Советский лётчик-ас Павел Долгарёв

Павел Долгарёв родился 22 Июня 1923 года в селе Ломное Борисовского района Белгородской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу пилотов Гражданского Воздушного Флота. С Июня...

Павел Долгарёв родился 22 Июня 1923 года в селе Ломное Борисовского района Белгородской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу пилотов Гражданского Воздушного Флота. С Июня 1941 года в Красной Армии. После призыва был направлен в Армавирскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в 1942 году. Затем учился в Батайской военной авиационной школе, которую успешно окончил в 1943 году.

Павлу не было и 22 лет, когда он вошёл в число лучших асов страны. Рекордно результативной стала для него последняя неделя Января 1945 года, в течение которой Лейтенант Долгарёв сбил в небе Венгрии 14 неприятельских самолётов (Ju-88, 2 Ju-52, 6 Ме-109, 5 FW-190).

Советский лётчик-ас Павел Долгарёв

Во время освобождения Венгрии полки 295-й истребительной авиационной дивизии базировалась в Текеле, возле Будапешта. Разными делами занимались в ту горячую пору комсомольские работники. Но святая святых — подготовка молодёжи в партию. Чем жарче бои, тем больший приток заявлений. Текст одного из них до сих пор хранится в архиве части: «Вступая в партию, клянусь с честью оправдать высокое звание коммуниста в боях за нашу Родину». Его написал лётчик — комсомолец Павел Долгарёв.

В тот день состоялось короткое фронтовое собрание комсомольцев. Прямо на стоянке самолётов. Председатель называет фамилию. Из-под крыла Ла-5 поднимается невысокий, худощавый, веснушчатый паренёк. Такого никак не назовёшь богатырем. Но он — богатырь. Настоящий ас. И это все знают. А потому собрание шумит:

— Знаем Павлика. Можно рекомендовать. Он подведёт. Нечего его разбирать !..

Но председатель принципиален и, как положено по инструкции, зачитывает анкетные данные комсомольца: «Рождения 1923 года. Уроженец Курской области. Русский… Холост… Имеет свыше 100 боевых вылетов…»

Потом, обращаясь к Долгарёву:

— Сколько сбил фашистских самолётов ?

Тот отвечает, смутившись:

— Более 15.

— А в небе Будапешта ?

— Пока 10…

Хочется рассказать об этом удивительном комсомольце — любимце полка и всей дивизии. О рядовом лётчике, ставшем большим командиром.

На фронт Павел Долгарёв пришёл в 1943 году. Воевал на Курской дуге, освобождал Украину, Молдавию. А в 1944-м начался освободительный поход по странам Европы: Румыния, Болгария, Венгрия…

В Венгрии боевое мастерство лётчика — комсомольца проявилось с особой силой.

В Январе 1945 года штурмовики и бомбардировщики нанесли ряд сильных ударов по окружённой группировке противника в Будапеште, особенно по западной части (Буда). Базируясь в непосредственной близости от Будапешта, «Ильюшины» совершали по 7 — 10 вылетов в день. Аэродром, на котором они базировались, был расположен настолько близко от мест боёв, что приходилось посылать самолёты для подавления вражеской артиллерии, ведущей по нему огонь. Чтобы увеличить бомбовую нагрузку, штурмовики не полностью заправлялись горючим и не брали воздушных стрелков. Действиями всех родов авиации противнику были нанесены большие потери в боевой технике, материальных средствах и живой силе, что в значительной степени помогло советским войскам быстрее завершить полный разгром и ликвидацию окружённой группировки.

Советский лётчик-ас Павел Долгарёв

В первых числах Февраля шестёрка Ла-5 отправилась на сопровождение 12 шурмовиков, которые нужно было проводить к фронту и довести невредимыми обратно. Долгарёв со своим ведомым Иваном Антоновым находился вблизи от штурмовиков, а лётчик Володжиев возглавлял ударную четвёрку.

Поначалу всё было спокойно. Но вот в воздухе появились 2 пары Ме-109. Долгарёв и Володжиев отразили их атаки. Не успели штурмовпкп сделать и первого захода на цель, как число фашистских самолётов умножилось. Появилось ещё 4 Ме-109 и 8 FW-190. Итого: 16 против 6 !..

Завязался труднейший бой. Но наши истребители создали настоящий огневой заслон, и ни один вражеский самолёт не смог пробиться к штурмовикам. В то же время противник потерял 2 машины. Одну из них сбил Павел Долгарёв.

В другой раз Долгарёв в составе шестёрки успешно прикрыл 14 штурмовиков. В третий — 18…

С аэродрома штурмовиков шли настойчивые звонки в политотдел дивизии:

— Покажите нам Долгарёва !

Пришлось организовать встречу. Штурмовики долго качали молодого аса…

Немецкое командование не теряло надежды удержать за собой столицу Венгрии. С этой целью оно всячески старалось усилить окружённую группировку, перебрасывая по воздуху в Будапешт оружие, боеприпасы и снаряжение. Ежедневно специальная группа транспортных самолётов в нелётную погоду или с наступлением сумерек направлялась через линию фронта к городу, чтобы сбросить на парашютах предметы снабжения, в которых остро нуждались окруженные. Нужно было ликвидировать этот «воздушный мост».

У лётчиков — истребителей 17-й Воздушной армии появилась новая задача: поставить непроходимый заслон перед транспортными самолётами противника. В ясные дни это выполнить было нетрудно. Но вот лёг над Дунаем туман, и всё лётное поле утонуло, словно в молоке.

В один из таких дней лётчики сидели возле самолётов и слушали, как пролетают над головами транспортные Ju-52, а сделать ничего не могли.

Командир полка вызывает Павла Долгарёва.

— Ну как, Долгарёв, справишься с погодой ?

— Постараюсь, товарищ Подполковник ! Будет полный порядок.

Глаза Павла заискрились тем огоньком, который всегда в них вспыхивал перед трудным заданием.

— Лети, — решил командир. — Ведомым бери любого лётчика.

— Я с Антоновым…

И вот 2 «Лавочкина», вырвавшись из туманной пелены, летят навстречу самолётам противника. А на командном пункте слушают по радио, как разгорается невидимый в тумане воздушный бой.

Долгарёв и Антонов быстро нагнали один из вражеских транспортников и дали по нему первую очередь из пушек. Левый мотор задымил, «Юнкерс» накренился, но продолжал полёт. Павел снова его догнал, и с короткой дистанции дал вторую очередь. «Юнкерс» спиралью пошёл к земле. Через несколько минут невдалеке от аэродрома послышался мощный взрыв, затем ещё несколько взрывов: это рвались разлетевшиеся с самолёта мины.

Такая же участь постигла и второй вражеский транспортный самолёт.

На земле командир обнял и расцеловал лётчика.

— А это твои трофеи, — протянул Павлу штурманские часы и несколько фашистских орденов. — Понятно, кого ты сразил ?

— Попятно, — ответил Павел. — Собаке собачья смерть !

Под Будапештом и далее над Секешфехерваром Долгарёв продолжал свой победный счёт.

К Февралю 1945 года командир звена 116-го истребительного авиационного полка Лейтенант П. М. Долгарёв совершил 152 боевых вылетов, в 42 воздушных боях сбил лично 21 и в группе с товарищами 7 самолётов противника, 1 самолёт уничтожил на земле.

Однажды на комсомольском собрании товарищи приняли решение послать письмо на родину Долгарёва в село Ломное. В письме, адресованном его матери Феодосье Корнеевне, они рассказали о 21-й победе сына и о присвоении ему звания Героя Советского Союза. А комсомольские активисты полка написали большой плакат: «Слава доблестному лётчику, воспитаннику комсомола Павлу Долгарёву, сбившему 21 самолёт противника». Этот плакат хранился у них до конца войны.

Война в Европе закончилась. Занимался новый день, 9 Мая — День Победы. Весть об окончании войны облетела всю нашу страну с быстротой молнии. Неописуемое ликование охватило советский народ, восторженные люди скандировали: «По-бе-да ! По-бе-да !», «Слава народу — победителю !», «Слава советским воинам !». Русские и белорусы, украинцы и грузины, латыши и узбеки — представители всех наций, населяющих нашу необъятную Родину, поздравляли друг, друга с великой Победой. Поздно вечером праздничный салют озарил своим многоцветием радостные лица людей.

Авиаторы 17-й Воздушной армии встретили праздник Победы далеко от Москвы, на аэродромах Венгрии и Австрии. Для них война ещё не закончилась. В тот самый момент, когда на праздничной Красной площади торжественно зазвучали куранты и стрелки показали 6 часов, экипажи 951-го штурмового полка Гвардии майора И. Т. Красночубенко приступили к выполнению боевого задания. 12 «Ильюшиных» под прикрытием 24 «Лавочкиных» ушли в небо. Вели их Герои Советского Союза П. М. Долгарев и В. В. Кирилюк. На борту штурмовиков находился полный боекомплект, в бомболюках подвешены бомбы, а под плоскостями поблескивали сигарообразные реактивные снаряды.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector