25 сентября отметила бы день рождения Татьяна Петровна Макарова — выдающаяся советская летчица, командир звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка, гвардии лейтенант, Герой Советского Союза.
Таня родилась 25 сентября 1920 года в Москве, в семье советского служащего. Её отец, инвалид Первой Мировой войны, работал почтальоном.
Училась Таня в двенадцатой городской средней школе, окончила хорошисткой 7 классов, поступила в Московский механико — технологический техникум пищевой промышленности. Техникум готовил поваров-кулинаров, кондитеров и даже пивоваров… И быть бы Тане классным специалистом по общепитовской кухне, но в шестнадцать лет девушка за компанию с однокурсниками поступила в аэроклуб…
И увлеклась так, что уже через два года имела за душой десяток прыжков с парашютом и первый самостоятельный полет за штурвалом учебного биплана. А к 19 годам Татьяна получила направление в Энгельсскую авиационную школу, которую с отличием и закончила. В звании пилота-инструктора гражданской авиации стала наставницей курсантов на учебном аэродроме.
Таня Макарова
Когда разразилась Великая Отечественная война, Таня в числе первых явилась к воротам военкомата:
— Я — летчик! Отправьте на фронт.
— Ты — прежде всего девушка, — сурово ответил военком. — Воевать — мужская работа, а тебе и в тылу дело найдется. Летчик, говоришь? А тут еще написано, что не просто летчик, а пилот-инструктор. Вот, будешь учить ребят с самолетами управляться… Ты — ценный кадр, Татьяна Петровна, таким по всем законам бронь полагается!
Но комсомолка Макарова не унялась. Слишком велика была ее решимость разить врага. И девушке удалось настоять на своем: вскоре юную летчицу зачислили в 588-й авиационный полк, получивший впоследствии наименование 46-го Гвардейского Краснознамённого Таманского. Впрочем, официальное его название, с номером, сейчас памятно, в основном, историкам, а в народе эту уникальную воинскую часть называют иначе — «девичий авиаполк». Знаменито и другое наименование, от фашистов — «полк ночных ведьм».
Укомплектованный легкими бипланами По-2, знакомыми большинству советских авиаторов еще по аэроклубам, полк творил чудеса в ночном грозовом небе войны. На счету летчиц — 23 672 боевых вылета, 2 902 980 килограммов бомбового груза сброшено на головы фашистов. — не считая 26 000 зажигательных бомб. По неполным данным, силами полка за период Великой Отечественной войны летчицами полка уничтожено 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов — из них 2 вместе со станционными сооружениями, 46 складов, 76 автомобилей, 12 заправочных станций с цистернами горючего, 86 огневых точек врага, 11 прожекторно-зенитных станций.
История мировой авиации ещё не знала подобной боевой единицы: весь личный состав полка — от командира до механика по вооружению — состоял из «военнослужащих женского пола», как пишут в военных отчетах. Четыре десятка самолетов, на которых летали, которые чинили и вооружали, заправляли и обслуживали исключительно девушки… В решении первого партийно — комсомольского собрания женского полка, проведённого на фронте, значился всего один пункт: «По боевым вылетам добиться 1-го места в дивизии». А ведь в других полках женщин не было вовсе — только мужчины, которые воевали храбро, умело. Девушки знали об этом. И всё — таки решили доказать, что могут громить врага не хуже.
— Вот тебе и небесные амазонки, — улыбнулся комиссар дивизии А. С. Горбунов. — Бросили перчатку мужчинам…
Как потом выяснилось, одним из инициаторов смелого предложения была Татьяна Макарова. Она с первых дней завоевала авторитет среди подруг. Озорная и непоседливая на земле, в воздухе Татьяна преображалась — становилась спокойной, расчётливой. Боевые подруги это почувствовали в первых же боевых вылетах. Почувствовали и беспредельно поверили в её мастерство. Для штурманов полёт в составе экипажа Макаровой считался честью.
По-2 (У-2) в варианте бомбардировщика
Первый ночной массированный удар женский полк наносил по живой силе противника с аэродрома «Труд Горняка», что в Донбассе. Взлетели с интервалом в 3 минуты. Под плоскостями каждой машины около 200 килограммов бомб. Не так уж много, но и не мало. Во всяком случае, если все их сбросить точно на цель, то этого достаточно, чтобы, к примеру, пустить под откос вражеский эшелон или вывести из строя артиллерийскую батарею. Кроме того, в кабине штурмана находились осветительные бомбы. Их бросали для подсветки цели.
Ровно гудел мотор У-2. Высота 900 метров. Внизу непроглядная темень. По расчёту времени под крылом вот — вот должна проплыть линия фронта, но пока ничего не было видно.
— Приготовиться, — предупредила Татьяна.
— Есть приготовиться, — ответила штурман, вглядываясь в притихшую землю.
Она должна засекать огневые точки противника. Но тот пока молчал. Не появились прожекторы и в районе цели.
— Бросай САБы! — скомандовала Макарова.
Яркий свет залил траншеи противника. И тут же по ним последовал бомбовый удар.
— Поздравляю, командир, с первым боевым!
— Тебя, подруга, тоже…
А потом был тяжкий путь отступления. С боями отходили до предгорий Кавказа. Постоянно меняли место дислокации. Тяготы и лишения, гибель боевых подруг не сломили духа патриоток. Коллектив полка сплотился, дисциплина окрепла.
— Вы доказали, что можете воевать в общем строю, — отметил на очередном собрании комиссар А. С. Горбунов.
Было это на аэродроме близ станицы Ассиновской. Отступление кончилось.
Командир полка дает девушкам боевое задание
«Ни шагу назад! Грудью отстоять города Орджоникидзе и Грозный. Не допустить фашистов к нефтяным богатствам нашей Родины!» — такая задача стояла перед советскими войсками.