов.

Однако стремление Речкалова к увеличению личного счёта (вплоть до попыток приписать себе чужие победы), не всегда положительно сказывалось на руководстве подчинёнными. Он мог выйти из боя с истребителями, хотя лётчики его группы ещё продолжали схватку, и броситься на бомбардировщиков, а то и вовсе увести группу без разрешения вышестоящего командования. Действуя «по старинке», посылал на патрулирование мелкие группы истребителей, которым часто приходилось вести бои в меньшинстве.

Боевой счёт лётчика рос очень быстро, столь же быстро поднимался Речкалов и по командным должностям. После назначения Покрышкина заместителем командира полка, Речкалов становится командиром 1-й эскадрильи, а когда Покрышкин стал командиром дивизии, он был назначен командиром 16-го ГвИАП.

Уральский летчик Герой Речкалов Григорий Андреевич

Однако должность эта была фатально невезучей. После гибели лётчика Ивана Олефиренко (из-за халатности механика), Речкалов был снят с должности комполка и туда назначен Борис Глинка. Однако через несколько дней тот был серьёзно ранен в воздушном бою и Речкалов вновь стал временно исполнять его обязанности. Но вскоре его сменил в этой должности другой советский ас — Иван Ильич Бабак…

Вскоре полк переместился на 1-й Украинский фронт и принял участие в Львовско — Сандомирской операции. Затем действовал над Польшей, над Вислой и Одером. Последние бои Речкалов провёл над Берлином в апреле 1945 года. К концу войны он стал самым результативным лётчиком летающим на «Аэрокобре» (44 победы), большинство из которых он одержал на машинах P-39N-0 (номер 42-747) и P-39Q-15 (номер 42-547).

«Аэрокобра» Р-39Q-15, широко известна по кинохронике, как истребитель А. И. Покрышкина. Но это не так. Просто кинооператоры снимали Александра Ивановича на фоне именно этого самолёта (видимо хотели показать множество звёзд — отметок о победах). На этой машине Речкалов и закончил войну.

Звёздочки, обозначавшие воздушные победы, наносились слева на носу самолёта, причем расположены были точно так же, как и на предыдущей машине. Подкрыльевые пулемёты были сняты. Красные верхушки вертикального оперения и кок — отличительный знак 16-го Гвардейского ИАП.

Уральский летчик Герой Речкалов Григорий Андреевич

Самолёт P-39Q-15-BE «Airacobra» Г. А. Речкалова. 16-й ГвИАП, 9-я ГвИАД, весна 1945 года.
 

Уральский летчик Герой Речкалов Григорий Андреевич
 

Уральский летчик Герой Речкалов Григорий Андреевич

Через много лет после окончания войны у Гpигоpия Речкалова как-то спpосили, что он больше всего ценил в «Аэpокобpе», на котоpой одеpжал столько побед: скоpость, мощь огневого залпа, обзоp из кабины, надёжность мотоpа? Речкалов ответил, что, конечно, все пеpечисленные достоинства машины — очень важны. Hо главное всё — таки… было pадио. Hа этой машине была отличная, pедкая по тем вpеменам pадиосвязь. Благодаpя ей пилоты в гpуппе pазговаpивали между собой, как по телефону. Кто что увидел — сpазу все знают. Поэтому никаких неожиданностей, в боевых вылетах, у них не бывало.

Уральский летчик Герой Речкалов Григорий Андреевич

В. П. Цветков.

28 февраля 1945 года, приказом командира 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, Григорий Речкалов был отстранён от командования 16-м Гвардейским авиаполком и назначен инспектором по технике пилотирования 9-й ГвИАД, то есть на должность не связанную с руководством личным составом. Сам А. И. Покрышкин писал по этому поводу так:

«…Аэродром внезапно атаковала восьмёрка FW-190. Группа выскочила в разрыв облачности и сбросила кассетные осколочные бомбы. По радио на противника сразу же была наведена пара истребителей. Она как раз совершала тренировочный полёт. Лётчики успели догнать уходящую вражескую группу и подбили один «Фоккер».

От сброшенных бомб наши самолёты не пострадали. Но под взрывы попал командир эскадрильи Вениамин Цветков. Во время бомбёжки он бросился к своему самолёту, чтобы взлететь и отразить удар «Фоккеров». Но крупный осколок вонзился ему в спину и нанёс смертельную рану. Врачи не успели довезти его живым до лазарета… ( Примечание: Вениамин Павлович Цветков имел на своём счету 15 лично сбитых самолётов противника и 2 — в составе группы). Когда мне сообщили об этом ударе по аэродрому, первое, что я спросил: «А где были дежурные истребители?..»

Выяснилось, что командование 16-го Гвардейского полка не выполнило установленный график дежурства над аэродромом. Считая это напрасной тратой сил, не подняло заранее, по расписанию, звено на барражирование. Это было грубое нарушение. Будь звено в воздухе, налёт удалось бы отразить ещё на подходе вражеских самолётов к аэродрому. За неисполнительность и другие нарушения командира 16-го авиаполка вскоре перевели на должность инспектора в корпус, не связанную с руководством личным составом.

Вот ведь как бывает. Приобрел лётчик боевой опыт, освоил технику, научился вести воздушный бой — дерётся уверенно, на счету не один десяток сбитых вражеских машин. Отмечен за это высокими наградами. А командирские качества невысокие, как руководитель — слаб. По видимому, чтобы выковать, воспитать в себе эти качества мало быть только храбрым и умелым воздушным бойцом. Надо развивать ответственность перед подчинёнными, строго спрашивать и быть требовательным в первую очередь к самому себе.

Несмотря на всё это, боевые вылеты Григорий Речкалов продолжал выполнять до конца войны. Он закончил её с 56 личными и 6 групповыми победами, одержанными в 450 успешных боевых вылетах и 122 воздушных боях   ( М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 61 личную и 4 групповые победы, в том числе 3 личные победы, одержанные летом 1941 года, но не записанные на его боевой счёт ).

Уральский летчик Герой Речкалов Григорий Андреевич

дважды Герой Советского Союза гвардии капитан Григорий Речкалов (слева) и Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Андрей Труд. 

Наверное, ни у одного другого советского аса на личном счету нет такого разнообразия типов официально сбитых самолётов врага, как у Г. А. Речкалова. Здесь и бомбардировщики Hе-111 и Ju-88, и самолёты штурмовой авиации Ju-87 и Hs-129, и разведчики Hs-126 и FW-189, и истребители Ме-110, Ме-109, FW-190, и транспортники Ju-52, и даже относительно редкие трофеи — итальянская «Савойя» и польский PZL-24.

После войны Григорий Андреевич ещё долго оставался на службе в ВВС, окончил Военно — Воздушную академию. В 1959 году 39-летний Генерал — майор авиации Г. А. Речкалов был уволен в запас. Жил и работал в Москве.

Список всех известных побед Гвардии майора Г. А. Речкалова:

 


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
1 26.06.1941 г. 1 Ме-109 Унгены И-153, И-16, Як-1,Р-39 «Аэрокобра».
2 27.06.1941 г. 1 Hs-126 восточнее Бокша
3 11.07.1941 г. 1 Ju-88 Балта
4 25.05.1942 г. 1 Ме-110 район Изюма
5 27.05.1942 г. 1 Ме-110 Изюм
6 02.07.1942 г. 1 FW-189 (в группе — 1 / 4) Подгородное
7 09.07.1942 г. 1 Ме-109 Берестовая
8 10.07.1942 г. 2 Ме-109 Золотарёвка
9 11.04.1943 г. 1 Ме-109 севернее Абинская
10 12.04.1943 г. 1 Ме-109 восточнее Троицкая
11 15.04.1943 г. 1 Ju-88 Гостогаевский — Николаевский
12 16.04.1943 г. 1 Ме-109 Абинская
13 17.04.1943 г. 1 Ме-109 Мысхако
14 21.04.1943 г. 1 Ме-109 Цемесская бухта
15 1 Ме-109 южнее Новороссийск
16 29.04.1943 г. 1 Ме-109 Благодарный
17 04.05.1943 г. 1 Ме-109 южнее Неберджаевская
18 1 Ме-109 высота 151,6 (Кубань)
19 1 Ме-109 (в паре — 1 / 2) Семенцовский
20 05.05.1943 г. 1 Ме-109 западнее Крымская
21 06.05.1943 г. 1 Ме-109 западнее Неберджаевская
22 08.05.1943 г. 1 Ме-109 западнее Нижнебаканская
23 1 Ju-87 западнее Верхнебаканская
24 14.05.1943 г. 1 Ме-109 северо — западнее Неберджаевская
25 28.05.1943 г. 1 Ме-109 южнее Киевское
26 16.08.1943 г. 1 Ме-109 севернее Ивановский
27 17.08.1943 г. 1 Ме-109 южнее Краснополье
28 23.08.1943 г. 2 Не-111 (в группе — 2 / 3) Дмитриевка
29 26.08.1943 г. 1 Ju-88 южнее Квашино
30 29.08.1943 г. 1 Ме-109 восточнее Новоспасский
31 1 Ме-109 восточнее Марфинская
32 30.08.1943 г. 1 Ju-87 южнее Ново — Хрещатик
33 02.09.1943 г. 1 Ме-109 Калинин
34 19.09.1943 г. 1 Не-111 севернее Мелитополь
35 26.09.1943 г. 1 Ме-109 Большой Токмак
36 01.10.1943 г. 1 Ju-87 Дмитриевка
37 1 Ju-87 Карлсрус
38 1 Ju-87 Радостный
39 16.10.1943 г. 1 Ju-88 западнее Ногайск
40 24.10.1943 г. 1 Ме-109 севернее Михайловка
41 1 Ме-109 Бурчак
42 26.10.1943 г. 1 Ju-88 северо — западнее Весёлое
43 01.11.1943 г. 1 Ju-87 юго — западнее Перекоп
44 1 Ju-87 западнее Перекоп
45 1 Ju-87 севернее Будённовка
46 01.12.1943 г. 1 Ju-87 северо — западнее Чучак
47 08.12.1943 г. 1 Ju-52 юго — западнее Тендеровская коса
48 12.12.1943 г. 1 Ju-52 Аджалыкский лиман
49 29.12.1943 г. 1 Не-111 южнее Одесса
50 1 «Шторх» Выгода
51 30.05.1944 г. 1 Me-109 Таутошти
52 31.05.1944 г. 1 FW-190 северо — восточнее Чужа Вода
53 1 «Шторх» юго — восточнее Порчешти
54 03.06.1944 г. 1 Ju-87 Богонос
55 1 Me-109 Богонос
56 16.07.1944 г. 1 Ju-87 южная окраина Сушно
57 22.07.1944 г. 1 FW-190 северо — западнее Замостье
58 02.08.1944 г. 1 FW-190 Ясьяны
59 31.08.1944 г. 1 Me-109 Островец
60 24.10.1944 г. 1 Ju-52 Жарновице
61 26.01.1945 г. 1 Me-109 Бранде
62 20.02.1945 г. 1 FW-190 севернее Круммельс
63 1 FW-190 южнее Шадефельде

Всего сбитых самолётов — 61 + 4;  боевых вылетов — более 450;  воздушных боёв — 122.

источник: airaces.narod.ru

 

AesliB