Советский лётчик-истребитель Виктор Александрюк

Свою боевую деятельность Виктор Александрюк начал в составе 171-го истребительного авиационного полка, созданного накануне войны. Лётчики полка получили боевое крещение осенью 1941 года под Тулой. Летом 1942 года...

Свою боевую деятельность Виктор Александрюк начал в составе 171-го истребительного авиационного полка, созданного накануне войны. Лётчики полка получили боевое крещение осенью 1941 года под Тулой. Летом 1942 года лётчики вели напряжённые воздушные бои уже на Брянском фронте.

Советский лётчик-истребитель Виктор Александрюк

Командир полка С. И. Орляхин (4-й справа) уточняет полётное задание. Слева от него: С. Трошин, К. Ф. Соболев, И. А. Вишняков, В. И. Александрюк, А. Блинов; справа — А. Стоянов, Г. И. Подколзин, А. М. Винокуров. 1942 год.

В июне 1942 года 5 истребителей, ведомых И. А. Вишняковым, вылетели на прикрытие наземных войск, которые вели оборонительные бои в районе Семилуки — Землянск. Внизу проплывали ржаные и пшеничные поля, исполосованные колёсами автомобилей и гусеницами танков, мертвенно чернели выжженные посёлки и деревни, мелькали ещё дымившиеся повозки и машины, разбитые орудия. Над полем сражения появились немецкие бомбардировщики. В первой волне Вишняков насчитал 9 Ju-88, сопровождаемых 6 истребителями. Каждый бомбардировщик нёс в своих люках по 1000 кг смертоносного груза.

Вишняков скомандовал: «Атакуем на встречных курсах !» Можно представить себе, какой свинцовый ливень обрушился на истребителей ! С «Юнкерсов» застрочили 45 пулемётов, кинулись на выручку и Ме-109. Наши лётчики находились под огнём 69 пулемётов и 9 скорострельных пушек ! Но тогда некогда было думать об этом. Ведь под крыльями «МиГов» стояли насмерть тысячи советских солдат, которых требовалось защитить от вражеских бомб…

Вишняков, Александрюк, Нестеренко, Подколзин и Васько на максимальных скоростях устремились на врагов. Подбив 2 самолёта, развернулись и сделали ещё один заход. Строй «Юнкерсов» дрогнул. Суетливо сбросив бомбы куда попало, они поспешили убраться восвояси. Ошеломлённые дерзкой атакой «МиГов», следом драпанули и 2 «Мессера». Ну а оставшуюся четвёрку наши лётчики разогнали…

Советский лётчик-истребитель Виктор Александрюк

Истребитель МиГ-3. На такой машине начинал войну В. И. Александрюк.

Вскоре подоспели ещё 2 звена «Юнкерсов» под прикрытием 4 истребителей. Как ни досадно, но безоблачное небо было союзником врага, не позволяло нам произвести скрытный маневр для внезапного пападения. Тогда Вишняков решил атаковать в лоб всей пятёркой. Трудное это дело — лобовая атака. У МиГ-3 скорость более 600 километров в час, у «Юнкерса» — около 500. Стало быть, общая скорость сближения — около 1100 километров в час !..

Стрелки приборов, подрагивая от напряжения, упирались в красные риски на шкалах. С каждой секундой в прицеле увеличивались силуэты чужих самолётов, с каждым мгновением нарастало чувствло злого упрямства, самозабвенного азарта — чувство, которое, наверное, называется упоением боем. В голове только одна мысль — во что бы то ни стало не допустить вражеские бомбардировщики к нашим войскам. А это значит — если надо, пойти на таран. До врага оставалось метров 700 — 600, что — то около 3 секунд полёта. И вот тут — то немцы не выдержали, подставили начинённые бомбами фюзеляжи «Юнкерсов» под огонь наших истребителей. «МиГи» ударили все сразу, стремительно развернулись и с набором высоты ушли от взрыва вражеских машин. У страха, как говорят, глаза велики. Увидев, как разбилась об истребительный заслон вторая волна «Юнкерсов», очередная группа бомбардировщиков, показавшаяся на горизонте, посчитала за лучшее исчезнуть из поля зрения…

А потом наша группа вступила в бой с конвоем, с «Мессерами», разрисованными устрашающими фигурами пантер и тигров. Словом, им удалось сорвать планы врагов.

Советский лётчик-истребитель Виктор Александрюк

С октября 1942 года в составе 19-го ИАП защищал небо Ленинграда.

С 1943 года Виктор Ильич летал ведущим в паре с будущим Героем Советского Союза Александром Фёдоровичем Васько. Вместе они одержали немало блестящих воздушных побед.

В июле 1944 года лётчики 19-го Краснознамённого истребительного авиаполка вели напряжённые бои в небе Польши. В один из дней группа истребителей, возглавляемая командиром полка подполковником П. Ф. Чупиковым, вылетев на «свободную охоту», встретилась в районе переправы через Западный Буг с большой группой вражеских истребителей. У нас было 16 самолётов, у противника — 30. Несмотря на численное превосходство врага, советские лётчики смело вступили в бой. В жаркой напряжённой схватке они сбили 5 «Фоккеров» и вернулись домой без потерь. В этом бою Виктор Александрюк, вместе с другими лётчиками, записал на свой личный счёт очередную победу.

Свои последние воздушные схватки отважный лётчик провёл уже в небе Германии. Так только 10 февраля 1945 года лейтенант В. И. Александрюк уничтожил 2 вражеских самолёта.

Не менее ожесточённые бои происходили и в марте. Лётчики 16-й Воздушной армии лишь за 2 дня (22 и 23 марта) провели 117 воздушных боёв и уничтожили 110 немецких самолётов. В числе многих других асов 176-го Гвардейского ИАП, увеличил свой боевой счёт и лейтенант В. И. Александрюк.

18 апреля 1945 года лётчики 16-й Воздушной армии в ожесточённой борьбе с немецкой авиацией провели 162 воздушных боя и уничтожили 151 вражеский самолёт. Это был один из наиболее тяжёлых боевых дней. Вот лишь один боевой эпизод.

В середине дня пара лейтенанта В. И. Александрюка из 176-го Гвардейского ИАП на самолётах Ла-7 вела свободный поиск в районе Мюнхеберга. На высоте 4000 метров лётчики встретили около 40 FW-190 с бомбами, следующих под прикрытием 4 М-109. Наши истребители, имея преимущество в высоте, внезапно сверху сзади атаковали группу прикрытия и сразу же сбили 2 вражеских самолёта.

Другая пара противника поспешила уйти и оставила своих подопечных. Воспользовавшись этим, Александрюк атаковал ведущего группы «Фокке — Вульфов» и поджёг его самолёт. Боевой порядок немецких машин был нарушен, и они повернули обратно. Таким образом, 2 Гвардейца, умело используя своё выгодное положение, сбили 3 самолёта противника и не допустили остальных в район наших войск.

За 29 апреля 1945 года истребители 16-й Воздушной армии провели 67 воздушных боёв и уничтожили 46 вражеских самолётов, потеряв при этом 2 своих. Превосходство наших лётчиков в воздухе было полным. Имея основной своей задачей борьбу с авиацией противника для сохранения господства в воздухе, наши лётчики непрерывно вели поиск. Заметив вражеские самолёты, перехватывали их и уничтожали. лейтенант В. И. Александрюк одержал в этот день сразу 2 победы.

Всего же, по некоторым источникам, к концу войны отважный воздушный боец одержал 27 воздушных побед (23 самолёта сбил лично и 4 — в группе с товарищами).

За мужество и героизм, проявленные в боях с врагами, Гвардии старший лейтенант Александрюк Виктор Ильич Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7696).

Советский лётчик-истребитель Виктор Александрюк

После войны продолжал службу в строевых частях ВВС Московского военного округа, затем — на Дальнем Востоке. Командовал авиаэскадрильей. С 1951 года служил заместителем командира авиаэскадрильи в Прикарпатском военном округе. С июня 1953 года Гвардии капитан В. И. Александрюк — в запасе. Жил в Курске, работал начальником автовокзала. Умер 11 сентября 1991 года. Похоронен на Никитском кладбище в Курске. На доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector