Таня Макарова. Ночная ведьма

25 сентября отметила бы день рождения Татьяна Петровна Макарова — выдающаяся советская летчица, командир звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка, гвардии лейтенант, Герой Советского Союза.

Таня родилась 25 сентября 1920 года в Москве, в семье советского служащего. Её отец, инвалид Первой Мировой войны, работал почтальоном.

Училась Таня в двенадцатой городской средней школе, окончила хорошисткой 7 классов, поступила в Московский механико — технологический техникум пищевой промышленности. Техникум готовил поваров-кулинаров, кондитеров и даже пивоваров… И быть бы Тане классным специалистом по общепитовской кухне, но в шестнадцать лет девушка за компанию с однокурсниками поступила в аэроклуб…

И увлеклась так, что уже через два года имела за душой десяток прыжков с парашютом и первый самостоятельный полет за штурвалом учебного биплана. А к 19 годам Татьяна получила направление в Энгельсскую авиационную школу, которую с отличием и закончила. В звании пилота-инструктора гражданской авиации стала наставницей курсантов на учебном аэродроме.

Таня Макарова. Ночная ведьма

Таня Макарова

Когда разразилась Великая Отечественная война, Таня в числе первых явилась к воротам военкомата:

— Я — летчик! Отправьте на фронт.

— Ты — прежде всего девушка, — сурово ответил военком. — Воевать — мужская работа, а тебе и в тылу дело найдется. Летчик, говоришь? А тут еще написано, что не просто летчик, а пилот-инструктор. Вот, будешь учить ребят с самолетами управляться… Ты — ценный кадр, Татьяна Петровна, таким по всем законам бронь полагается!

Но комсомолка Макарова не унялась. Слишком велика была ее решимость разить врага. И девушке удалось настоять на своем: вскоре юную летчицу зачислили в 588-й авиационный полк, получивший впоследствии наименование 46-го Гвардейского Краснознамённого Таманского. Впрочем, официальное его название, с номером, сейчас памятно, в основном, историкам, а в народе эту уникальную воинскую часть называют иначе — «девичий авиаполк». Знаменито и другое наименование, от фашистов — «полк ночных ведьм».

Укомплектованный легкими бипланами По-2, знакомыми большинству советских авиаторов еще по аэроклубам, полк творил чудеса в ночном грозовом небе войны. На счету летчиц — 23 672 боевых вылета, 2 902 980 килограммов бомбового груза сброшено на головы фашистов. — не считая 26 000 зажигательных бомб. По неполным данным, силами полка за период Великой Отечественной войны летчицами полка уничтожено 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов — из них 2 вместе со станционными сооружениями, 46 складов, 76 автомобилей, 12 заправочных станций с цистернами горючего, 86 огневых точек врага, 11 прожекторно-зенитных станций.

История мировой авиации ещё не знала подобной боевой единицы: весь личный состав полка — от командира до механика по вооружению — состоял из «военнослужащих женского пола», как пишут в военных отчетах. Четыре десятка самолетов, на которых летали, которые чинили и вооружали, заправляли и обслуживали исключительно девушки… В решении первого партийно — комсомольского собрания женского полка, проведённого на фронте, значился всего один пункт: «По боевым вылетам добиться 1-го места в дивизии». А ведь в других полках женщин не было вовсе — только мужчины, которые воевали храбро, умело. Девушки знали об этом. И всё — таки решили доказать, что могут громить врага не хуже.

— Вот тебе и небесные амазонки, — улыбнулся комиссар дивизии А. С. Горбунов. — Бросили перчатку мужчинам…

Как потом выяснилось, одним из инициаторов смелого предложения была Татьяна Макарова. Она с первых дней завоевала авторитет среди подруг. Озорная и непоседливая на земле, в воздухе Татьяна преображалась — становилась спокойной, расчётливой. Боевые подруги это почувствовали в первых же боевых вылетах. Почувствовали и беспредельно поверили в её мастерство. Для штурманов полёт в составе экипажа Макаровой считался честью.

Таня Макарова. Ночная ведьма

По-2 (У-2) в варианте бомбардировщика

Первый ночной массированный удар женский полк наносил по живой силе противника с аэродрома «Труд Горняка», что в Донбассе. Взлетели с интервалом в 3 минуты. Под плоскостями каждой машины около 200 килограммов бомб. Не так уж много, но и не мало. Во всяком случае, если все их сбросить точно на цель, то этого достаточно, чтобы, к примеру, пустить под откос вражеский эшелон или вывести из строя артиллерийскую батарею. Кроме того, в кабине штурмана находились осветительные бомбы. Их бросали для подсветки цели.

Ровно гудел мотор У-2. Высота 900 метров. Внизу непроглядная темень. По расчёту времени под крылом вот — вот должна проплыть линия фронта, но пока ничего не было видно.

— Приготовиться, — предупредила Татьяна.

— Есть приготовиться, — ответила штурман, вглядываясь в притихшую землю.

Она должна засекать огневые точки противника. Но тот пока молчал. Не появились прожекторы и в районе цели.

— Бросай САБы! — скомандовала Макарова.

Яркий свет залил траншеи противника. И тут же по ним последовал бомбовый удар.

— Поздравляю, командир, с первым боевым!

— Тебя, подруга, тоже…

А потом был тяжкий путь отступления. С боями отходили до предгорий Кавказа. Постоянно меняли место дислокации. Тяготы и лишения, гибель боевых подруг не сломили духа патриоток. Коллектив полка сплотился, дисциплина окрепла.

— Вы доказали, что можете воевать в общем строю, — отметил на очередном собрании комиссар А. С. Горбунов.

Было это на аэродроме близ станицы Ассиновской. Отступление кончилось.

Таня Макарова. Ночная ведьма

Командир полка дает девушкам боевое задание

«Ни шагу назад! Грудью отстоять города Орджоникидзе и Грозный. Не допустить фашистов к нефтяным богатствам нашей Родины!» — такая задача стояла перед советскими войсками.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB